Потреблять и ещё раз потреблять
В общем, тема сегодняшнего рассказа будет о паразитах, вампирах, кровососах. Конечно, речь пойдёт не о тех насекомых, которые сосут кровь буквально, а о людях, которые не в состоянии дать фактически ничего, но постоянно чего-то просят или даже требуют, или отбирают у ближних своих. И в длинные списки их требований к миру входят не только какие-то материальные блага, но и разные информационные продукты, развлекательные программы, внимание людей, их время, которое они могли бы потратить на более приятное занятие, нежели на общение с этими потребителями. Пусть героем этого рассказа будет женщина, хотя потребителей мужского пола не меньше, потому со временем на сцене появится и потребитель мужского пола и сыграет роль второго плана. Вопрос только в том, какого уровня потребителем будет наша героиня?
Есть потребители, которые потребляют сложные продукты, вроде философских книг Платона и Гегеля, потому что они в молодые годы употребили высшее образование, а потом начали употреблять приличное рабочее место, которое приносит доход на употребление таких продуктов, как представления в театрах, как туристические поездки по всему миру экскурсий ради по историческим местам. В плане еды они тоже привыкли потреблять сложные блюда, приготовленные в дорогих ресторанах. Они знают толк в качественной специализированной или модной одежде. Они и в плане здоровья употребляют различные программы по поддержанию себя в форме путём разных тренировок и диет. Но при всём при этом эти люди не создают совершенно ничего своего, если у них и есть какие-то страницы в сети, то там только ссылки на творчество других людей. И даже если они что-то из этого комментируют, то их комментарии — это плагиат или шаблоны, клише.
Есть и потребители совершенно примитивные, которым не хватило усидчивости, чтобы употребить высшее образование, или же им в употреблении этого сложного продукта помешали их психические расстройства, потому они употребили в качестве образования какое-то профессиональное учебное заведение, где преподаватели делали вид, что они кого-то чему-то обучают, а ученики прилагали все усилия, чтобы сделать вид, что они пытаются сохранить какую-то информацию в своих мозгах, хотя и ясно понимают, что даже, если им это и удастся, то воспользоваться этой информацией, применить её на практике они едва ли смогут. Самые примитивные потребители ограничиваются только основным образованием, да и тот же аттестат они получают с опозданием года на три, потому что несколько раз оставались на второй год. Потом они идут на физически тяжёлую, грязную и вредную, но примитивную и понятную даже им работу, за которую платят минимум.
В плане потребления одежды они ориентируются на самую низкую цену, то же самое и в питании, жилье, и прочих продуктах, включая и развлечения. Даже если людям такого склада и предложить бесплатный поход в дорогой ресторан, то они едва ли смогут почувствовать разницу между котлетой в закусочной и котлетой приготовленной под звёздами Мишлена. Они ничего не понимают в моде или в одежде для активного отдыха, потому что большую часть своего времени они находятся на диване перед телевизором, а там можно обойтись и без одежды вообще. Наконец в плане развлечений им не будет понятен ни театр, ни книги, ни какие-то оригинальные фильмы. Им даже дискомфортно в социальных сетях, потому что там всё-таки надо самому выбирать контент для просмотра. А вот, по телевизору умные люди решают, что им смотреть вместо них, и суют им бесконечные сериалы, шоу, в которых кто-то что-то получает бесплатно. И главное, что в этих сериалах и шоу нет ничего нового, ничего такого, что вынудило бы их задуматься, изменить своё мнение. Там всё повторяется, а повторение таких людей успокаивает, а это им очень нужно. Ведь они мало что понимают в том, что происходит вокруг, а это непонимание делает мир непредсказуемым, и это их пугает. Страх — это самая неприятная штука в жизни, ожидание неприятности хуже самой неприятности. А мир одинаковых сериалов и шоу даже для примитивных людей прост и понятен, потому предсказуемый, потому они хотят нырнуть в него и не вылезать.
Однако потребители низкого уровня падки на роскошь, не менее потребителей самого высокого уровня. Если вдруг случайно у дворника появляется внушительная сумма, то он может купить себе массивный золотой перстень или швейцарские часы, или какой-то дорогой автомобиль. И эта роскошь ему нужна сугубо для того, чтобы продемонстрировать своё превосходство. Часы ему могут быть вообще не нужны, как и в ювелирных изделиях он может не смыслить, и на автомобиле ему ехать некуда, и дорогой автомобиль он не отличит от дешёвого, но он это может приобрести, не смотря на то, что денег ему на
это может быть болезненно жаль. Все эти дорогие вещи при этом не будут иметь никакой ценности, если он не будет иметь возможности похвастаться ими. У потребителей низкого уровня редко появляются большие деньги, разве что в смутные времена, для которых характерно падение культурного уровня потребления в обществе.
Я не хотел бы впадать в крайности, и потому попытаюсь сделать нашу героиню потребителем среднего уровня, которых, кстати, большинство. Назовём её Мария, как персонажа сказки про трёх медведей, чтобы никто не сомневался, что это только вымысел и не обиделся, приняв на свой счёт. Допустим, что у неё будет высшее образование, благодаря строгости её родителей, но в силу ограничения её способностей, она у нас не будет ничего помнить из того, что зубрила в университете, и ни дня не проработает по той специальности, которую там получила. На швейную фабрику она едва ли отправиться, потому что шить надо всё-таки уметь и там надо напрягаться, потому она окажется на должности продавщицы и не в продуктовом магазине, а в магазине одежды или косметики, в которых поток покупателей не такой мощный, и большую часть рабочего дня можно скучать, уткнувшись в телефон, демонстрирующий короткие развлекательные ролики.
Хотя на зарплату, которую платят скучающим продавцам выжить очень трудно, потому Маше придётся найти кого-то, кто оказывал бы ей материальную поддержку, причём регулярно, а не время от времени. Разумеется, что в обмен на эту материальную поддержку, по ветхозаветным понятиям о справедливости, она должна предоставить спонсору что-то взамен. А что она может кому-то дать, если она может только потреблять и ничего не в состоянии произвести? Такие люди, как Маша вымерли бы уже давно по закону естественного отбора, если бы не имитация производства чего-то. Ещё в детстве в школе она научилась имитировать обучение, когда она пришла в магазин, она научилась имитировать рабочую деятельность, употребляя рабочее место, которое создал кто-то другой. С детства она имитировала общение с одноклассницами, чтобы они при случае с ней чем-то поделились или заступились за неё, если что, чтобы давали списывать правильные ответы во время контрольной работы. Общение предполагает обмен различной информацией между людьми. Но Маша не в состоянии самостоятельно собирать, обобщать, обрабатывать и транслировать какую-то информацию. Максимум, на что она способна, это запомнить набор каких-то готовых фраз, толком не понимая их смысл, которые ей преподносят средства массовой информации и повторять, причём к месту и не к месту.
Большая часть людей, постоянно сомневаются в собственном совершенстве, и эти сомнения вынуждают их искать одобрения хоть у кого-то. Чем больше одобряющих, тем увереннее и наглее себя чувствуют люди. Значит, не всё так плохо для нашей Марии! Получается, что ей есть что предложить какому-то человеку, который обладает некими ресурсами и готов отдать часть этих ресурсов в обмен на одобрение, на поддержку себя любимого. Допустим, что наша Маша умеет льстить на приличном уровне.
Представим, что в магазин к Маше заходит молодой господин, который производит впечатления состоятельного, судя по значкам брендов на его вещах. Это провоцирует Марию оказать ему знаки внимания, к примеру, улыбнуться, окинуть его восхищённым взглядом, сделать комплимент. А у этого состоятельного господина какие-то неприятности, которые нанесли удар по его уверенности в себе, и эта уверенность нуждается в какой-то подпорке, чтобы не свалиться в самокритику и самоуничижение. И этот одобрительный взгляд Маши, её комплимент, пьянят его, как некий наркотик. Потому он решает с ней познакомиться и впредь держать источник этого наркотика рядом. Так они оказываются сначала в ресторане, потом у него дома. И Маша понимает, что лучше жить с этим молодым предпринимателем, которого зовут Андрей, нежели с родителями пенсионерами в однокомнатной квартире с частичными удобствами, но для этого нужно постоянно снабжать этого мужчину уверенностью в себе. Она решительно заявляет ему, что её в нём восхищает абсолютно всё, хотя многое в нём её раздражает.
После прослушивания речей Андрея Маша понимает, что главные его сомнения в его совершенстве находятся в области половой жизни. И тогда она говорит, что ей бы было ужасно приятно заняться с ним сексом, рассказывает, как её возбуждает его решительное поведение, его мужественность, но она чтит законы нравственности, потому никогда не согласиться начать половую жизнь, пока они не сочетаются законным браком, и без всяких контрактов о раздельном владении имуществом. У Андрея есть сомнения в том, что Мария так уж очарована им во всех отношениях. Большая часть людей, даже не совсем глупых, склонны верить в желаемое, сугубо в желаемое, то есть заниматься самообманом, потому Андрей предпочитает поверить в то, что его новая знакомая его обожает, и эта вера его пьянит. Он готов на всё, только бы быть опьянённым далее, потому женится на ней. После свадьбы у Маши более нет нужды по сорок часов в неделю скучать в магазине, она может лежать целый день на диване и заниматься потреблением продуктов телевидения, заказывая разные товары себе на дом, как и еду из разных ресторанов. В большой квартире, правда, надо долго убирать, но можно оказать мужу более внушительную поддержку, более высоко оценить его способности и возможности, и он наймёт уборщицу, чтобы его жена посмотрела больше сериалов и шоу, в которых она может найти более убедительные слова одобрения для своего мужа.
Конечно, предпринимателей, да ещё и молодых вроде Андрея, мало по сравнению с численностью потребителей вроде Марии, потому у Маши может появиться конкурентка в лице любовницы мужа. Запретить мужу ходить в магазины или парикмахерские или сопровождать его во время этих походов ей трудно. И тогда она говорит Андрею, что она настолько восхищается им, что хочет создать его резервную копию. Природа наделила её способности делать такие копии, а общество обязывает мужчин содержать эти резервные копии, пока они не достигнут совершеннолетия или же не закончат учёбу, и размер содержания резервных копий определяется размером доходов оригинала. Если бы Маша создала копию дворника, то на четверть его зарплаты выжить она бы с ребёнком не смогла. А вот четверть доходов Андрея, которому отец подарил не только квартиру, но и пару фирм с оборотом в сотню тысяч евро в год, она бы могла жить неплохо, не только с ребёнком, но и с прислугой. Хотя, в случае развода, ребёнка могут оставить и его отцу, если он пожелает, исходя из интересов того же ребёнка. Потому до развода лучше не доводить, а продолжать до старости снабжать Андрея уверенностью в его гениальности и совершенстве во всех отношениях, что может быть нелёгкой задачей.
В этом мире всё находится в постоянном движении, а люди самые непостоянные существа в этом мире. И Марии стоило об этом помнить, когда она создавала резервную копию Андрея. Вот черепаха, она сегодня черепаха, вчера была черепахой, завтра будет черепахой или хотя бы останками черепахи. А человек сегодня состоятельный предприниматель, у которого две фирмы, квартира в центре столицы, загородный особняк в три этажа, несколько дорогих автомобилей, два высших образования, а через пару месяцев этот человек может оказаться просто безработным, который живёт со своей женой и ребёнком на съёмной квартире, у которого нет никаких доходов, только долги. Да, у него есть дипломы об образовании, но практических знаний у него в этих областях нет, и никто не хочет его брать на нормальную работу, потому что ему уже сорок лет, а стажа никакого, никаких рекомендательных писем. Он, конечно, рассказывал работодателям о том, как он руководил двумя фирмами, которые основал его папа, но которые, чисто случайно внезапно разорились сразу после смерти его отца. Работодатели хмурятся, слушая это, выражают сожаления, соболезнования по поводу внезапной смерти папы, обещают позвонить, но не звонят.
Маша вынуждена вернуться к работе в магазине, Андрей вынужден устроиться грузчиком на склад, потому что надо содержать ребёнка, платить долги и арендовать жильё. Маша улыбается успешным на вид мужчинам, знакомится с ними, но отношения не завязываются, потому что она уже не молода, уже не так мила, как прежде. У неё много забот с ребёнком, с работой по дому, потому у неё вечно недовольное и раздражённое лицо, Она часто хмурится, когда разговаривает с выпившим мужем, и потому лицо её изрезали глубокие морщины. Если у неё и появляется свободное время для того, чтобы уйти от жестокой действительности в предсказуемый и простой мир телевизора, то это не затягивает её до конца, не даёт спокойствия. Для того, чтобы уйти от действительности нужно ещё постоянно что-то жевать вроде чипсов, что округляет фигуру, а ещё выпить и покурить, что наносит ущерб здоровью, особенно психическому. Одобрение и восхищение такой женщины уже не нужно даже её мужу грузчику, который был таким же потребителем, как она, только потребителем более высокого уровня, благодаря своему креативному отцу.
Мария думает о том, что надо было продавать свою поддержку не Андрею, а такому, как его отец. Который, если бы даже и разорился, то смог бы начать всё заново. Но тут она вспомнила, как общалась со своим свёкром, как он снисходительно смотрел на неё, как слушал, её комплименты равнодушно, а порой брезгливо отмахивался от них. Он был женат много раз и эти женщины не были потребителями, они были своеобразны и ко всему подходили творчески, именно этим они его и привлекали, и именно по этой причине он с ними не прожил долго. Как-то раз он спросил сына, неужели ему не скучно с его женой, и этот вопрос заставил Машу его ненавидеть, потому что она осознала, что то, что она может предложить, свёкру и людям его склада, им совершенно не нужно. Творческие люди настолько увлечены своим творчеством, что им некогда интересоваться мнением окружающих о себе.
Маше остаётся только смотреть шоу, в которых люди случайно выигрывают огромные суммы денег, надеясь на то, что и она тоже когда-то попадёт на такое шоу и выиграет большие деньги, и снова ей не надо будет ходить на работу, можно будет прогнать спившегося мужа, и отправить ребёнка учиться куда-то подальше в закрытую школу. Но тут, как на зло, какой-то журналист начинает рассказывать как трагична была судьба тех потребителей, которые выиграли большие деньги. Из-за неумения пользоваться этими большими деньгами бедные люди страшно погибли. После этого Маше становится совсем плохо, и она решает побольше выпить дешёвого сладкого ликёра, воняющего сивухой, и поглубже затянуться контрабандной сигаретой.
Остаётся только вопрос о том, почему одни люди становятся потребителями, а другие более или менее креативными, способными, если не создавать что-то на благо общества, то хотя бы на досуге получать удовольствие от создания чего-то. Тут всё дело в отсутствии профилактики психических заболеваний у детей и дрессировке вместо воспитания, которая все психические заболевания только усугубляет. Если у ребёнка в качестве примера родители, лежат на диване и разговаривают с телевизором после тупой работы, которую они постоянно проклинают, то трудно от этого ребёнка требовать чего-то большего, чем то, что могут его родители. Однако, тупой работы становится всё меньше, потому таких людей нужно всё меньше и меньше, и скоро они станут совсем не нужны в производстве. А смогут ли потребители в будущем выжить сугубо за счёт продажи наркотика своего одобрения — это интересный вопрос.
Дело ещё в том, что потребителям нужны не только материальные блага, им нужно ещё и внимание, им нужен тот, кто за них всё решает, и они этого человека могут винить во всех своих бедах, неудаче, пустоте своей жизни. Им нужен тот, кто слушает их повторения того, что они услышали в телевизоре. Если такие люди остаются одни, и государство им платит пособие из милосердия, то они сначала радуются, возможности не вставать с дивана, но потом у них начинается депрессия, которая выражается в обжорстве, в употреблении алкоголя и прочих наркотиков. Их тревожность возрастает, потому что никто не требует от них соблюдения определённых ритуалов, которые их успокаивают. Когда потребитель существует на государственное пособие, начинает страдать его самооценка, он чувствует себя униженным, и ему хочется компенсировать своё унижение, унизив кого-то другого. И это делает этих потребителей агрессивными, что изолирует их от социума, а изоляция усугубляет их психические расстройства и их увлечения разными вредными излишествами.
Свидетельство о публикации №226011201475
Лиза Молтон 16.01.2026 01:09 Заявить о нарушении
Евгений Чернецов 16.01.2026 23:36 Заявить о нарушении