Йети - горный человек

     История о женщине Зане, которую в Абхазии считали йети, связана с легендой о «лесной женщине», жившей во второй половине XIX века в селе Тхина. 
Согласно легенде, Зану поймали охотники в лесах Абхазии, держали в качестве рабыни, затем она жила среди местных жителей и оставила потомство. Зана была высокой (около двух метров), сильной, всё её тело покрывала густая шерсть бурого цвета. Волосы на голове были чёрными, а нижняя часть лица выдавалась вперёд, как у обезьяны.
 
     Некоторые исследователи, основываясь на рассказах местных жителей, считали Зану представителем йети. Однако антрополог Станислав Дробышевский заявил, что черепа Заны и её сына Хвита принадлежат представителям рода homo sapiens, а не неандертальцам. Генетик из Оксфорда Брайан Сайкс, проводивший исследования ДНК Заны и её потомков, утверждал, что все они принадлежали «человеку разумному» и являлись выходцами из Западной Африки. В настоящее время считается, что на теории о Зане как о йети повлиял местный фольклор.

     По мнению некоторых экспертов, йети, или «снежные люди», являются дожившими до наших дней неандертальцами. Одним из таких экземпляров считали женщину, обитавшую в лесах Абхазии еще до революции. Исследованием «биографии» Заны и ее детей, которых йети якобы родила после того, как ее поймали местные жители, советские ученые занялись лишь в 60х годах 21 века.

                ЛЕГЕНДЫ СЕЛА ТХИНА

     В 1962 году в абхазское село Тхина приехал столичный профессор Александр Машковцев, который в числе первых визитеров с «большой земли» узнал легенду о Зане. Поначалу все исследования Машковцева и его коллеги криптозоолога Бориса Поршнева основывались на рассказах местных жителей. Как писал отечественный энтомолог Виталий Танасийчук в своей книге «Невероятная зоология», старожилы описывали дикую женщину, как существо с черной или темно-серой кожей на лице и с черно-рыжеватыми волосками на теле. По словам селян, Зана обладала мощным телосложением и невероятной силой.

     Из рассказов стариков, которым на тот момент было от 60 до 130 лет, советские ученые узнали о том, что поймал Зану абхазский князь Ачба. Долгое время диковинная добыча переходила из рук в руки, пока не оказалась у другого князя Генабы, который и привез йети в село Тхина. Поначалу Зана вела себя агрессивно, а потому жила взаперти. Но вскоре она свыклась со своей участью и свободно разгуливала по окрестностям. Этим воспользовались некоторые мужчины, вследствие чего Зана родила пятерых детей. Первенца она якобы случайно утопила, а остальных у нее отняли. Они выросли в приемных семьях.

                ВНУКИ ЗАНЫ

     Борису Поршневу удалось познакомиться с внуками Заны, которые, согласно описаниям ученого, отличались негроидными чертами лица и курчавыми волосами. Все они оказались детьми младшего сына Заны, Хвита, прожившего в родном селе Тхина до конца своих дней. По словам Поршнева, потомки дикой женщины, как и она сама, обладали удивительной физической силой.
 
     Старший сын Хвита, Шаликула, мог своими мощными челюстями поднять стул с сидящим на нем человеком. Именно Поршнев одним из первых и выдвинул версию о том, что снежный человек – это не кто иной, как самый настоящий неандерталец.

     В семидесятых годах мнение Поршнева поддержал историк Игорь Бурцев. Бурцев тоже беседовал с внуками Заны, в частности, с дочерью Хвита, Раисой. Историк подтвердил слова Поршнева касающиеся внешности потомков «снежной женщины». Мало того, Игорю Бурцеву даже удалось разыскать могилы Заны и Хвита. Из-под земли ученые извлекли лишь черепа, но их вполне хватило для того, чтобы развеять сенсацию. Но это случилось уже в наши дни и при участии зарубежных экспертов.

                НЕ ЙЕТИ, А АФРИКАНКА

     Антрополог Станислав Дробышевский, осмотревший черепа, уверенно заявил, что они принадлежат представителям рода homo sapiens, а вовсе не неандертальцам. Последние отличаются крупным надбровьем в виде валика. Такие валики на обнаруженных черепах отсутствуют. Тем не менее надбровные дуги у Заны и Хвита действительно оказались мощными. Да и широкие носы и рельефные затылки тоже были характерными чертами матери и сына. Однако аналогичными признаками обладают и представители негроидной расы.

     Игорь Бурцев изучил эту сторону вопроса и выяснил, что в петровские времена «арапы» действительно приезжали в Абхазию и оставались там. Но именно поэтому, как думал Бурцев, абхазцам темнокожие люди хорошо знакомы, и спутать африканца с йети они никак не могли. Тем не менее генетик из Оксфорда Брайан Сайкс, проводивший исследования ДНК Заны и ее потомков, уверенно заявил, что все они не только принадлежали «человеку разумному», но и в самом деле являлись выходцами из Западной Африки. По предположениям Сайкса, Зана была рабыней, привезенной в Абхазию турками. По словам Сайкса, речь идет о Зане - мохнатой двухметровой женщине, которая жила в Абхазии в позапрошлом веке. Легенда о ней ходит до сих пор.
 
     Так вот, профессор полагает, что Зана - существо отнюдь не мифическое, а вполне реальное - "снежная женщина".
- Результаты впечатляют, - говорит Игорь Бурцев, кандидат исторических наук, директор международного центра гоминологии - один из тех ученых, благодаря которым научному миру и стало известно о Зане. Он искал ее останки, но не нашел. Отыскал лишь могилу одного из сыновей Заны - Хвита. Образцы его черепа и были переданы западным ученым. В том числе и Сайксу.

                КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА

     Потомки «снежной женщины» до сих пор проживают в селении Тхина Очамчирского района Абхазии - это в 78 километрах от Сухума. Их предков - то есть "снежных людей" здесь называют очо-кочи - это по-мингрельски. И абнаую - это по-абхазски. Рассказывают, что когда-то их было полным-полно в горных лесах. Приходилось даже истреблять.

     В 1962 году в эти глухие места забрел московский профессор Александр Машковцев. Наслушался потрясающих историй про диких обитателей гор. Пересказал их всемирно признанному криптозоологу Борису Поршневу. Тот копнул глубже и нашел людей, которые лично видели отловленного здесь «снежного человека». И даже общались с ним. То есть с ней - «снежной женщиной» по имени Зана. В то время очевидцам было уже далеко за сто лет. Но аксакалы все помнили.

     Вот какая история открылась перед Борисом Поршневым. Дореволюционный предводитель Абхазии князь Д. М. Ачба со своей свитой охотился в лесах на горе Заадан. И в который раз увидел мохнатого гиганта. Приказал поймать его в конце концов. Что слуги и выполнили оригинальным образом. Один из них снял пропахшие потом штаны и оставил на видном месте. «Снежный человек» - абнаую - пришел на запах. И пока заинтересованно возился со штанами, выскочившие из засады охотники его повязали.

     Абнаую оказался самкой двухметрового роста с непомерно огромными молочными железами. Все ее тело, особенно нижнюю часть, покрывала густая темно-бурая, как у медведя, шерсть длиной примерно с половину ладони. Там, где она потерлась, проглядывала темно-серая кожа.  Фигура была массивной, мускулистой, зад - крупный и высокий. А голень - почему-то тонкая. Ступни - огромные, широкие, с длинными пальцами, которые обладали способностью широко раздвигаться.
 
     Волосы росли и на лице, но редкие. Почти черная шевелюра спереди напоминала папаху с курчавыми завитками. Начиналась почти от бровей. А сзади гривой спускалась к спине. Глаза были красными. Нижняя часть лица выдавалась вперед - словно свиное рыло.

     «Снежную бабищу», которую назвали Заной, Ачба подарил своему другу князю Челокуа — это все аксакалы припомнили. А тот отдал князю Эдже Генаба. Он и привез «кавказскую пленницу» в селение Тхина на реке Моква - в свои владения. Здесь-то и началось самое интересное.

     Как утверждают местные жители, за время проживания в селении Тхина Зана рожала не менее 5 раз. Значит, чем-то привлекала местных мужчин в сексуальном смысле. Но, похоже, и сама была не прочь. Ведь наивно полагать, что можно изнасиловать двухметровую атлетку. Больше всего она любила плавать в горной речке - купалась по несколько раз в день. И... выпивала. Князь научил, который и стал, если верить легендам, первым любовником Заны.

     Обо всём этом мне не раз приходилось слышать, находясь в экспедициях в разных районах Абхазии. Однажды, к нам на раскопки древней крепости Цибилиум (Цабал), что на окраине села Цебельда (возглавлял экспедицию Ю.Н. Воронов, профессор абхазского гос. Университета, доктор наук, археолог), приехала группа ученых во главе с Игорем Бурцевым, изучающим легенды о снежных людях на Кавказе.

     Вечером, у костра Бурцев рассказал о истории Заны в Очамчирском селе Тхина. Ю.Н. Воронов, в свою очередь поведал историю крепости Цибилиум, раскопки которой и артефакты, найденные здесь, совпадают с древними описаниями свидетелей.
 
     После ночевки на базе экспедиции, группа Бурцева направлялась в район озера Амткел. Меня оба руководителя, Бурцев и Воронов попросили быть проводником. Я согласился т.к. знал дорожки и тропы к озеру Амткел. Группа Бурцева – 4 чел. приехала на своей Волге ГАЗ-21. Я же предложил ехать на своей «Ниве», она проходимее «Волги». И вот мы в дороге, через центр с. Цебельда, по дороге через с.Азанта и далее по грунтовке едем в сторону озера Амткел.

     Проталкиваемся сквозь селевой сброс, подъезжаем к дольменам, носящим название «Азантские», их три. Самый большой – четвертый перевезен к Абгосмузею. Ребята заинтересовались, фотографируют, пытаются влезть во внутрь. Отверстие узкое. Едем дальше. Еще километр и перед нами великолепное озеро Амткел. У меня в машине всегда надувная лодка. По двое садятся в неё и гребут вдоль скалистых изумительных берегов. Впечатление неописуемое. Предлагаю ночевать в палатках поодаль от берега, памятуя, что озеро с капризами.
 
     В горах ночью пройдут ливни, к утру озеро может и из берегов выйти. Ставим палатки. Вдруг один из группы Бурцева обращает внимание на какие - то следы, оставленные на глинистой почве, ведущие от озера в лес. Все бросились изучать следы, а они необыкновенные. Размер где - то 58 или даже 60, оставленные босой ногой с кривым большим пальцем. Но чьи они? Игорь Бурцев в растерянности, неужели это следы йети.  Говорю, утром можно пройти по следам, что - то выяснится.
 
     Вечер у костра и с горячим чаем – нескончаемые споры о йети и следах. Версий много…Угомонились часам к 11 ночи. Под утро, едва рассвело, я услышал плеск волны рядом с палатками. Выглянул наружу.
 
     В 3-4х метрах плескали волны всё прибывающей воды в озере. Разбудил всех, срочно переставили палатки и машину выше. Позавтракав, пошли искать следы. Попетляв среди кустарников следы терялись в густых зарослях ежевики. Пришлось вернуться к стоянке. Озере еще пополнилось на пару метров и остановилось.

     Вероятно, ночью прошли в горах ливни. А рядом с нашим бивуаком, где – то в глубине озера, шумел водопад, начало которого укрыто буреломом из деревьев и кустарника, смытых со склонов гор. Это воды Амткела, пройдя 12 км по пещерам, выливаются потоком в реке Джампал. Несколькими годами ранее мы провели эксперимент, вылив бочонок с синькой и, поведя замеры, определили место выброса озерной воды на Джампале.

     Походя на лодке по озеру, все остались довольны путешествием. Игорь Бурцев подошел ко мне и сказал: Володя, спасибо, мы были на шаг от разгадки тайны йети. И теперь знаем - он есть. Когда - нибудь приедем большой экспедицией и отыщем его. Я в это верю. А я тоже верю, что йети есть, и что живет он и не один в горах Абхазии.
                Владимир Левинтас.


Рецензии