Иранцы-канадцы поддерживают наследного принца
автор статьи: Адам Зиво
National Post
Многие иранцы, проживающие в Канаде, заявляют, что правящих в Иране мулл необходимо заменить переходным правительством во главе с изгнанным наследным принцем Резой Пахлави.
Поскольку народное восстание против исламского режима Тегерана продолжается уже третью неделю, иранцы, проживающие в Канаде, делают все возможное, чтобы проявить солидарность и призвать к революции. Их послание ясно и едино: правящие в Иране муллы нелегитимны и должны быть заменены переходным правительством во главе с изгнанным наследным принцем Резой Пахлави.
Многие иранцы бежали в Канаду после революции 1979 года, в ходе которой коалиция исламистов и марксистов свергла деспотичного шаха Ирана. После прихода к власти эти исламисты заключили в тюрьму и казнили своих левых союзников, установив теократическую автократию, которая, будучи хуже своей предшественницы, привела к десятилетиям тирании и экономического упадка.
С тех пор иранский народ регулярно призывает к свободе, но его призывы неоднократно подавлялись массовыми арестами, избиениями, сексуальным насилием, пытками и расстрелами.
Например, во время антиправительственных протестов 2019 года муллы на неделю отключили интернет в стране и в этот период устроили бойню, расстреляв около 1500 демонстрантов с помощью снайперов и автоматов. Протестное движение конца 2022 года, вызванное убийством молодой женщины полицией нравов, «неправильно» носившей хиджаб, было аналогичным образом подавлено с применением смертельной силы.
Видео по теме: Иранцы по всей Канаде проводят митинги солидарности (CBC)
Все эти восстания в той или иной степени были подорваны фракционностью, присущей иранскому обществу. Некоторые религиозные консерваторы призывали лишь к умеренным реформам, в то время как другие группы требовали светской демократизации или восстановления конституционной монархии. Хотя иранский народ был един в своем презрении к муллам, его видение будущего было разрозненным.
Но с этими новыми протестами все иначе, и все благодаря подготовительной работе, проведенной наследным принцем Пахлави, 65-летним сыном свергнутого шаха.
Пахлави, долгое время считавшийся противоречивой фигурой, обремененной наследием своего отца, начал работать с иранскими представителями гражданского общества в 2023 году над созданием подробного плана — известного как «Проект процветания Ирана» — определяющего, как может выглядеть жизнеспособное пост-авторитарное переходное правительство.
Официально представленный в прошлом году, этот технократический план, предусматривающий светскую демократизацию после периода чрезвычайной стабилизации, по-видимому, завоевал симпатии многих бывших критиков Пахлави. Примечательно, что он позиционирует себя не как наследника престола, а как символ национального примирения, призванный служить иранскому народу.
Именно поэтому впервые со времен исламской революции иранские протестующие как внутри страны, так и за ее пределами оказались достаточно едины в своих призывах к правлению Пахлави. Это единство вселило в движение оптимизм и стойкость, мобилизовав миллионы иранцев на демонстрации в течение последних двух недель и поджоги символов режима и инфраструктуры безопасности.
Чтобы подавить это сопротивление, муллы в пятницу отключили интернет в стране и приказали силам безопасности расправиться с протестующими. Сейчас обновленной информации мало, но Iran International, СМИ, управляемое диаспорой и базирующееся в Великобритании, оценивает число погибших в первые 48 часов после начала репрессий как минимум в 2000 человек.
Тем не менее, демонстранты продолжают протестовать — окровавленные, в темноте, они смело призывают к новому будущему.
В субботу иранцы по всему миру провели акции протеста в знак солидарности со своими преследуемыми братьями и сестрами, часто размахивая национальными символами, существовавшими еще до исламского режима, — прежде всего, старым флагом с львом и солнцем. В Канаде тысячи людей вышли на улицы Ричмонд-Хилла, к северу от Торонто, а аналогичные масштабные мероприятия прошли в Ванкувере, Монреале и Оттаве.
«Мы, представители диаспоры, все в восторге. Нас вдохновляют наши храбрые соотечественники внутри страны. Мы никогда раньше ничего подобного не видели», — сказала Пармида Барез, иранская активистка, участвовавшая в протесте в Ричмонд-Хилле, в телефонном разговоре с National Post в субботу вечером.
Барез заявила, что исламский режим «потерял всякую легитимность на всех фронтах» из-за «46 лет репрессий, разграбленных богатств, казней, пыток — чего только не было», и что в свете отключения интернета диаспора относится к любой новой информации из Ирана «как к золоту».
Кавех Шахруз, иранский юрист и правозащитник, заявил, что все его знакомые «прикованы к своим телефонам» и обеспокоены благополучием своих семей, учитывая «крайне жестокие» методы исламского режима.
Он считает, что революция возможна, потому что режим стал слабее и изолированнее, чем в прошлом — отчасти благодаря инфляционному кризису и победе Израиля над региональными военными марионетками Ирана (Хамасом и Хезболлой). Однако он предостерег, что, хотя Пахлави является «очень важной фигурой» в протестном движении, «есть люди в других лагерях, и я в их числе, которые считают, что у него есть программа, которая, возможно, более антилиберальна, чем он показывает».
Шахруз также предупредил, что многие чиновники исламского режима, включая членов его военного крыла, Корпуса стражей исламской революции (КСИР), либо переехали в Канаду, либо спрятали свои богатства в канадских банках. Хотя федеральное правительство с опозданием внесло КСИР в список террористических организаций в 2024 году, он назвал соблюдение соответствующих законов «крайне слабым».
Салман Сима, правозащитник и бывший политический заключенный исламского режима, разделил опасения Шахруза по поводу бездействия федерального правительства и заявил, что Канада является лишь «относительно безопасной» страной для критиков режима.
Сима подчеркнул, что, по имеющимся данным, в стране проживает более 700 агентов КСИР, которые регулярно преследуют своих политических оппонентов. Он рассказал, как во время иранских протестов 2022 года кто-то оставил на пороге его дома рукописную угрозу убийства — всего неделю назад на него напал человек, которого он подозревает в связях с КСИР.
В субботу тысячи людей прошли маршем по центру Монреаля за свободный Иран.
Пуян Араб, исполнительный директор Саскатунской международной иранской культурной ассоциации, раскритиковал отсутствие интереса канадских СМИ к освещению нынешнего восстания. «Без освещения в СМИ ситуация в Иране безнадежна», — посетовал он, подчеркнув, что «Тьма — лучшее прикрытие для совершения преступлений».
Несмотря на слабую международную поддержку, он полон надежды на восстание, потому что, если предыдущие протесты состояли в основном из молодежи, то на этот раз демонстранты представляют «все слои общества и все социальные категории».
Митра Сабетгадам, аспирантка Университета Саскачевана, временами едва сдерживала слезы, разговаривая по телефону с National Post. Сбежав из Ирана после антиправительственных протестов 2019 года, она не знала, в безопасности ли ее семья на родине. «Это реально. Это реальность. Многие иранцы сегодня живут с этим чувством», — продолжила она, изо всех сил стараясь сохранять самообладание.
«У нас есть руководство. У нас есть наш король. Это исторический момент», — сказала она, восхваляя «четкий план перехода власти» Пахлави. Она задавалась вопросом, почему канадские СМИ так мало освещают нынешнее восстание: «Сколько раз мы должны повторять, что нам не нужен этот варварский исламский режим?» Кэти, пожилая иранка, иммигрировавшая в Канаду во время исламской революции, сказала, что «все едины в своей поддержке» Пахлави, который «сейчас очень хорошо контролирует ситуацию». Она приветствовала перспективу военной поддержки Вашингтоном продемократической революции и сказала, что это «очень важно», когда президент США Дональд Трамп недавно пригрозил военным ответом, если исламский режим нападет на иранских протестующих.
«Иранцы очень добрые, уравновешенные, щедрые, и они просто хотят нормальной жизни. Вот и все», — сказала она.
National Post
Свидетельство о публикации №226011201535