Колбяг... как много в этом слове!

В одном из наиболее древних сохранившихся письменных источников Киевской Руси - "Русской Правде" (своде законов, данных новгородцам около 1016г. их князем Ярославом Владимировичем)  прописаны  порядки рассмотрения и виды наказания за различные преступления и провинности (включая убийства, телесные повреждения, воровство, удержание чужого имущества и т.п. конфликты). 

Регламенты эти установлены были как  для коренных народов Руси, проживавших в Новгороде,   так и  для варягов, и неких... колбягов.
 
Что за субъекты эти "колбяги"?  Народ ли это Руси (как словены, русы)  или, как и варяги, они являлись наемниками-иноземцами на  службе у русского князя? Но каков род их деятельности? И почему упоминания о них, со временем, пропали из русских источников?

Наконец:  почему для этих самых колбягов, как и для варягов,  в "Русской Правде" установлен  особый  статус в рассмотрении их грехов? 

Например, при обвинении в убийстве: "Если на кого будет недоказанное обвинение в убийстве, то выставить 7 свидетелей, чтобы они отвели обвинение; если же <обвиняемый> варяг или какой иной <иноземец>, то выставить двух свидетелей".

В том случае, "если человек толкнёт человека от себя или к себе, то 3 гривны, и пусть пострадавший приведёт на суд двух свидетелей; если пострадавший варяг или колбяг, то пусть сам клянётся".

Если "по лицу ударит, или жердью ударит, и представят двух свидетелей, то 3 гривны штрафа князю; если будет варяг или колбяг, то вывести на суд свидетелей сполна <тоже двух> и пусть они идут на судебную клятву".

Предусмотрены и случаи (видимо, они были не единичные ?), когда варяги и колбяги укрывали сбежавшую от  господина  челядь: "Если челядин скроется или у варяга, или у колбяга, и его в течение трёх дней не выведут, но обнаружат его хотя бы на третий день, то взять ему <господину> своего челядина, а 3 гривны за обиду".
 
Приведенные отрывки  текста  "Русской Правды" информацию о колбягах дают очень скудную. Разве что видно: колбяги были, как и варяги, людьми грозными - и за себя могли постоять и беглого челядина, при случае, укрыть... 

Вероятно, они были язычниками, так как это у язычников было принято клясться в серьезных делах своим  оружием ("некрещеные...кладут свои щиты и обнаженные мечи, обручи и иное оружие, чтобы поклясться"). К тому же,  в дополнении к статье «О муже кроваве», которое было внесено в «Русскую Правду» в середине XII века, упоминаются колбяги-язычники, которые «крещения не имея», как и варяги.


Но связывает ли колбягов с варягами что - то еще, кроме язычества?
Дааа...много в слове "колбяг" загадок и вопросов для современных исследователей !)
Постараемся прояснить ситуацию с колбягами,  а удастся ли это ? Посмотрим!Но сначала про варягов.

В "Русской Правде" под варягами подразумевались выходцы из Скандинавии, наемники - норвежцы,  услугами которых  в 1015-1018гг. воспользовался новгородский князь Ярослав Владимирович Мудрый в ходе тяжбы сначала с отцом, а затем, после смерти  отца, князя Владимира, в борьбе  за великокняжеский престол со своими братьями, в частности, со старшим братом Святополком.

Военное участие  норманнской дружины в борьбе Ярослава Мудрого подробно и красочно  описано в исландской «Саге об Эймунде».
Это увлекательное повествование  о приключениях норвежского витязя Эймунда Ринговича Хрингссона и его дружины   доступно в интернете, пересказывать его  и выяснять,  что там историческая правда, что вымысел  - здесь цели нет.
Не лишне, правда,  заметить, что конунг Эймунд и его товарищи  стали, можно сказать, вынужденными переселенцами на Русь,  после того, как пограбив острова Готланда,  вернулись  домой в Норвегию и не нашли там себе места, т.к. власть в стране захватил один конунг, Олаф Гаральдович, который многих конунгов уничтожил, других - выгнал из отчизны.
Т.е власть в Норвегии стала централизована.

Ярослав Мудрый, который был озабочен поиском военной поддержки в борьбе за власть, обеспечил норвежцам приют и довольствие в Новгороде.

В саге об этом не говорится, но в 1015 году эти наемники  спровоцировали конфликт  с местными жителями - пьянствовали и разбойничали, "творили они насилие новгородцам и женам их". Новгородцы восстали и перебили варягов. Узнав об этом, Ярослав жестоко наказал участников убийства скандинавов: он обманом позвал «нарочитых мужей» к себе на двор и велел их умертвить.  Но тут возникла необходимость идти в Киев, чтобы бороться за отцовский престол. В «Повести временных лет» дальнейшие события представлены так: «На другой день, собрав остаток новгородцев, сказал Ярослав: „О милая моя дружина, которую я вчера перебил, а сегодня она оказалась нужна“. Утер слезы и обратился к ним на вече: „Отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве и убивает братьев своих“. И сказали новгородцы: „Хотя, князь, и иссечены братья наши – можем за тебя бороться!“ И собрал Ярослав тысячу варягов, а других воинов 40 000, и пошел на Святополка, призвав Бога в свидетели своей правды…»

Теперь возвратимся к колбягаи и особо отметим: ни в «Повести временных лет», ни в «Саге об Эймунде» о колбягах, как о членах дружины норвежцев, об их участии в сражениях или вообще о каком-либо присутствии рядом с варягами - нет ни слова (за исключением одного случая, когда Эдмунд и его друзья решили хитро притвориться в борьбе с  Бурицлавом, переодевшись, как нам думается,  колбягами)!
 
Однако, профессор В.В.Фомин  и ряд историков считают несколько иначе, утверждая:
"То, что варяги явились на призыв Ярослава Мудрого именно с южных берегов Балтийского моря, говорит присутствие среди них колбягов. Колбяги не названы в качестве составной силы войска Ярослава, но упомянуты в Краткой Русской Правде (в статьях 10 и 11), появление которой обычно связывают с новгородскими событиями 1015 г., и которая была призвана регулировать отношения между новгородцами и варягами. В.Н.Татищев в колбягах видел поморян, жителей г. Колобрега: «мню, что сии от града Колберг померанского колбяги названы» {171}, таковыми их считает и А.Г.Кузьмин {172}. Как заключает В.М.Потин, объяснение колбяги от Колобрега «в свете оживленных поморско-русских связей может оказаться наиболее убедительным» {173} "

Как уважаемый профессор  усматривает "присутствие колбягов среди варягов, которые были призванных Ярославом",  признавая при этом, что  "колбяги не названы в качестве составной силы войска Ярослава" ?
Вероятно, никаких колбягов среди варягов и не было,  и "Эдмунтова сага"  тому подтверждение.  Можно лишь, судя по "Русской Правде" говорить об их одновременном присутствии в Новгороде, где они, возможно,  встречались на улицах и, как нам кажется,  могли даже враждовать при этом друг с другом...

А реально ли допущение, что колбяги были родом из Колобрега, что  это  купцы - иноземцы, которые  потянулись на Русь торговать, "связи устанавливать" ?  Предположить то это можно, и даже более можно нафантазировать!) К примеру, подумать, что их миссия была настолько успешна, что  "колобрегские колбяги"  разбрелись с морских берегов Померании в массовом количестве по Руси и  основали здесь десятки (существующих и сегодня) селений  и погостов со схожим названием своего города - Колбяги,  Колбеги, Колберги,  Колбеки,  Колбино, Колбежицы и т.п.
Однако,  «мню, что сия» версия также критики не выдерживает - нет в русских летописях ничего о  подобном "установлении связи" колбягами, да и в иностранных анналах тоже нет об этом. А  в "Русской Правде"  купцы упомянуты независимо, отдельно от колбягов. К тому же  Т.Н.Джаксон   пишет, что заграничные купцы, торговавшие с Русью,  назывались совсем иначе: «Прозвище Гардский (gerzkr), образованное от наименования Руси Garpar-«Гарды», носят в сагах купцы, плавающие на Русь»

Есть ли еще источники,  где упоминаются колбяги, например, зарубежные источники? Оказывается - да, но  слово "колбяги" звучит там несколько по-другому -  кюльфинги (Kylfingar). Это и византийские документы и скандинавские саги, и даже найдены  несколько  рунных камней в  Средней Швеции, датированных XI веком,  на которых  фигурирует антропоним Kulfinkr.
 
В византийских документах XI века кюльфинги, варяги и руссы отмечены в составе гвардии «секироносцев» при императорском дворе Константинополя.  И, поскольку в большинстве случаев, как в "Русской Правде", кульфинги-колбяги стоят рядом с варягами, у некоторых исследователей напрашивается вывод, что кульфинги-колбяги - это выходцы не с померанских берегов, а со Скандинавии! Немецкий лингвист Макс Фасмер даже само слово kylfingar переводит как  древнескандинавское  «владельцы копий и дубин».

  Но не будем больше гадать и рассматривать версии, а обратимся к еще одной исландской саге -  "Саге об Эгиле", которая во многом, на наш взгляд, проясняет ситуацию с колбягами.
   
Герой саги, Торольв,  сталкивается с кюльфингами-колбягами и жестоко  расправляется с ними. События саги относятся к концу IX века и происходят в Финнмарке.
 
Сейчас Финнмарк - самая северная область Норвегии.   Но сага  говорит о Финнмарке как о земле, не входящей еще в Норвегию. Приводится в саге даже географическое описание этой земли, что очень пригодится для нашей цели поиска колбягов. Поэтому будем внимательны и, читая сагу,  посмотрим на карту: эта  "страна" была обширной территорией, с запада, севера и  с востока окружена морями - (Норвежским и Баренцевым), с юга граничила с Норвегией, куда входили Наумудаль, Ямталанд ( т.е Емтланд, швед. J;mtland), Хельсингьяланд ( т.е. Гельсингланд, швед. H;lsingland).
 
Восточнее же Норвегии, (а следовательно и Финнмарка) - указаны две страны - сначала "страна квенов" (квены —  народ финского происхождения), а еще восточнее -"страна карелов".
 
 Финнмарк севернее всех этих земель и через всю страну Финнмарк тянется цепь высоких гор (Скандинавских гор), и вообще это богатая своей природой земля, населенная лопарями.
 
Дословное описание Финнмарка и ее соседей  приводится в саге такое:
 
"Финнмарк — обширная страна. На западе, на севере и повсюду на востоке от нее лежит море, и от него идут большие фьорды. На юге же находится Норвегия, и Финнмарк тянется с внутренней стороны почти так же далеко на юг, как Халогаланд по берегу. А восточнее Наумудаля лежит Ямталанд, затем Хельсингьяланд, потом страна квенов,  потом страна карелов. Финнмарк же лежит севернее всех этих земель. Далеко на север по Финнмарку идут стойбища, одни в горах, другие в долинах, а некоторые у озер. В Финнмарке есть удивительно большие озера, а вокруг них — большие леса, и из конца в конец через всю страну тянется цепь высоких гор. Ее называют Килир."

Ознакомившись с географией будущих событий, перейдем непосредственно к истории с кюльфингами-колбягами.

В одной из  поездок  для сбора дани  в Финнмарке у Торольва произошла встреча с колбягами:
"Зимой Торольв поехал в горы, взяв с собой большую дружину — не меньше девяти десятков человек. А прежде было в обычае, чтобы сборщики дани имели при себе три десятка человек, иногда же и меньше. Он вез с собой много товаров. Торольв быстро назначал лопарям встречи, взыскивал с них дань и в то же время торговал. Дело шло у них мирно и в добром согласии, а иногда и страх делал лопарей сговорчивыми.
Торольв разъезжал по всему Финнмарку, а когда он был в горах на востоке, он услышал, что сюда пришли с востока колбяги  (в тексте at Kylfingar) и занимались торговлей с лопарями, а кое-где — грабежами. Торольв поручил лопарям разведать, куда направились колбяги, а сам двинулся вслед. В одном селении он застал три десятка колбягов и убил их всех, так что ни один из них не спасся. Позже он встретил еще человек пятнадцать или двадцать. Всего они убили около ста человек и взяли уйму добра. Весной они вернулись обратно."
 
Таким образом, "колбяги с востока" могли быть либо финнами-квенами, либо карелами - ведь эти народы жили на востоке от Финнмарка. Пока ясности в этом нет, но вполне понятен род занятий колбягов:  занимались они в Финнмарке в точности тем же, чем  и норвежцы: немного торговлей, а в основном - сбором дани с лопарей (а по мнению  же Торольва - грабежами).
Поэтому Торольв-кюльфинг целенаправленно  уничтожает конкурентов.

А вот  следующей зимой в тексте саги названо имя колбягов - это карелы, с которыми Торольв уже активнее борется, предусмотрительно взяв с собой побольше людей для карательного похода. 
Колбяги-карелы   посягнули теперь не только на лопарей Финнмарка (как и сам Торольв-норвежец), но  на земли финнов - квенов:

"В ту зиму Торольв опять поехал в Финнмарк, взяв с собой около десяти дюжин человек. Так же как и прошлой зимой, он торговал с лопарями и разъезжал по всему Финнмарку. А когда он зашел далеко на восток, и там прослышали о нем, к нему явились квены и сказали, что они послы Фаравида, конунга квенов. Они сообщили, что на их землю напали карелы, и Фаравид послал их просить, чтобы Торольв шел к нему на подмогу.
Когда Торольв приехал на восток в страну квенов и встретился с конунгом Фаравидом, они стали собираться в поход. У Фаравида было тридцать дюжин своих воинов, а норвежцев было десять дюжин. Они направились сухим путем через Финнмарк и достигли того места, где в горах жили карелы, те самые, что раньше напали на квенов.
Когда карелы узнали, что на них хотят напасть, они собрались и выступили против квенов. Они думали, что победа снова будет за ними. У них были более крепкие щиты, чем у квенов. Карелы падали со всех сторон. Много их было убито, а некоторые бежали. Конунг Фаравид и Торольв взяли там огромные богатства и вернулись обратно в страну квенов. После этого Торольв поехал со своей дружиной в Финнмарк. Он и конунг Фаравид расстались друзьями."

Итак, КОЛБЯГИ - это  "карелы, что жили в горах", на востоке от  Финнмарка, т.е. СЕВЕРНЫЕ КАРЕЛЫ. Народ с "крепкими щитами" и "огромным богатством", но не особо многолюдный.  Не имевший с норвежцами дружбы, т.к. конкурировал с ними за "крышевание" прилегающих территорий.

А прибывание колбягов в Новгороде говорит о том, что они были на службе у этого князя Руси, возили ему дань. Вот такие дела ! Какое уж тут дружеское "присутствие колбягов" среди варягов-норвежцев в Новгороде ? Ну, разве что по принуждению...
 
Возвращаемся к саге.
Помня о своем успехе, в третью зиму норвежец Торольв уже целеноправленно пошел на карелов.
Но перед этим походом произошли события,  в результате которых  "Сыновья Хильдирид стали управлять в Халогаланде вместо Торольва, и никто не возражал против этого, зная могущество конунга. Но многим — родичам Торольва и его друзьям — эти перемены были очень не по душе.
Зимой сыновья Хильдирид поехали в горы и взяли с собой три десятка человек. Лопарям казалось, что этим сборщикам дани можно меньше стараться угодить, чем Торольву, и поэтому они платили дань гораздо хуже.
Этой зимой Торольв также поехал в горы, взяв с собой сто двадцать человек, а оттуда — сразу на восток в страну квенов. Здесь он встретился с конунгом Фаравидом. Посовещались они и решили отправиться в горы, как прошлой зимой. У них было сорок дюжин воинов. Они пришли в страну карелов и там врывались в те стойбища, с немноголюдным населением которых они легко могли справиться, разоряли их и добывали себе богатство. В конце зимы они поехали обратно в Финнмарк. "

 Дальше в саге мы видим, что кульфинги-колбяги были не просто "грозными, вооруженными налоговиками",  состоявшими на службе у конунга (или князя).
Еще одна их миссия была - дальние торговые походы в другие страны.

К примеру, Торольв и его помощники,  как знатоки морских дорог, отправились в Англию:
"Весной Торольв вернулся домой. Его люди ловили треску в Вагаре, а другие — сельдь. Ему доставлялись всякого рода припасы.
У Торольва был большой корабль, пригодный для плавания в открытом море. Он был построен как нельзя лучше, а выше воды покрашен. Паруса на нем были в синюю и красную полоску. Корабль был отлично оснащен. Торольв велел снарядить этот корабль для дальнего плавания, посадил на него своих людей и велел нагрузить его треской, кожами и шкурками горностая. Он отправил на корабль также много беличьего меха и других пушных товаров, добытых в горах. Это было огромное богатство. Торольв поручил Торгильсу Крикуну вести корабль на запад — в Англию, чтобы купить там одежды и разных припасов, все, в чем у него была нужда.
Они направили корабль на юг вдоль берега, а потом вышли в открытое море и прибыли в Англию. Там они хорошо торговали, нагрузили корабль пшеницей и медом, вином и разным платьем, а осенью повернули обратно. Дул попутный ветер, и они достигли Хёрдаланда."

А теперь вопрос:  куда же шли торговать колбяги-карелы, кроме Новгорода? Ответ уже не покажется неожиданным для тех, кто читал статью "Повесть временных лет. Ее загадки и отгадки": это колбяги, а не скандинавы  ходили  путем "из варяг - в греки", т.е. от мурманского берега - до Днепра и дальше, в Византию и другие страны !  Карелы, имевшие выход к Баренцеву и Белому морям, по праву могли называться  варягами.
В дальние походы с карелами могли ходить и их соседи - бьярмийцы - жители страны Биармии (с Кольского полуострова), русы и славяне-новгородцы. Эти народы, совместно с карелами, совершали экспансию северного морского побережья и Финнмарка.
 
Возможно,  названия "колбяги" и "кюльфинги"  появились в ходе не особо удачных попыток пояснить византийцам, через толмачей - славян, откуда они, карелы, пришли, с каких морей везут такой ценный товар, как моржовый клык. "Мы живем  коло (т.е.около) Бярмы, варяги,  коло финнов живем мы" - втолковывали инородцам карелы.
"Колобя-рмы и  варяги? Коль-фины вы?" - переспрашивали бестолково греки )))

 Kylfingar переводится со шведского - дословно как  "гольф". Гольф — вид спорта, в котором отдельные участники или команды соревнуются, загоняя маленький мяч в специальные лунки ударами клюшек. "Колбяги-колобяги" - это созвучно с нашим героем сказки -Колобком, тоже кругляшом, который не имел покоя, пока его не сьела лиса)) Забавно следующее: в этом году 19 августа во время спасательных раскопок в ходе благоустройства территории Ярославова дворища в Великом Новгороде была найдена печать князя Ярослава Мудрого. На одной стороне печати изображён святой Георгий с копьём у правого плеча (при крещении Ярослав получил имя Георгий), а на другой — княжеский знак (тамга Рюриковичей) в виде трезубца,  с кружком на вершине среднего стержня. Будто колобка накололи, чтобы сьесть ).
Но оставим лингвистический анализ слов и выяснение вопроса: кто же "сьел" колбягов, куда  они пропали - на откуп специалистам.

Столкновения карелов и русов с соседями - финнами, норвежцами тянулись не один век. Попытка примирения была в XIIв., когда правили конунг Хакон IV Старый и в.князь Александр Невский: "и установили они тогда мир между собой и своими данническими землями так, что никто не должен был нападать на другого, ни кирьялы, ни финны, но продержалось это соглашение недолго. В то время было большое немирье в Хольмгарде. Пришли татары на государство конунга Хольмгарда" - сказано в «Саге о Хаконе, сыне Хакона», написанной Стурлой Тордарсоном в 1264—1265 годах по велению конунга Магнуса, сына Хакона.

Помимо «Докончания» о мире, была составлена этими правителями и "Разграничительная грамота".  Она определяла границы и режим пользования землями и природными дарами Финнмарка:
«Вот границы между владениями конунга Норвегии и конунга руссов по тому, что говорили старые люди и говорят теперь старые поселенцы и финны. Русским брать дань по морю до Люнгестува, а на горе до Мелеа, а идет она напрямик от моря до Люнгестува и на восток к Кьёль. А норвежский конунг берет дань на востоке до Трианема и по берегу Гандвика до Велсага там, где есть полукарелы или полуфинны, у которых матери были финки. Брать в тех крайних границах не более пяти серых шкурок с каждого лука или по старине, если они хотят, чтоб по старине было…».


Рецензии