Урок вежливости

 В утренний час пик вагон метро напоминал консервную банку с людьми: тесно, душно, все втиснуты друг в друга, лица — как маски усталости. Среди пассажиров выделялась женщина внушительных габаритов — высокая, крепкая, с прямой спиной и взглядом, не терпящим суеты. Она спокойно стояла у одного  места, дожидаясь, когда сидящий пассажир поднимется на своей остановке.

 Но не тут;то было.

 Рядом топтался невзрачный молодой человек в наушниках — нервный, суетливый и с видом человека, уверенного, что весь мир ему должен. Как только поезд остановился, пассажир встал и место освободилось. Он рванул к нему рывком спринтера, попутно грубо толкнув женщину плечом:
 — Моё! — с непередаваемым апломбом выкрикнул он, плюхаясь на сиденье.

 Женщина даже не покачнулась — лишь медленно повернула голову. В её взгляде мелькнуло что;то, отчего у парня внутри громко ёкнуло. Но он собрался с силами и сделал вид, что ничего не заметил, зато с офигительно-непередаваемым видом президента, озабоченного делами государственной важности, уткнулся в телефон.
Через остановку в вагон со смехом втиснулась группа крупных подростков с огромными рюкзаками. Они столпились рядом с нашими героями, толкаясь и переговариваясь. Один из них, не глядя, случайно задел щёку парня увесистым рюкзаком. Тот вскинулся:
 — Эй! Аккуратнее!
 — А ты чего тут развалился? — хмыкнул подросток, повернувшись и с удивлением увидев, что возрастная женщина стоит, а молодой парень вальяжно сидит перед нею.  — Место;то не твоё.

 И тут женщина, до сих пор молча наблюдавшая со стороны, подала голос.
 — Действительно, — спокойно сказала она. — Место не его. Оно было моим.

 Парень побледнел. Подростки загоготали.
 — Да ладно вам… — пробормотал он, пытаясь встать, но женщина мягко, но твёрдо положила руку ему на плечо: — Сидите. Вы так рьяно его отвоевали, оттолкнув меня, — значит, очень нужно.

 Подростки, поняв суть истории, попросили женщину слегка отойти и окружили парня плотным кольцом, как бы «случайно» подпихивая его рюкзаками. Тот ерзал, краснел, но встать не решался — боялся ещё большего позора.

 — Вот видите, — продолжала женщина тем же невозмутимым тоном, — как неприятно, когда тебя толкают и не считаются с тобой? Теперь вы понимаете, почему я не оценила ваш порыв?

 Парень, наконец, не выдержав напора, сорвался с места и протиснулся к выходу, бросив на неё злой, но трусливый взгляд.

 — Удачи в освоении хороших манер! — крикнула она ему вслед под хохот подростков.

 Вагон вздохнул с облегчением. Соломоновна, а это была именно она, сердечно поблагодарила весёлых ребят, спокойно села на освободившееся место, достала книгу и углубилась в чтение, будто ничего не произошло.

 Парень, выскочивший на перрон, ещё долго ощущал на спине её спокойный, но пронзительный взгляд — словно напоминание: грубость, бестактность и невежество всегда найдут свой отклик.
 Это - без вариантов! Аксиома.
 Особенно - с Соломоновной.


Рецензии