Люди как боги и люди как люди
В веке ХХ-м полубоги приобретают иное, технологическое существование. У англичанина Герберта Уэллса «люди как боги», построившие фантастическое царство порядка и разума, живут в параллельном мире на планете Утопия и общаются между собой бессловесно, путём прямого чтения мыслей.
В развитие поднятой Гербертом Уэллсом в 1923 году темы «Люди как боги» советский писатель-фантаст Сергей Снегов публикует в 1966–1977 годах трилогию под одноимённым названием, которая относилась тогда к жанру космической фантастики. (Позже этот монументальный фантастический жанр нарекли «космическая опера» (англ. — “Space opera”) по аналогии с выбивающими скупую женскую слезу «мыльными операми» для отчаянных домохозяек во всём мире.)
Место действия в этой космоопере — планета Земля и просторы Вселенной, которые земляне бороздят со сверхсветовой (!) скоростью на космических кораблях размером в небольшую планету!
Время действия — VI век новой эры Объединённого человечества. Эта эра якобы началась «с 2001 года старого летоисчисления, памятного года, когда человечество объединилось в единое общество.
Год объединения стал первым годом новой эры, подлинная история человечества началась с осуществления в жизни принципа “Общество существует для блага человека. Каждому по его потребностям, от каждого по его способностям”. <...>
Почти шестьсот лет протекло с той поры, и все эти годы человечество совершенствовало себя. Оглянуться — голова кружится: за все предшествующие тысячелетия не было совершено столько доброго для человека, сколько за эти пять веков. Каким бы жалким показался прославленный рай рядом с нынешней Землёй!».
У Сергея Снегова «люди как боги» живут в светлом коммунистическом «завтра», «наставшем» (точнее, не наставшем) уже «вчера», точнее, 25 лет назад, в 2001 году от Рождества Христова. И это фантастическое высокотехнологическое коммунистическое «завтра» якобы превосходит «прославленный рай».
Почему-то в этой связи вспомнились мудрые мысли братьев Стругацких:
«О Будущем, если честно, если — положа руку на сердце, — о Будущем мы знаем сколько-нибудь достоверно лишь одно: оно совершенно не совпадает с любыми нашими представлениями о нём. Мы не знаем даже, будет ли мир Будущего хорош или плох — мы в принципе не способны ответить на этот вопрос, потому что, скорее всего, он будет нам безмерно чужд».
Сами братья Стругацкие были корифеями советской научной фантастики. Они тоже описывали «светлое коммунистическое будущее» в цикле «Мир Полудня», получившем название от научно-фантастической повести «Полдень, XXII век».
Одна из самых известных и популярных их книг из этого цикла называется «Трудно быть богом». По сюжету этой социальной научной фантастики, в ХХ веке посланцы земного Института экспериментальной истории оказались на далёкой планете, уровень развития цивилизации на которой соответствует земному Средневековью. Миссия двух с половиной сотен отважных землян-прогрессоров заключается в том, чтобы наблюдать за ходом истории и сравнивать земную теорию исторических последовательностей с инопланетной практикой. Они не имеет права напрямую вмешиваться в ход развития цивилизации на планете, тем не менее по мере сил пытаются помешать творящейся вокруг несправедливости, используя свои фантастические, поистине божественные технологические возможности. Однако земному человеку ХХII века, для которого научно-технический прогресс органично связан с прогрессом нравственным, оказывается очень трудно быть «богом» в среде средневековых людей-зверей.
В середине прошлого века космическая научная фантастика перекочевала из книг на экраны кинотеатров. Близкие контакты различных степеней близости (вплоть до интимной)* с инопланетным разумом и пресловутыми «маленькими зелёными человечками» обыгрывался и так и сяк: и мы к ним, через тернии к звёздам, и они к нам в гости. Мол, будете у нас на Земле — милости просим!
Правда, в основном там почему-то присутствовали не исключительно положительные земные «люди как боги», а инопланетные нелюди как черти: всякие нехорошие «чужие», хищное «нечто» (англ. The Thing) и просто «хищник», прибывшие к нам с миссией недоброй воли с далёкой-предалёкой планеты, терминаторы, прибывающие к нам из нашего же далеко не светлого и вовсе не коммунистического будущего, всякие иноагенты Матрицы и прочая нечисть.
Советский широкоформатный научно-фантастический фильм «Туманность Андромеды», снятый по одноимённому роману Ивана Ефремова, вышел на экраны в 1967 году. Однако кинематографическое «светлое коммунистическое будущее» и бесстрашные коммунисты-космонавты, покоряющие иные звёздные миры и планеты, почему-то не сильно вдохновили зрителя.
А что? Зрители — они тоже люди. «Люди как люди». Только вот квартирный вопрос их испортил.
Видимо, советскому зрителю очень хотелось дефицитной пищи, причём не духовной, а материальной, из ближайшего гастронома, а не «завтраков» о светлом коммунистическом будущем. Завтра, завтра, не сегодня — так фантасты говорят.
Фантастическим сказкам для взрослых о далёких звёздах и пыльных тропинках далёких планет, на которых коммунисты-космонавты оставят свои следы, советский зритель предпочитал комедии Гайдая, Рязанова, Данелии и мелодрамы про иронию судьбы, про служебный роман, наконец, про Москву, которая слезам не верит.
Зато голливудские «Звёздные войны» Джорджа Лукаса, вышедшие в мировой прокат в 1977-м, «взорвали» тишь да гладь мещанского болота капиталистического общества потребления. Актёры из «Звёздных войн» сами стали звёздами — звёздами кино. Практически, люди как боги. Небожители. Богатые и знаменитые. Продюсеры божественно озолотились. Сумасшедшие кассовые сборы спасли кинокомпанию 20th Century Fox от угрожавшего ей тогда банкротства и потребовали продолжения. Продолжения последовали…
А что? «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…»
Примечание:
*
1 степень контакта — просто наблюдение НЛО;
2 степень контакта — наблюдение НЛО и следов от них;
3 степень контакта — встреча с пришельцем;
4 степень контакта — похищение пришельцами;
5 степень контакта — общение с инопланетянами, получение от них посланий и отправка им информации;
6 степень контакта — получение от пришельцев материальных предметов, подарков или других вещей;
7 степень контакта — физиологический контакт, в результате которого не исключено появление новой жизни.
12 января 2026 года (Праздники прошли, вновь настали будни.)
Свидетельство о публикации №226011200190