Лиса
Пока ездим по кустовым площадкам месторождения, мой патрон Олег Смоленцев вознагражает моё любопытство очередной поучительной историей.
*
Повадилась как-то зимой приходить на наш участок лиса.
Витька Грибанов, оператор, стал её подкармливать.
Но в первый же день с лисой возник конфликт у нашей местной Чернушки, небольшой дворовой собаки. Хотя хвост у неё крендельком, да стать не та, не "лайская", но зато с хозяйским размышлением: "Это что за наглость! Я тут территорию охраняю и заслуженно кормлюсь. А ты, рыжая, на каком основании здесь пасёшься? Я вот именно таких, как ты и гоняю. А ну, проваливай отсюда, пока цела!"
Примерно так она лаяла на лису, когда Виктор ставил ей тарелку с кусочками котлет и гуляша от своего обеда.
Лиса делала вид, будто убегает в лес, но не так быстро, а чтобы лишь отвлечь собаку подальше от миски, потом делала большой круг и стрелой возвращалась, успев что-то перекусить, пока собака возвращалась. И так несколько раз.
На следующий день ни с утра, ни в обед лисы не было и Чернушка спокойно прогуливалась по территории или лежала, завтракая и обедая, как ей было привычно. Может быть её "отчитка" подействовала на лису...
А к вечеру Чернушка куда-то исчезла. Мало ли, у собаки дела в тайге.
Но зато пришла лиса. Тоже спокойно села перед вагончиком и Виктора ждёт. Витя поставил ей миску и наблюдает. Лиса сидит, не приближается. Он отошёл к вагончику, тогда она подошла к миске и, не торопясь, временами поднимая морду, спокойно посматривая на Виктора, ела свой ужин.
Поев, она ещё посидела, походила кругами, полежала в сторонке, как бы благодаря своего кормильца демонстрацией своей красивой шубки, и в девять вечера ушла.
Сразу за ней на территории появилась Чернушка, оббегая вокруг и подбирая кусочки, оставленные ей операторами в определённых местах.
На следующий день весь этот цирк повторился. Завтракает и обедает Чернушка, а на ужин приходит лиса. И никто друг другу не мешает.
Можно было подумать, что вся эта идиллия складывается как-то случайно, если бы не поразительная ежедневная устойчивость, с которой повторялась их смена друг друга!
Похоже, они как-то договорились. Или Чернушка, как существо более разумное, решила просто уходить на то время, пока приходит лиса.
Но и у лисы внутренний распорядок и какая-та деликатность – ей позволено приходить в определённое время, а на остальное она уже не претендует.
Вообще, я замечаю, что у животного мира наблюдается строгая цикличность.
На нашей территории, кроме множества разных птиц, жил один ворон. Он прилетал ровно в 14:00, с точностью +/- одна минута и садился на осветительную вышку. Сев на перила верхней площадки, ворон издавал свой особенный "кур-рар-р-р...", похожий на звук деревянного духового музыкального инструмента! По нему можно было сверять часы или, не сверяя, выходить на улицу и садиться в машину, так как это было точное время окончания нашего обеда.
Каркнул ворон – я одеваю бушлат, шапку, беру каску и выхожу. Мы едем на скважины.
В это же самое время из столовой выносят отходы пищи.
И это проверенное правило. Оно работает на сто процентов. Даже если повара по какой-то причине не вынесли птицам отходы, то, услышав гулкий "приказ" ворона, они не мешкая исполняют, как заповедь, положенное святое дело...
А Виктора я всё же предупредил, чтобы он не прикармливал лису. Как известно, лисы – активные переносчики "бешенства".
Он со мной соглашался, но продолжал каждый вечер выставлять миску.
Когда он уехал на месяц домой, лиса перестала приходить.
Но через месяц стоило Виктору вечером показаться, как лиса снова приходила.
– Виктор, перестань её кормить. Понимаешь, ты своим сочувствием расслабляешь природные инстинкты у неё и себя подвергаешь опасности, – пытаюсь его вразумить, – когда-нибудь ты пострадаешь из-за неё.
И однажды то, о чём я предупреждал, произошло.
Лиса выучила его режим: месяц приходит к его вагончику, месяц отсутствует. И ведь знает даже день, когда он должен приехать – сидит на опушке и ждёт появления своей миски.
Было уже начало осени. А это период обострения для лис. Их поведение меняется и при заболевании теряется осторожность. В этот раз она выглядела нетерпеливой, переминалась с лапы на лапу, как будто заждалась своего друга. Обычно она держит дистанцию: если Виктор подходит к ней ближе, лиса отходит, он отдаляется – она приближается.
Он вынес ей миску, лисица в нетерпении подбежала к нему слишком близко и стоит перед ним, как ручная.
"Надо же, – думает с умилением Виктор, – вот ведь тварь Божия, привыкла, заждалась"...
Поставив миску рядом с собой, он протянул руку, чтобы погладить её, так как она уже стала тянуться мордой к миске. Но тут лиса неожиданно дёрнулась навстречу и прокусила палец! От этой неожиданности и резкой боли Витя пнул её, и лиса, увернувшись, вцепилась в сапог. Но отцепиться уже не могла, так как клыки застряли в прочной резине. Она стала извиваться, пытаясь то ли вырваться, то ли атаковать. Глаза у неё казались неадекватными, как будто лишёнными страха... А это и есть верный признак заболевания. Виктор пытался стряхнуть её с ноги, но клыки у лисы так устроены – чтобы дичь не могла сорваться...
Виктор мгновенно оценил ситуацию и принял мужское решение – пара шагов с извивающейся на ноге лисой до лопаты, которая стояла у вагончика и ловкий удар штыком по хребтине упокоил несчастную.
Я в это время был где-то на месторождении. Телефонный звонок. Звонит Витя.
– Олег, меня лиса укусила...
– Срочно перекись!
– Обработал уже...
– Собирайся на большую землю, в больницу поедешь. Сейчас вертолёт закажу!
– Да ты что!.. Не стоит, ранка-то небольшая...
– Витя, у тебя 24 часа до метаболизма инфекции! Надо за это время успеть вколоть вакцину, иначе начнётся необратимый процесс...
– Олег, что это значит?
– Помрёшь, Витя!..
– Бля...
– А я те чо говорил!? Это же серьёзно! А вы, как дети малые... Ты же понимаешь, что тут ни медиков, ни дорог и до ближайшего медпункта 700 километров!
Приехал я на базу. На Вите лица нет... Спрашиваю:
– Как себя чувствуешь? Головокружение, температура есть?..
– Нет, пока нормально.
– Короче, расклад такой...
И я ему выдал все необратимые симптомы этой смертельной болезни, отчего наш Витя впал в глубокое уныние, трогая себя за все места...
– Ладно, успокойся. Только молись, чтобы лётная погода была. А лиса где?
– Да вон, там лежит...
– Сейчас я мешок для мусора дам, упакуешь. С собой возьмёшь на экспертизу... Ну рассказывай, как произошло...
Вечером прилетел вертолёт и Витя печально, как в последний раз, посмотрел на всех с трапа.
На следующий день мне звонят. У лисы бешенство подтвердилось. Благодарят за оперативность. Парень жить будет.
Свидетельство о публикации №226011202060