Станет ли Трамп Помпеем Атлантического океана?
Пираты США захватили уже пять нефтяных танкеров и присвоили себе и нефть с танкеров, и сами танкеры. Предлог, как в старину, один: «мне кушать захотелось!».
Только все эти разбойные налеты с помощью самых современных средств ведения войны чреваты самыми тяжелыми последствиями.
И мне вспомнилась история, как пираты бесчинствовали в Средиземном море. И вы поймете, почему на вопрос, поставленный в заголовке, придется дать отрицательный ответ…
История пиратства восходит к незапамятным временам, и можно смело сказать, что оно возникло одновременно с судоходством.
В древности им занимались еще финикийцы — лучшие из мореплавателей. Позднее пиратами стали и греки. Пиратство вошло в быт некоторых греческих племен, которые считали его даже почетным промыслом. С течением времени пиратство в бассейне Средиземного моря достигло таких масштабов, что начало угрожать существованию самого могущественного античного государства — Римской империи.
В древней истории и литературе отмечены интересные и колоритные описания борьбы с пиратами, которые немало досаждали мирному населению античного мира.
От Одиссея к Помпею…
Ахилл — увековеченный Гомером герой Троянской войны — был... пиратом! Но в те далекие времена на пиратство смотрели иначе, чем в цивилизованном мире, из которого можно вычеркнуть США. В «Илиаде» Ахилл признается в том, что занимался пиратством, не только без стыда, но с чувством гордости.
Вам это ничего не напоминает сегодня, когда вы получаете хвалебные рапорты американских военных о захвате торговых кораблей?
И другой герой Гомера — Одиссей также похвалялся своими пиратскими «подвигами».
Вот его рассказ с весьма ужасными деталями:
«Ветер от стен Илиоиа привел нас ко граду киконов, Исмару; град мы разрушили, жителей всех истребили, жен сохранивши и всяких сокровищ награбивши много. Стали добычу делить мы, чтоб каждый мог взять свою часть. Я ж настоял, чтоб немедля поспешно в бегство все обратились: но добрый совет мой отвергли безумцы. Полные хмеля, они пировали на бреге песчаном, мелкого много скота и быков криворогих зарезав. Тою порою киконы, из града бежавшие, многих собрали живших пососедству с ними в стране той киконов, сильных числом, привыкшим сражаться на конях и не мене смелых, когда им и пешим в сраженье вступить надлежало. Так вот, вдруг их явилось так много, как листьев древесных иль ранних Вешних цветов, и тогда же нам сделалось явно, что злую участь и бедствия многие нам приготовил Кронион5. Сдвинувшись, начали бой мы вблизи кораблей своих быстроходных, острые копья, обитые медью, бросая друг в друга. Покуда длилося утро, пока продолжал подыматься священный День, мы держались и их отбивали, сильнейших. Когда же Солнце к позднему часу склонилось, в бегство обратили киконы осиленных ими ахеян..
С каждого корабля многих бойцов отважных я потерял; от судьбы и от смерти ушли остальные.
Далее поплыли мы в сокрушенье великом о мертвых, но радуясь в сердце, что сами-то спаслися от смерти..."
А вот еще одно описание «подвигов» пирата Одиссея:
Целый месяц провел я с детьми и с женою в семейном Доме, великим богатством веселясь; но сильно в Египет меня устремило желание; выбрав смелых товарищей, я корабли изготовил; когда ж в корабли собралися бодрые спутники, целых шесть дней до отплытия все мы пировали; я много зарезал быков и баранов в жертву богам, на роскошное людям моим угощенье.
На седьмой день, покинувши Крит, мы в открытое море вышли и с быстропутным Бореем плыли легко; и ничем пи один наш корабль не был поврежден. По морю мчали мы, здоровые, веселые и бодрые, повинуясь кормилу и ветру. Дней через пять мы к водам Египта прибыли. Я велел, чтоб отборные люди на морском берегу сторожить корабли остались; другим же дал приказ с ближних высот обозреть всю окрестность. Но загорелось в них дикое буйство; они, обезумев, начали грабить поля плодоносные жителей мирных Египта, жен похищать и детей малолетних, зверски мужей убивая.
Тревога до жителей града египетского скоро достигла, и ранней зарей собралася рать, с колесницами и пешими. Яркою медью оружий поле кругом закипело; Зевс, веселящийся громом, в жалкое бегство моих людей обратил, отразить никто силы врага не поспел, и отовсюду нас смерть окружила. Многих тогда из товарищей медь умертвила, и многих пленных насильственно в град увлекли на печальное рабство.
Однако всех пиратов древности затмил, пожалуй, тиран острова Самос некий Поликрат (537—522 гг. до н. э.). Он сумел создать огромный по тем временам флот и безраздельно господствовал в Эгейском море.
Поликрат был честолюбив, коварен и жесток. С одной стороны, он прослыл покровителем искусств и наук: украсил города острова великолепными зданиями, привлек к своему двору выдающихся поэтов, архитекторов, художников и врачей.
С другой стороны он снискал себе репутацию изверга и разбойника: овладев Самосом с помощью своих братьев, он вскоре убил одного из них, Пантагнота, а другого — Силозона — изгнал, чтобы сосредоточить всю власть в своих руках. Стремясь к умножению богатств, он занимался морским разбоем и облагал крупной данью капитанов кораблей.
При всей своей высокой духовной культуре древние греки, творители искусства, были сравнительно бедны и не сумели накопить в стране больших богатств для большого разбоя. Полную противоположность им являли собой их заморские соседи — финикийцы. Занимаясь сбытом товаров в крупных масштабах, они добились монопольного положения в торговле драгоценными кам¬нями. Финикийские купцы привозили на своих кораблях янтарь из Балтики, олово из Англии, вели товарообмен между Северной Африкой, Испанией и Францией.
Финикийцы были так богаты, что не могли не возбудить зависти у своих менее имущих соседей. Наиболее предприимчивые и энергичные среди сынов Эллады решили заняться не искусством, а …. пиратством.
Чем успешнее развивалась торговля у финикийцев, чем больше богатств перевозилось на их кораблях, тем больше усиливался грабеж греками на Эгейском море. Щедро выплачивая морским разбойникам выкупы и контрибуции, финикийцы косвенно способствовали развитию пиратства в Средиземном море: пираты становились их торговыми партнерами, получая процентные отчисления от прибыли.
Обладая купеческим складом ума, финикийцы не стремились к ликвидации морского разбоя, а заботились лишь о том, чтобы шкуры свои сохранить и еще больше обогатиться.
В древности средиземноморские пираты совершали свои нападения по раз и навсегда заведенному порядку. Сперва их ладьи исподтишка, под покровом ночи заходи¬ли с обмотанными веслами в порт, затем в течение не¬скольких часов вели тщательную разведку, после чего не¬ожиданно нападали на свою жертву и с добычей возвращались на корабли. Несколько часов напряженной гребли — и каж¬дый разбойник, участвовавший в операции, становился богачом.
Еще и сейчас, спустя несколько тысяч лет, на терри¬тории Греции встречаются остатки необычных строений. Это высокие защитные башни, сооруженные на возвы¬шенностях в глубине материка. Здесь жители островов ис¬кали убежища от нападения пиратов. Из этих башен пода¬вались также дымовые сигналы, взывавшие к соседям о
помощи.
\
Со временем греки обрели ценных союзников. Когда после третьей Пунической войны _(она закончилась в 146 году до нашей эры) некогда могущественный Карфаген был разрушен, финикийские морехо¬ды стали заниматься пиратством вместе со своими бывши¬ми греческими соперниками, у которых тоже в 147 году римлянами был уничтожен мирный порт –порт торговцев Коринф. Язва пиратства распростра¬нилась тогда на весь бассейн Средиземного моря — от Геллеспонта17 до Геркулесовых столпов18.
Пираты с моря осаждали города, разоряли острова, заставляли жителей выплачивать им дань. Захваченных мирных жителей отпускали только за высокий выкуп или продавали в рабство.
Путешествовать по морю стало небезопасно. Торговые операции римлян стали менее при¬быльны. В Италии росла дороговизна. Население начало осуждать сенат, обвиняя его в неспособности бороться с пиратством.
Сенат вынужден был предпринять несколько экспедиций против пиратов, которые, однако, не увенчались успехом.
Дело дошло до того, что в I веке до н. э. пираты подвергли Рим подлинной морской блокаде.
Извините, вам это ничего не напоминает?
Перед лицом смертельной опасности Рим прекратил наконец все внутренние распри и приступил к энергичной борьбе с пиратством.
В 67 году до н. э. разгром пиратов был поручен Помпею. Он взял на себя руководство войсками на всем Средиземноморье, включая пятидесятимильную прибрежную полосу, и получил право беспрепятственно распоряжаться государственными средствами. Стратегические планы, разработанные главнокомандующим, не должны были ограничиваться никакими юридическими формальностями. Помпей располагал флотом, насчитывавшим пятьсот кораблей, и 120-тысячной армией.
Помпей лично руководил операциями у побережья Африки, доверив командование другими подразделениями своим подчиненным.
Успехи морской кампании Помпея превзошли самые смелые ожидания. Менее чем за сорок дней пиратство на всей территории от Мессинского пролива до самых Геркулесовых столпов было ликвидировано.
Сразу же после изгнания пиратов из западной части Средиземного моря Помпеи перебросил свой флот в восточную его часть, чтобы не дать противнику ни малейшей передышки. Охваченные ужасом, пираты ретировались с просторов открытого моря, прячась в лабиринте островков и длинных, узких заливов, у выходов из которых воздвигли укрепления.
Морские пути стали свободными для кораблей, перевозивших зерно, и изголодавшиеся жители Рима были обеспечены продовольствием.
Вместо трех лет Помпеи справился со средиземноморскими пиратами всего за три месяца. Плоды этой победы для римлян были ошеломляющими. В плен взяли двадцать тысяч пиратов, десять тысяч разбойников погибло в сражениях.
Эти цифры наглядно свидетельствуют о том, как могущественны были пираты. Все их верфи вместе с кораблями были уничтожены, порты захвачены. Четыреста отличных галер попали в руки победоносных римлян, вдвое больше было потоплено или сожжено.
После этой победы Помпеи обосновался в Киликии. Стремясь укрепить свою власть, он провел чрезвычайно интересный эксперимент: амнистировал многих пиратов и поселил их на континенте, вдали от морских берегов, преимущественно в разоренной Киликии, предоставив им тем самым возможность вернуться к честному образу жизни.
Я привел в своем изложении отрывки из главы «Пираты античного мира» из замечательной своими уроками книги Яцека Маховского «История морского пиратства».
Полный текст главы:
https://litlife.club/books/241014
Итак, ответим на вопрос: Станет ли Трамп «Помпеем Атлантического океана»?
Пираты США захватили уже пять нефтяных танкеров и присвоили себе и нефть с танкеров, и сами танкеры. Все эти разбойные налеты с помощью самых современных средств ведения войны чреваты самыми тяжелыми последствиями.
Поэтому на вопрос, поставленный в заголовке, я даю отрицательный ответ.
А вы?
И еще я вам расскажу о том, как через 18 веков с пиратством в Средиземном море покончил русский адмирал Федор Ушаков. И ни один русский корабль с Русским флагом не был пиратами захвачен и даже не пострадал. Но с тех пор не раз были ситуации, когда чтобы защитить себя от нападений, иностранные торговые корабли поднимали… Флаг Российского Государства!
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №226011200940
Россия. Адмирал Ушаков против пиратов. Уроки истории
http://proza.ru/2026/01/12/1292
Очерк о том, как Россия вместе с Европой боролись с пиратством в Средиземном море. События далеких времен проливают свет на дела сегодняшние, происходящие снова у берегов Африки и в Атлантике, и подсказывают, что цивилизованные страны, объединившись вокруг России, должны ВМЕСТЕ бороться против пиратов и прочих негодяев.
"Ждите в гости самого Ушакова!"
Как было покончено с пиратством в Средиземном море
http://proza.ru/2026/01/12/1292
Николай Сологубовский 12.01.2026 16:05 Заявить о нарушении