Поэзия науки и проза жизни

Во время суда над Иосифом Бродским ни судья Савельева, ни заседатель Тяглый, ни общественный обвинитель Сорокин, ни трубоукладчик Денисов никак не могли понять, в чём заключалась работа Бродского как поэта и переводчика, если он пользовался подстрочником. И вообще, можно ли вот так использовать чужой труд, выдавая его за свой, с негодованием спрашивали они. Сегодня, с высоты моих лет, я бы ответил на этот вопрос очень просто - он переплавлял породу слов и куски невразумительного текста в золото поэзии.

В октябре 2013г. в издательстве СО РАН вышла книга «Графит в науке и ядерной технике», чуть ранее она была опубликована на сайте препринтов ArXiv.org Корнеллского университета в Нью-Йорке. Без этой электронной публикации, возможно, не было бы публикации бумажной, но это отдельный большой разговор. Номинально мне принадлежит три главы из шести в этой книге и введение, но по факту я писал все шесть глав. Потом какие-то главы отправлял другим авторам, они использовали это как черновик, и возвращали мне исправленный и переработанный вариант своего текста. Таким образом, в книге появилось шесть глав, и шесть авторов, но могло бы быть значительно больше, если бы я честно включил в соавторы всех, кто делал измерения, писал отчеты по результатам измерений, всех лаборантов и уборщиц - и, вполне возможно, что в соавторы мне пришлось бы в включить ещё много кого, вплоть до Георга Ома. В алфавитном порядке, разумеется. Именно так до сих пор принято делать в ИЯФ СО РАН, где я тогда работал, и где до сих пор уверены, что книгу написал кто-то, непонятно кто-то, но только не я. А я просто мимо проходил.

Их святая уверенность основана на том, что в этой книге приведены в исходном виде целые куски отчётов по рентгенофазным измерениям, или по флуоресцентной спектроскопии. При этом мило забывается, что рентгенофазная диаграмма графита известна с 50-х годов прошлого века, как минимум, и такие результаты давно являются не наукой, а обычной лаборантской работой, пусть и высококвалифицированной. Проще говоря, это обычная рутинная паспортизация нового материала. При этом мило забывается, что очень часто результаты измерений я получал в виде графиков электро- и теплопроводности, или сканов электронного микроскопа без всяких пояснений, или с самыми минимальными пояснениями. Мало того, иногда мне приходилось долго объяснять авторам измерений, что теплоперенос в графите осуществляется фононами, а не электронами. Или что сдвиг кривой проводимости при отжиге связан с межкристаллитной фазой, и достаточно просто объясняется в рамках теории перколяции.

Разумеется, все авторы и консультанты, все инженеры и лаборанты точно и добросовестно указаны в каждой главе, отмечены в предисловии книги, в списке благодарностей, и в качестве соавторов в совместных публикациях. Но нет, всё равно, нет. Нет, и ещё раз нет, потому что такого не может  никогда. И это не я писал книгу, не я проходил рецензентов и экспертные комиссии, а просто скомпилировал чужие результаты, и пытаюсь выдать их за свои. Это то, на что готовы согласится самые доброжелательные из моих оппонентов.

Я, честно говоря, не хотел бы делить научный результат на твоё или моё, но всё же должен сказать, что без моего достаточно кропотливого труда отчёты так и остались бы отчетами, а графики графиками, и пылились бы на полках архива для грызущей критики мышей. Но так получилось, что этот хлам научных отчётов превратился в поэзию красивой и умной книги, которая мною же частично переведена на английский язык. И расположены эти переводы на сайте всё того же Корнеллского университета, в городишке Нью-Йорк. По крайней мере, переведены те разделы, которые я считаю авторскими.

P.S. ИЯФ СО РАН щедро рассчитался со мной за эту нетривиальную работу, уволив по статье за прогул, и попытавшись тихо сплавить в сумасшедший дом. Сейчас они вполне отчётливо понимают, что особой благодарности от меня за такое ждать не приходится, и просто забыли о моём существовании. Ладно, спасибо и на этом.   

P.P.S. Мой личный профит от издания этой книги составил ровно двести рублей, поскольку один экземпляр я всё таки сумел непонятно как и кому продать. Остальные были либо розданы в частные руки, либо переданы в фонды различных библиотек. В том числе, в фонд ГПНТБ я передал последние двести экземпляров. Это было ещё в 2016-ом году.

ССЫЛКИ:
1. https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1307/1307.1869.pdf
2. https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1508/1508.01814.pdf
3. https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1510/1510.03070.pdf
4. https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1510/1510.07214.pdf

2021 год


Рецензии