Время
Сегодня ему исполнилось пятьдесят, и он впервые задумался о времени. Годы бежали. Николай привык получать всё чего хотел. Теперь он пожелал подчинить себе время. А как это сделать не знал.
После праздника Николай пригласил к себе философа, с целью решить поставленную задачу. Антоний пришел в роскошный дом богача и был проведён в его кабинет. Философ много странствовал и видел различные дома, однако отметил великолепие убранства. Здесь богатство сочеталось с тонким вкусом хозяина.
За большим, красного дерева столом сидел мужчина с суровым лицом и жестким, колючим взглядом. У него были довольно крупные, грубоватые черты лица. Тёмные волосы едва тронула седина. Голубая рубашка в клетку и синие вельветовые брюки выгодно оттеняли его холодные серые глаза. Создавалось впечатление словно этот человек в любой момент готов защищаться, если не нападать. Опытный взгляд философа уловил пресыщение и высокомерие в его образе.
Николай с напускным радушием встретил гостя, жестом предложив ему сесть.
- Позвольте угостить Вас вином.
- Благодарю.
Николай изучающе смотрел на Антония. Перед ним сидел пожилой мужчина с длинными седыми волосами, благородным лицом и добрыми, лучистыми, голубыми глазами. Тёмная, простая одежда подчёркивала его худобу. Держался он с подлинным достоинством.
Сделав глоток вина, Антоний оценил его вкус.
- С какой целью Вы меня пригласили?
- Я много слышал о Вашей мудрости. Говорят, Вы знаете ответы на все вопросы.
- Какая глупость, - рассмеялся собеседник. - Что Вас беспокоит?
- Понимаете, у меня есть всё, чего бы я не пожелал. Однако, в погоне за результатом я забыл о времени. Мне хочется вкусить удовольствия этой жизни как можно полнее, но я боюсь чего-то не успеть. Мне исполнилось пятьдесят лет. Впереди старость и смерть. Я хочу остановить время. Если Вы поможете мне в этом, я Вас озолочу.
- Не в моей компетенции останавливать время.
- Вы же философ! – с нажимом произнёс хозяин дома.
- Но не волшебник. Люди очень много думали, разговаривали и писали о времени.
- Расскажите мне всё, что Вы знаете.
- Вам известно, что стрелки часов двигаются с одинаковой скоростью.
- Верно.
- Тем не менее в нашем восприятии это не так. Время может ползти, а может лететь. Многие утверждают, что с годами оно бежит значительно быстрее, чем в детстве и юности.
- Значит можно замедлить течение времени.
- В каком-то смысле да.
- Что ж, если Вы не можете остановить его, сделайте так, чтобы оно текло как можно медленнее.
Философ улыбнулся.
- Мне известно, что страдания существенно замедляют время. В молодости я серьёзно заболел и провёл месяц в туберкулёзном санатории. Этот месяц длился, как год.
У Николая загорелись глаза.
- Сделайте так, чтобы в моей жизни месяц длился, как год и я Вас озолочу.
- Вы говорили, что хотите вкушать удовольствия этой жизни, а не страдать.
- Какая разница?
- Большая.
- Тогда я буду вкушать удовольствия и страдать одновременно.
- О. Это сложно.
- Но возможно?
- Смотря какие удовольствия Вы имеете в виду. Я знаю, что наши настоящие желания рано или поздно исполняются.
- Мне не надо рано или поздно. Мне надо сейчас!
- Здесь я Вам не могу помочь.
- Вы – самозванец! Вы не получите от меня ни гроша.
- Мне не нужны Ваши деньги.
- Убирайтесь из моего дома.
Николай привык к тому, что все его требования немедленно выполняются и был раздражен, оставшись один в своём кабинете. Немного успокоившись, принял решение, что не остановится на этом. Вскоре ему стало известно об учёном, работающем над созданием машины времени. Николай пригласил его к себе. Когда он озвучил своё требование, учёный ответил:
- У меня уже почти всё готово, однако для скорейшего окончания работы необходимы деньги. Если Вы заплатите мне некоторую сумму, я создам машину времени для Вас.
Николай протянул пухлый конверт, учёный торопливо спрятал его в карман, сказав:
- Вскоре Вы сможете управлять временем как пожелаете.
Проводив посетителя, он ликовал. Однако решил перестраховаться. В последнее время слышал об одном одарённом психотерапевте, творящим чудеса с сознанием людей и решил посетить его. Сидя в кресле перед специалистом, создавалось впечатление, словно он видит клиента на сквозь. Озвучив свой вопрос, получил ответ:
- Никаких проблем. Мы будем останавливать и замедлять течение времени. Для этого Вам нужно будет приходить на сеансы психотерапии раз в неделю за определённую сумму.
- Я согласен.
Николай так загорелся своей идеей, что обратился ещё к экстрасенсу и медиуму, которые с радостью обещали ему помочь, как обычно за значительное вознаграждение. Теперь Николай с воодушевлением тратил много времени и денег на исполнение своего желания, с пренебрежением вспоминая глупого философа.
Шли годы, и вопреки обещаниям специалистов, время летело довольно быстро. Когда клиент предъявлял им претензии, ему отвечали, что осталось совсем ещё немного подождать.
К шестидесяти годам жизнь Николая кардинально изменилась. Перенеся тяжелый инсульт и придя в себя в больнице, пациент не сразу понял, что произошло. А когда врачи объяснили, был удивлён. Он никогда не болел и тяжело переносил боль и страдания. Николай был частично парализован, ему было трудно говорить. Больной требовал, чтобы жена забрала его домой, но врачи не разрешали. Ему казалось, что когда он окажется в своём доме, вернётся его прежняя жизнь. Восстановление шло очень медленно.
Когда же наконец его выписали, он с удивлением обнаружил, что несмотря на привычную, домашнюю обстановку, боль и страдания не покинули его.
- Сколько времени я провёл в больнице?
- Месяц.
- Это невероятно. У меня такое впечатление, словно прошел целый год.
Он вспомнил слова философа и задумался. Антоний ничего не обещал, не взял ни гроша, а выходит, что он был прав. А все остальные так называемые «специалисты» оказались шарлатанами.
Потянулись долгие, мучительные дни боли и внутреннего одиночества. Две сиделки усердно ухаживали за больным, исполняя каждую его прихоть. Жена регулярно заходила в комнату, интересуясь самочувствием, и формально повторяя, что всё будет хорошо. Она постоянно куда-то спешила. Дети периодически заезжали к нему, но у них была своя жизнь. Деловые партнёры исчезли из его жизни.
Больной требовал вина и деликатесов, к которым привык, но врачи запретили ему употреблять алкоголь и прописали строгую диету. Пациент был возмущён. Он поймал себя на мысли: «Если я не могу себе позволить привычные удовольствия, зачем мне время? Пусть тогда проходит быстрее». Словно насмехаясь над ним, оно ползло всё медленнее и медленнее. Каждое утро начиналось одинаково и не приносило радости. Ночами мучала бессонница. Николай был раздражительным и вымещал злость на окружающих. Его характер стал невыносимым. Всё чаще он вспоминал философа, и попросил пригласить его.
При встрече, отметил, что он не постарел за эти годы, только стал ещё немного худее. Антоний же увидел, что у хозяина дома явно поубавилось спеси и высокомерия. Лицо, лежавшее на пышных, белоснежных подушках было вымученным, а глаза просили о помощи.
- Спасибо, что пришли. Я должен извиниться перед Вами.
- Не стоит.
Рассказав обо всём, случившемся с ним со времени их последней встречи, подытожил:
- А теперь время словно наказало меня, оно застыло, и я ничего не могу с этим поделать. Помогите мне.
- Единственная известная мне машина времени – это воспоминания. Вспоминайте важные моменты своей жизни и делитесь пережитым. Пишите мемуары. Может быть Ваш опыт кому-то пригодится.
- Я попробую. Пожалуйста, приходите, я всегда буду рад Вас видеть.
- Обязательно.
Когда философ ушел, Николай попросил сиделку включить ему музыку, закрыл глаза и начал вспоминать. Почему-то первым делом перед глазами вставали картины из детства и юности, когда жизнь казалась прекрасной и бесконечной.
Незаметно подкралось обеденное время, и больной с аппетитом съел свой диетический суп. Потом попросил включить ему один из любимых фильмов «На гребне волны». Жизнь героев отвлекала его от собственных страданий и проблем.
Николай с нетерпением ждал философа, и когда он пришел искренне обрадовался.
- Как Вы?
- Очень хотелось бы встать и прогуляться по заснеженным улицам, которые я вижу за окном.
- Понимаю Вас. Там крепкий мороз, а в Вашей комнате тепло и уютно. Вы погружались в воспоминания?
- О, да. У меня такое ощущение, словно я сам себя поддержал.
- А что Вы вспоминали?
- Детство и юность. Я родился в небогатой, но дружной семье. Сколько интересных историй я заново пережил. Скоро Новый Год. Как же я любил в детстве этот праздник, когда вся семья собиралась за большим столом, а утром под ёлкой ждали подарки. Ещё я вспоминал свою первую любовь к однокласснице. Я не мог ей подарить ничего кроме цветов, однако теперь я понимаю, что ни одна женщина не любила меня так, как она. Как жаль, что тогда я не мог этого ценить. Я вспоминал первый поцелуй под звёздным небом.
- Это прекрасно.
- Как ни странно думать об успешной карьере и бизнесе оказалось не интересно. Это была тяжелая гонка за деньгами, борьба с конкурентами. Чем больше я зарабатывал, тем больше жаждал удовольствий. Я построил этот дом, менял самые дорогие автомобили, путешествовал по миру, скупал произведения искусства. Словом, зарабатывал и тратил. На этом мои интересы ограничивались. У меня очень много денег, но я не в состоянии потратить их в своём положении.
- Человеку вообще не так-то много надо.
- Только теперь я начинаю это понимать. Всё, что было для меня значительным, оказалось пустым.
- Деньги стали для Вас страстью и пороком. А порок рано или поздно заводит человека в тупик.
- Как же выбраться из него?
Философ задумался.
- В нашем мире очень много бед. Вы знаете сколько никому не нужных детей, которые на Новый Год останутся без праздника и подарков? Сколько нуждающихся? За деньги можно сделать много добрых дел.
Глаза Николая засияли:
- Давайте организуем праздник для детей в детском доме! – с воодушевлением предложил хозяин дома. - Я всё оплачу.
- Прекрасная идея.
До Нового Года оставалось пять дней. Николай с Антонием посвятили их к подготовке будущего детского праздника с представлением, развлечениями, угощениями и подарками. К сожалению Николай не мог посетить детей лично, но философ подробно рассказал как всё прошло и показал фотографии со счастливыми детскими лицами.
- Вы знаете, оказывается можно получать удовольствие от доброго дела, - признался удивлённый Николай. – На этом мы не остановимся. Мы будем помогать нуждающимся.
Новая деятельность до того увлекла больного, что и время потекло быстрее. У него улучшилось не только настроение, но и самочувствие. Врачи разрешили ему вставать с постели. С начала тяжело давался каждый шаг, и Николай в основном передвигался на инвалидном кресле. Вся его сила характера уходила на то, чтобы заново научиться ходить. Ему нравилось сидеть у окна и наблюдать за зимним пейзажем. Николай решил, что когда он встанет на ноги и сможет свободно передвигаться, начнёт новую жизнь.
Год ушел на восстановление. Врачи рекомендовали пациенту беречь силы и здоровье, но разрешили вернуться к работе. Николай организовал крупную благотворительную организацию, целью которой была помощь людям, оказавшимся в беде. Ещё никогда бизнесмен не получал такого удовольствия от работы. Время больше не мстило ему, шло своим чередом, то немного быстрее, то медленнее. Теперь его жизнь была не пуста.
Свидетельство о публикации №226011301359
Юрий Курский 15.01.2026 15:17 Заявить о нарушении