Крымский Кадетский Корпус 1920-1945 годы

КРЫМСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС, созданное в 1920 г. в Ялте и родолжившее свою жизнь в эмиграции  военное образовательное учреждение Белой армии.
К окончанию гражданской войны в 1920 г. в Крыму вместе с отступающими войсками Белой армии оказались и разрозненные остатки различных кадетских училищ Империи. Это были дети и юноши от 10 лет до 21 года, чьё обучение было прервано революцией; многие из них уже принимали участие в боевых действиях и даже были Георгиевскими кавалерами . Часть кадетов была раскартирована в Севастополе, часть в интернате в Феодосии. Особенно тяжёлым было положение кадетов в Феодосии, где им был обеспечен кров и лишь немного провизии, кадеты целыми днями бродили по городу в поисках случайного заработка и продовольствия, дисциплина полностью отсутствовала. Решением главнокомандующего генерала П.Врангеля, все находящиеся в Крыму кадеты были собраны в Ялте, где было образовано новое объединенное учебное заведение- Крымский кадетский корпус. Директором нового корпуса ещё в июле был назначен генерал-лейтенант Владимир Римский-Корсаков.
Почти все находящиеся в Ялте кадеты были оторваны от своих семей и ничего не знали о их судьбе, многие были сиротами. Отвественность за кадетов несли воспитатели-офицеры и преподаватели. Кадетов расквартировали в Ореанде, в казарме Крымского конного полка. Большинство из находящихся в Ореанде были детьми из младших классов, затем с фронта стали пребывать старшеклассники. Кормили впроголодь- хамсой и перловкой, болшую часть времени кадеты были предоставлены сами себе и бродили по окрестностям Ореанды и Ливадии. Но осенью Кадетский корпус, число учеников в котором достигло 600, был переведён в Массандровские казармы где начались регулярные занятия и строевая подготовка. Кадетам-старшеклассникам выдавалось оружие и они несли патрульную службу на улицах Ялты для борьбы с участившимися грабежами и разбоем. Но в ночь на 8 ноября Красная армия перешла Сиваш и начались бои за Перекоп, поражение Белой армии было неизбежно.
11 ноября 1920 г. Главнокомандующий Русской армии в Крыму генерал Пётр Врангель обьявляет об эвакуации. Распостраняется обращение П.Н.Врангеля к народу Крыма:
,,    Русские люди!
Оставшаяся одна в борьбе с насильниками,  Русская армия ведет неравный бой, защищая последний клочок русской земли, где существуют право и правда.  В сознании лежащей на мне ответственности, я обязан заблаговременно предвидеть все случайности.
  По моему приказанию уже приступлено к эвакуации и посадке на суда в портах Крыма всех, кто разделял с армией ее крестный путь, семей военнослужащих, чинов гражданского ведомства с их семьями и отдельных лиц, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага.
    Армия прикроет посадку, памятуя, что необходимые для ее эвакуации суда также стоят в полной готовности в портах, согласно установленному расписанию. Для выполнения долга перед армией и населением сделано все, что в пределах сил человеческих.
     Дальнейшие наши пути полны неизвестности. Другой земли, кроме Крыма, у нас нет. Нет и государственной казны.
    Откровенно, как всегда, предупреждаю всех о том, что их ожидает. Да ниспошлет Господь всем силы и разума одолеть и пережить русское лихолетье».
Планы неизбежной эвакуации Крыма готовились уже в апреле 1920 г. Для этой цели были резервированы все суда находящиеся у крымских берегов, включая иностранные и суда совсем небольшого размера. Погрузка на суда началась сразу же 11 ноября. Эвакуацией Ялты руководили штаб во главе с генерал-лейтенантом Даниилом Драценко, а также военный комендант ялтинского уезда С.А.Голенищев-Кутузов. Задачей Врангеля было избежать повтора ужасающей катастрофы с эвакуацией Новороссийска, где плохая организация и паника привели к многочисленным жертвам. Эвакуация в Крыму прошла в целом дисциплинированно и спокойно.
В Ялте шла погрузка на пароходы ,,Царевич Георгий", ,,Русь", ,,Великий князь Константин", итальянскиий корабль ,,Корвин", транспортное судно ,,Крым" и на более мелкие суда. Кадеты помогали с погрузской в порту, для самого Крымского кадетского корпуса был прислан из Севастополя транспорт ,,Сарыч", куда уже были погружены имущество училища и ,,малыши"- ученики младших классов.
Но неожиданно в Ялту прибыли остатки конного корпуса генерала Ивана Барбовича вперемешку с остатками других воинских частей и женскими подразделениями отступившими с линии фронта. По распоряжению из Севастополя им был передан транспорт ,,Сарыч". Кадеты остались же на берегу, лишь часть ,,малышей" удалось пристроить на корабль ,,Вл.князь Константин". Кадеты оказались в ужасном положении: никакого транспорта больше не было, стоящие на рейде суда были переполнены до невозможного, а со стороны Алушты уже наступала Красная армия. Разъярённый директор кадетов  Римский-Корсаков бросился в штаб эвакуации где ему всё же удалось выбить транспорт- старую плоскодонную баржу ,,Хриси". 14 ноября была закончена эвакуация Севастополя, оставшиеся беженцы бросились по дороге в Ялту, надеясь спастись хоть на какой-нибудь шлюпке. 15 ноября в город вошёл отряд полковника Новикова, но погрузиться на какой-нибудь корабль уже не было возможности и отряд ушёл в горы. Эвакуация Ялты была завершена 15 ноября, город покинуло около 13 тысяч беженцев, точную статистику было невозможно вести. После эвакуации Керчи 16 ноября флотилия из 126 кораблей вышла в открытое море курсом на Константинополь.
С самого начала отношения кадетов с командой самоходной баржи  сразу же не сложились. ,,Хриси" обычно использовалась для  контрабанды; а команда была, по словам одного из кадетов- ,,всяким причерноморским сбродом, глядевшим волками". Команда всячески тянула время и не хотела выезжать из Ялты, надеясь на скорый приход красных. Лишь после угрозы кадетов что они будут расстреливать команду ,,по жребию", удалось выйти из ялтинского порта в море. Путешествие на старой посудине было небезопасным: перегруженная сверх всякой меры баржа осела так что с борта можно было дотянуться до поверхности моря. Ночью, уже в открытом море, по звёздам и картам. кадеты выяснили что баржа движется вовсе не в Константинополь, а прямым курсом в красную Одессу, где кадетов ждала бы неминуемая казнь. Команда была посажена под арест и кадеты не без трудностей взяли управление судном в свои руки. Через четверо суток ,,Хриси" добралась до Константинополя.
На рейде у Нонстантинополя скопилось огромное количество переподненных кораблей с русскими беженцами, сойти на берег власти им не разрешали. Положение людей на кораблях было ужасным: скудные запасы воды и продовольствия давно закончились, многие сходили с ума, некоторые стрелялись. Кадеты выставили на рее ,,Хриси" морские знаки ,,Терпим голод" и ,,Терпим жажду". Через несколько дней Крымский кадетский корпус пересадили на огромный военный корабль ,,Владимир", где уже находилось несколько тысяч русских военных и гражданских. ,,Владимир" взял курс на Югославию (Королевство сербов, хорватов и словенцев, СХС).
Сначала Крымский кадетский корпус разместили в казармах в словенском городе Стрнище, где уже в январе 1921 г. начались занятия, условия жизни кадетов были тяжёлыми. Но в 1922 г. Крымский кадетский корпус переехал в сербский город Бела-Црква, в два больших трёхэтажных просторных здания. Здесь уже были классные комнаты, библиотека, гимнастический зал, мастерские, церковь, лазарет и пр. необходимое для жизни и обучения. В 1924 г. корпус покинул любимый кадетами  ,,Дед"-Римский-Корскаков, Владимир Валерьянович относился к кадетам как к своим родным  детям. Римский-Корсаков переехал во Францию где позже также преподавал.
Среди покинувших Крым беженцев было также много гимназисток и институток, как в сопровождении семей так и без. Попавших в Сербию девушек объединили в  Мариинский Донской женский институт, который также располагался в городе Белая Церковь. В институте обучались кроме русских девушек также и сербки. В городе также находился Харьковский девичий институт, эвакуированный из Новороссийска. В 1932 г. оба института обьединили, учебное заведение было ликвидировано в 1941 г.
Спорт занимал большое место в жизни Крымского кадетского корпуса, учащиеся были приверженцами ,,Сокольской гимнастики"- системы из упражнений с предметами, физических упражнениях на снарядах, массовых упражнениях и пирамидах, особое внимание обращалось на эстетику, красоту и свободу движений. Сокольская гимнастика возникла в конце 19-го века в Праге и была частью идеологии  Сокольского движения панславизма- объединения славянских народов под эгидой России.
Белую-Церковь часто навещала княжна императорской крови Татьяна Константиновна Багратион-Мухранская (правнучка Николая I). Здесь обучались её дети: сын Теймураз- в Крымском кадетском корпусе, а дочь Наталия в Мариинском Донском институте. В 1946 г. Татьяна постриглась в монахини.
Со временем число кадетов в Крымском корпусе сокращалось и в 1929 г. их осталось 270 человек. Крымский кадетский корпус как учебное заведение был ликвидирован путём объединения с  Русским кадетским корпусом из Сараево ( сараевцы перехали в Белу-Цркву). Все кадеты по окончанию обучения автоматически переходили на службу в сербскую армию. Училище стало называться Первым русским кадетским корпусом. В 1942 корпус переехал в здание ликвидированого Мариинского женского института.
В годы немецкой оккупации Югославии Первый русский кадетский корпус вошёл в состав созданного Русского охранного корпуса, роль которого в истории Второй мировой войны была достаточно сомнительной. Русский охранный корпус был создан в ответ на террор партизан Тито против белоэигрантов (Тито считал что русские офицеры служившие в югославской армии были виновны в её поражении), партизанами было убито больше 300 русских, иногда вырезали целые семьи. С другой стороны Русский охранный корпус был частью Вермахта, историки спорят приносили ли бойцы корпуса присягу верности Германии, документальных свидетельств этого факта нет. в самом коне войны остатки бывших курсантов Первого русского кадетского корпуса ( около 100 человек) была перемещена в Германию, откуда перешла в Австрию и сдалась американцам. После фильтрационного лагеря в Граце почти все бывшие кадеты эимгрировали в Южную Америку.


Рецензии