Снеговик
Я приехал на вызов к семилетнему пациенту Матвею. Он заболел корью и тяжело её переносил. Возникли осложнения, пневмония.
Родители заботились о Матвее, всячески поддерживали его, но мальчик пал духом. Его расстраивала не столько сама болезнь, сколько то, что он не сможет на Новый год поехать к бабушке и дедушке в Москву, кататься там на санках и играть в снежки. Зимой в нашем южном городке у моря снег — большая редкость, он есть только в горах.
Я назначил Матвею лечение и даже разрешил немного сладостей — праздник всё-таки. Но это нисколько не подняло мальчишке настроения. Он обессиленный лежал в кровати, с мокрыми от слёз глазами, и почти меня не слушал. Переживающие родители сидели рядом.
Отец, вздыхая, повторял:
— Сынок, ну скажи, что ты хочешь, я всё сделаю.
А мама, беспомощно глядя на Матвея, гладила его по голове и приговаривала:
— Мотенька, всё будет хорошо, ты обязательно выздоровеешь, и поедем к дедушке и бабушке.
— Не поедем, — всхлипывая, отвечал сын, — праздники закончатся.
Мне пора было идти к другому пациенту. Но разве я мог бросить этого славного мальчугана перед Новым годом в таком плохом настроении?
Я понимал, что все таблетки и микстуры бессильны перед печалью ребёнка. Нужно было его отвлечь, заставить бороться и захотеть стать здоровым. И я решил рассказать ему одну историю.
* * *
— Матвей, много лет назад в деревне, недалеко от нашего приморского города, заболел мальчик. Ему было всего шесть лет.
Однажды он катался на качелях и так сильно раскачался, что упал с них. И упал неудачно — ударился спиной и головой.
Родители его, конечно, предупреждали, что нельзя сильно раскачиваться. Это опасно! Но кто же слушает родителей — они всё время что-то запрещают.
Мама с папой нашли сына без чувств во дворе, отнесли домой и вызвали доктора. Очнувшись, мальчик понял, что он не может встать. Так по детской глупости ребёнок оказался прикованным к постели.
Приходило много докторов, родители возили мальчика на обследование в другой город, но диагноз и перспективы были неутешительными: все отвечали, что, скорее всего, он не будет передвигаться самостоятельно.
Для родителей это была трагедия, но они радовались тому, что сын остался жив, и продолжали бороться за его здоровье, обращались к новым докторам, надеясь на чудо.
И вот один врач, уже немолодой и много чего повидавший в жизни, дал им надежду: «Ребёнок должен сам захотеть ходить и бороться с недугом. Только тогда есть шанс. Лишь сила воли мальчика и ваша поддержка способны ему помочь».
Легко сказать «должен захотеть». Но как сделать так, чтобы шестилетний ребёнок почувствовал, что хочет выздороветь? Как сотворить это чудо?
Стояло лето. Солнышко пекло так сильно, что даже в доме не спадала жара. Тогда ещё не было кондиционеров, мобильных телефонов, интернета и компьютеров, а телевизор показывал всего три или четыре программы — и то лишь в хорошую погоду. Поэтому ребята целыми днями гуляли на улице, купались в речке и гоняли футбол.
Но, к сожалению, мальчик не мог выйти из дома и играть с ними. И для него оставалось не так много занятий: читать книги, рисовать, слушать радио и смотреть телевизор.
В шесть лет дети обычно не умеют читать, а если и умеют, то не так хорошо — им гораздо интереснее слушать, когда читают родители. Поэтому мама и папа по очереди стали помогать любимому сыну познавать мир через увлекательные книжки.
Мальчик внимательно слушал — ему было очень интересно — и после каждого рассказа с воодушевлением садился рисовать сюжет из прочитанной истории. И так как рисовать в кровати было неудобно, он научился сам кое-как доходить до стола. Родители очень радовались этой пусть маленькой, но победе, она уже была чудом.
Однажды мама прочитала сыну рассказ про снежный город и зимние развлечения. Малыш, живущий на юге, не понимал значения многих слов и то и дело спрашивал: «А что такое санки? А лыжи? А ледяная горка?»
И ещё его очень заинтересовал снеговик. Если Деда Мороза и Снегурочку мальчик знал — их фигурки каждый Новый год стояли в доме под маленькой пальмой, вместе с подарками, то снеговика он никогда не видел.
Папа стал специально ездить в город, чтобы купить журналы и книжки, в которых изображены все зимние игрушки и сказочные персонажи. А однажды кто-то из друзей подарил семье календарик, на обратной стороне которого был красивый снеговик с ведром на голове и морковкой вместо носа.
Мальчику так понравился этот снежный образ, что он начал любоваться календариком каждый день. И рисовал множество снеговиков — весёлых и грустных, — раскрашивая их разными цветами. А один раз даже пририсовал снеговику колёсики.
Когда мама спросила, зачем снеговику колёсики, сын ответил:
— Ну он же, как и я, тоже не может ходить. У него есть ручки, голова, глазки и даже уши, а ног нет. Вот я и решил, пусть он на колёсиках ездит. Я же, когда выросту, тоже буду на колёсиках ездить.
Мама плакала, гладила мальчика по головке и говорила:
— Нет, сынок, ты выздоровеешь, обязательно выздоровеешь. Видишь, ты уже сам до стола можешь доходить.
— Хорошо, мама, — говорил сын. — Ты не плачь, я буду стараться.
Увлечение снеговиком не проходило. Мальчик просил читать рассказы о нём и с упоением смотрел детские фильмы и мультики с участием снеговика, которые изредка показывали по телевизору. И даже пытался «слепить» его из скомканной газеты.
Наступил сентябрь, жара немного спа;ла. Отец возил мальчика к морю — им помогал сосед, у которого был старенький москвич. В воде сын словно освобождался от своего недуга: он парил в ней, как птица в полёте. Надувной круг и заботливые руки родителей были его поддержкой. На побережье мальчик любовался далёкими заснеженными вершинами гор и потом восторженно рисовал их дома.
Как-то вечером он загрустил, погрузился в свои мысли и стал отрешённым.
Отец, заметив это, спросил:
— О чём ты думаешь, сынок? Может, что-то хочешь?
Сын посмотрел на папу и ответил:
— Я о снеговике думаю. Мне его так хочется увидеть, потрогать, погладить. Но у нас снега не бывает, он далеко в горах, а я не смогу туда дойти.
— Сможешь, — возразил отец, — обязательно сможешь, даже не сомневайся!
В эту минуту у него созрел план, как поддержать и порадовать сына.
Отец ушёл в сарай, взял старую фанеру, пенопласт и фольгу и стал мастерить из них подобие переносного холодильника. В ближайшие выходные он решил отправиться в горы, чтобы слепить снеговика для любимого сына.
Жители деревни, узнав об этой затее, захотели помочь. Сосед, у которого был москвич, предложил довезти отца мальчика до места, с которого начиналось восхождение. Другой сосед, что помоложе, вызвался пойти в горы вместе с мужчиной. Он любил походы, и у него было необходимое снаряжение.
Два дня они шли вверх, чтобы добраться до чистого снежного покрова. Столько же времени потратили на спуск. Но главное — большой ящик в виде рюкзака был наполнен белым-белым холодным снегом. Сосед на москвиче по четыре раза в день приезжал к подножью гор, чтобы вовремя встретить и забрать мужчин. Вся деревня в волнении ждала их возвращения. Все переживали, хотели поучаствовать в добром деле.
Малыш не знал о происходящем, но что-то чувствовал — спрашивал маму: «А где папа? Почему его нет так долго?» Мама старалась казаться невозмутимой и отвечала, что папа на работе и скоро вернётся, но проступавшие слёзы выдавали её тревогу за мужа.
Слава богу, к вечеру четвёртого дня отец с соседом благополучно вернулись в деревню. Теперь предстояло слепить снеговика и по возможности подольше сохранить. И хотя жара спа;ла, было ещё достаточно тепло, поэтому даже в самодельном ящике-холодильнике снег начинал подтаивать.
Думали слепить снеговика, дать мальчику поиграть с ним, а как быть дальше, не знали. Тот, наверное, должен был растаять на глазах у ребёнка. Сохранить снег летом сложно. В те времена холодильник был редкостью, особенно в деревнях. Продукты хранили в подполе. И в доме мальчика тоже не было холодильника.
Но как хорошо, что мир не без добрых людей, и соседи иногда ближе, чем родственники. Так один житель деревни решил проблему: дал свой новенький холодильник ЗИЛ для сохранения снеговика.
Вечером того же дня в доме мальчика появился холодильник, в котором был хоть и не большой, но очень красивый, из настоящего горного снега, снеговик. С носом-морковкой, с детским ведёрком на голове, с руками из веточек и глазами из больших зелёных пуговиц, он стоял на двух деревяшках, отпиленных от старых лыж. Холодильник поместили в сенях — и по ночам там прохладней, и шуму в доме от работающего ЗИЛа меньше.
Удивление — восторг — счастье — слёзы радости и даже визг! Это лишь небольшая часть тех чувств, которые испытал малыш. Примерно то же самое переживали все соседи. Произошло чудо, какого никто из них прежде не видел: в деревне на юге, благодаря этому мальчику, появился свой снеговик.
Каждый день к семье в дом приходили дети и взрослые посмотреть на «гостя». Был даже составлен график открывания холодильника, чтобы снеговик не растаял. Его фотографировали, снимали на любительские кинокамеры.
Но главным чудом было другое: мальчик начал вставать по несколько раз в день и, опираясь на костыли, ходить к холодильнику — смотреть на своего снеговика. Так он боялся, что тот растает.
Снеговик не растаял, простоял в холодильнике до Нового года. А после Нового года, когда мальчик уже мог ходить сам, без помощи родителей и костылей, было решено отпустить снеговика на волю — вернуть его в горы.
На этот раз москвича уже не хватило. Председатель выделил автобус — и то не все желающие поместились. Некоторые жители деревни, у кого был транспорт, сами добрались до места, откуда целый отряд выдвинулся в горы провожать снеговика. Конечно, до конца пошли не все — это непросто и опасно. Но мальчик, его папа и ещё десяток смельчаков доставили снеговика в его родную стихию.
Вот так чудо и воля к жизни помогли мальчику снова стать здоровым.
* * *
Когда я закончил свой рассказ, у родителей Матвея на глазах стояли слёзы. А он спросил:
— А что было потом с этим мальчиком?
— Мальчик вырос и стал детским доктором, — ответил я.
Моя миссия была выполнена. У парня появилось желание бороться, а это значит, что он будет здоров.
Когда я уже выходил из комнаты, Матвей спросил родителей:
— А мне можно такого снеговика?
— Конечно, можно, сынок, — ответили в один голос мама с папой.
02.01.26
Москва
Свидетельство о публикации №226011300580
Валентина Забайкальская 13.01.2026 10:04 Заявить о нарушении