4. Трудовые будни

Время летело стремительно. Подготовка производства и техники к зиме. Дрова опять же. А главное – имел персональное поручение директора комбината: построить за зиму имеющимися силами и подсобными материалами  холодный склад для хранения малосольной рыбы и икры.

Схема простая: утепленный торфом склад, под потолком трубы, по которым циркулирует охлажденный льдосолевой смесью до минусовых температур рассол. Всё получилось. Хотя расчеты делались буквально «на коленке». Температура держалась на уровне +2°С. Кроме того, строили тёплый гараж на 2 бокса – для автомобиля и трактора. На электростанции установили маленький дизель с генератором на случай аварии и для собственных нужд. Поставили токарно-винторезный станок. Была кузница и электросварка, так что кое-что мы с бригадой механизаторов уже могли.

С техникой были разные нестандартные ситуации, некоторые из них  помню. Прибегает однажды с выпученными от перепуга  глазами тракторист Миша – появился у нас такой, из освободившихся зеков, спокойный и работящий парень. Оказалось, выхлоп идет частично через заливную горловину радиатора. Ясно, прокладку головки блока пробило. Полдня работы.

Другой раз, это было в сильный мороз,   при запуске обнаружилось, что пускач крутит дизель в обратную сторону. Он двухтактный, и в верхней мёртвой точке поршень не смог преодолеть нагрузки и пошел обратно.

Однажды произошло более серьезное происшествие: пошёл в разнос вспомогательный дизелёк – всего-то два цилиндра, а шуму наделал – дико по поросячьи взвыл, как мотоцикл на гонках. Погас свет. Собственно, это и было причиной аварии: пропало возбуждение генератора и нагрузка обнулилась. Моторист Семёныч перетрухал и  убежал на улицу. Я наощупь  нашарил и включил рычажки декомпрессора, которые фиксируют клапаны в открытом состоянии. Это устройство позволяло  дизель запускать обычной заводной ручкой. Раскрутишь его как патефон, потом быстренько включаешь клапаны, и он начинает свою песню.

Картина  открылась впечатляющая, жаль, что эти детали я не смог отправить на родную кафедру для коллекции. Заглушки в блоке выбило давлением шестеренчаой водяной помпы. Шатуны болтались на шейках вала с люфтом 5 мм – растянулись, но не лопнули шатунные болты. Днища поршней были пробиты клапанами. Движок давно своё отслужил и был списан, мотористы восстановили его по своей инициативе – и вот, такой финал.

Семёныч пополнил набор своих «подвигов» ещё одним «героическим эпизодом». Как мне рассказали, капитан судна выгнал его из команды после того, как, будучи на вахте в машинном отделении, он задремал и проворонил команду «Стоп» с мостика. Катер на всем ходу врезался в пирс. Серьезного урона не случилось, но на море такого не прощают. Списали на мою голову.


Рецензии
У него шестой разряд по разборке.
Сборка не его профиль)
Зато, благодаря таким кадрам, есть что вспомнить.
С уважением и улыбкой

Анатолий Меринов   16.01.2026 13:41     Заявить о нарушении
Никто не погиб.
Ничего не сгорело.
Нулевой ущерб.
Рядовой рабочий эпизод.

Георгий Иванченко   16.01.2026 13:52   Заявить о нарушении