Дом на горе

Мне б хотелось боль унять...

Галина Маркина(Пенязева)

Мне б хотелось боль унять,
Жить как дышится, мечтать,
А с души бы снять заботы-печали.
И, как в детстве, налегке,
Лишь конфетка в кулачке,
Нет ни страха ни обид за плечами.


С ощущением весны,
Там, где расцвета ли сны,
Где с любовью смотрит мамина мама.
Где дорожка от ворот
В сказку детскую ведёт
И косички две торчат из панамы.

Там, где берег за рекой,
В доме счастье и покой,
Строгий дедушка казак на пороге.
Где на печке мундштучок,
А за печкою сверчок...
И неведомы ещё мне тревоги.

Мне б хотелось боль унять...

https://www.stihi.ru/2012/08/02/902

Я хорошо помню то счастливое
 время, когда мы, девчонки и мальчишки, живущие на окраине Ростова, проводили всё своё свободное время во дворе. Помню, как ждали мы субботних вечеров, чтобы пойти  в летний кинотеатр, который находился на территории санатория. В свои 9-12 лет
мы собирались большой компанией и шли через мост речки Темернички.Там был санаторий. Это был совсем другой мир. В санатории по вечерам проходили танцы под баян, игры, встречи с писателями и фильмы, которые крутили в открытом кинотеатре по субботам. Помню, как мы с друзьями по двору смотрели фильмы о Фантомасе. Возвращаясь домой после сеанса, кто- то обязательно кричал:"Фантомас!"и все бежали с криками домой.
Я забегала в дом и моё сердце стучало где- то в горле. Я пила свой чай и что-то быстро съедала, а потом, едва касаясь головой подушки, я проваливалась в сон до самого утра.
Наша разновозрастная компания проводила всё свободное время на улице. Это было время без сотовых и интернета.
 Мы играли в прятки или бегали по дворам, играя в казака-разбойника.
Мы рисовали мелом стрелки на асфальте, деревьях, домах.
  Никто не боялся поцарапаться или набить себе шишку. Я "носила"сбитые коленки до 14 лет. Лазила по деревьям, бегала по крышам сараев,
проваливалась дважды под лёд. Меня кусала собака в садах, где мы воровали цветы и фрукты. Я падала в подвал, получив серьезное повреждение носа. После этого мой нос, некогда ровный, навсегда приобрёл горбинку. Я носилась с мальчишками на велосипеде. Там, на окраинах Ростова, мы постигали основы жизни. Мы ходили  друг к другу на обед, завтрак, ужин. И мамы наших друзей кормили нас борщами и котлетами. В нашей дворовой компании разница в возрасте    была не более 3-4 лет. Старшие обучали нас как вытащить две копейки из автомата телефона, как собрать деньги на билеты в кино или мороженое в кассе автобуса или троллейбуса. Мы стояли у кассы и выкручивали или отрывали билеты, оставляя в кулачке часть переданных на билет денег. Были у нас и очень удачные дни. У меня был к этой деятельности явный талант. И, когда водитель автобуса ловил моих подружек за этим занятием, на меня никогда подозрение не падало. Ну, такая милая девочка с бантиками не могла заниматься ничем подобным, так они, видимо, думали. Я не могу понять для чего я собирала деньги у кассы.
 Деньги на мелкие расходы мне всегда выдавались родителями. Родители работали. Отец занимал на консервном заводе хороший пост и работал без выходных и отпусков. Мама работала в три смены на консервном заводе, впрочем, как и все наши соседи.
  Своей компанией мы любили ходить в кинотеатр Аврора. Этого кинотеатра нет уже много лет. На его месте сегодня построили фитнес- клуб. А тогда в кинотеатре мы покупали перед сеансом самое вкусное в Ростове мороженое в самых хрустящих стаканчиках. И хрустели на весь зал, мешая людям смотреть кино. В кинотеатрах никогда не было свободных мест. Билеты стоили для нас меньше чем мороженое. А ещё мы запасались семечками, покупая их у бабы Чёхи. Семечки она насыпала в кулёчки из газеты. Баба Чёха часто пережаривала свои семечки, но это не портило нам общую атмосферу радости и бесконечного счастья.
Когда моим подружкам было уже по 14 лет, а мне 13, мы пошли смотреть"Ромео и Джульетту" в кинотеатр "Аврора". Меня не хотели пускать в кинотеатр из- за моих больших бантов. Сразу было понятно, что мне не было 14 лет.
 В кинотеатре женщины тихо всхлипывали, плакали над судьбой юных влюблённых. Трагедия!
Мы весело смеялись в зале. Конечно, никто из нас ещё никогда не был влюблён. Нас вывели из зала как расхулиганившихся подростков. Я не помню почему, но мне всегда было весело.
 Пока я не пошла в школу, я большую часть года жила в казачьей станице в Краснодарском крае у бабушки и дедушки.
 В школьные годы  я проводила там все свои каникулы.
Это время уже было совсем радостью бесконечной. С утра меня будил запах испечённого в русской печи хлеба и пирогов.
Запах хлеба, чистые белые простыни и наволочки на кровати, подушки почти до самого потолка в прохладной спальне. Закрытые ставни, а через них пробивались первые лучи солнца. Колокольчики на проходящих в стадо коровах, петух, кричащий с раннего утра, кудахтанье кур, пенье птиц...
Хата стояла на высоком берегу ставка. Внизу у ставка рыбаки ловили рыбку. Бабушка высматривала автобус на другом берегу ставка. Сюда, в отчий дом, съезжались все родственники с многочисленными моими двоюродными братьями и сёстрами. Встречались мы часто, праздновали весело. Пели песни на всю станицу, танцевали под баян. Старики балакали, молодёжь, уехавшая в город, уже чаще говорила. Моя мама тоже уехала из этого дома в Ростов за отцом много лет назад. Из этого дома на горе вели дороги в целый  мир. Здесь была колыбель нашего рода.
Сюда собирались родственники и папины и мамины. Но дом был маминого отца. Дедушка казак, прошёл, как и все мужчины в нашем роду, войну и все лишения и трудности. Он был хорош собой, с чубом из-под фуражки, с трубкой или мундштуком. Забивал он туда табачок, который сам и выращивал. Дед был и охотник и рыбак. Дом был полная чаша; всякая скотина на скотном дворе, мёд за домом в ульях, кролики, рыба из ставка, забитый кабанчик в виде колбас, сала и окороков на чердаке. Мы, дети, любили лазить на чердак и отрезать от окороков куски мяса. Это было очень- очень вкусно. В доме было всегда молоко, сыр, творог и кисляк на подоконниках в глиняных кувшинах. Я  ела кисляк деревянной ложкой и заедала малиной прямо с кустов...Очень вкусно!
Бабушка была статной и очень доброй. Она никогда не повышала голос ни на кого. Она была нашим ангелом!
Я не помню, чтобы бабушка когда-нибудь сидела. Её руки были грубыми, тёмными от солнца и они пахли молоком.
 Дед был грамотным, закончил гимназию, работал главным бухгалтером в колхозе. Он обладал феноменальной памятью и был прекрасным рассказчиком. Дедушка был на руководящей работе до выхода на пенсию, а бабушка работала в колхозе до вечера и вела большое хозяйство у себя дома. Они воспитали четверых детей и занимались внуками. Бабушка всегда была в работе. Бабушкины борщи из русской печи и её хлеб невозможно было даже отдалённо  похожим сварить или испечь в городе. Всё с огорода свеженькое. Бабушка готовила уху из пойманной под горой в ставке рыбы. На пенсии дед ходил часто на охоту, сторожил бахчу, выращивал кроликов, разводил пчёл. Бабушка и дедушка были всегда в работе. Такими я их и запомнила. Была я частью этого мира и этот мир принимал меня как свою. За мною стеной стоял мой род и огромная, сильная, самая прекрасная и справедливая страна. И был у власти Брежнев Л.И.сколько я себя помнила..
Меня любили и я любила. Сегодня много говорят о временах советских. Может быть, мои родители и бабушки с дедушками рассказали бы другую историю, о том, как они работали день и ночь и уставали и искали дефицитную мебель.. Не знаю. Я помню, что было счастье, была радость и любовь и запах пирогов и свежескошенной травы и парного молока.И было самое счастливое моё детство!
И я не знаю, смогла бы я выжить, если бы не черпала силы в 2019 году, будучи уже немолодой женщиной, из своего детства.
Именно там, откуда бегут дороги в мир, из дома на горе, находится мой неисчерпаемый источник сил! Оттуда, где дедушка сидит на пороге с трубочкой. Оттуда, где бабушка стоит и ждёт своих детей и внуков, встречая каждый автобусы. Я вижу её тонкий силуэт в белых одеждах на том высоком берегу за ставком.


Рецензии