Уроки справедливости

Джеку Лондону -- 150 лет.

В последние дни перед юбилеем я прослушивал рассказы этого человека, которые читал ещё в детстве. В каждом из них обнаруживал незамеченные раньше детали, понятие о которых пришло с годами. В таком известном и повсюду разжёванном рассказе «Любовь к жизни», в самом его конце есть сцена, где в кают-компании питаются учёные — белая кость. Они удивляются тому, что приключилось с главным героем. Будучи безнадёжно оголодавшим, тот в борьбе за жизнь схватился с волком, таким же слабым как сам -- от бессилия не готовым кого-нибудь поймать себе в пищу. Человек вонзил зубы в горло зверя и, одолев его, пил тёплую волчью кровь. Уже в заключении этой истории, в последних абзацах рассказа автор сообщает о том, как одичавший мужчина прячет под матрасом сухари в преддверии возможного голода. При этом Джек Лондон делает акцент, ранее мною не замеченный, что вечные работяги-матросы знают в чём тут дело. Это авторское написание показывает разницу между людьми, которые трудятся в поте лица своего, были и бывают голодными, и теми праздными богатыми пассажирами, кто таких лишений никогда не знал. В понимании писателя матросы прошли голод на собственной шкуре в природных и социальных низах, а учёные изучают незнакомый для них феномен из праздного и сытого любопытства. Всё творчество Джека Лондона пронизано желанием обратить внимание на вопиющую несправедливость, на дискриминацию слабых.
В рассказе «Сказание о Кише» маленький мальчишка заступается за свою пожилую мать, которую сильные соплеменники обделяют качественным мясом. За это его выгоняют прочь с собрания, как молокососа. В короткое время малец мужает и становится великим охотником. Но этот рассказ шедевральный не потому, что в нём говорится о хитроумном способе охоты на медведя, а потому что является уроком справедливости, которая и до сегодня попирается более сильными в таких же интонациях и словах.
В повести «Дом Мапуи» у человека, нашедшего большую жемчужину просто отбирают его богатство в счёт незначительных долгов. В этом рассказе замечательно плаванье Наури в сопровождении акулы, забытое мною. Как и в упомянутом выше рассказе «Любовь к жизни» старая уставшая женщина, мать Мапуи, решается напасть на акулу первой, и та, испугавшись этой атаки, уплывает прочь. Такие неожиданные повороты сюжета автор смело включает в свои тексты для торжества справедливости. Они кажутся вероятными.
В рассказе «На берегах Сокраменто» борьба с бушующей природой разворачивается на высоте, смертельно опасной для человека. Бескорыстно помогая добрым людям, маленький мальчуган, страхуясь от падения, в одиночку добирается к ним, рискуя жизнью. На вису он ремонтирует вагонетку, застрявшую в пути. В конце рассказа ему, уставшему, очень хочется, чтобы его видел и  похвалил отец, но тот уехал в эту ночь по делам.
Борьба за справедливость присутствует даже в рассказе «Бурый волк». Здесь она проявляется в праве выбора собакой хозяина. Эту возможность Бурому волку предоставляют разные люди, с которыми он раньше жил.
Эти, перечисленные мною, произведения по воле автора завершаются торжеством справедливости и победой героев.
Упомяну «Кусок мяса». Сейчас уже третий раз в своей жизни я не доедаю. Первый раз я познал истощение во время службы в армии, когда во время переезда в другой военный округ у нашей роты украли вагон с вещами, и роту не взяли к себе на довольствие в  полки, расположенные в Сибири. Случился голод, который нам выдавали за тяготы и лишения на воинской службе. Второй раз в жизни не мог ничего себе позволить лишнего съесть в 1996--98 годах в Тобольске, где выживал как гастарбайтер, часто работая всего за тарелку борща. И третий раз — уже сейчас — на старости лет — я чувствую голод, находясь на заслуженно отсужденной льготной пенсии. Ощущения в желудке такие же, какими их описывает Джек Лондон у старого боксёра, ведущего натощак свой последний длительный поединок на ринге в рассказе «Кусок мяса». Даже тут присутствует, пускай горькая, справедливость, потому что смена поколений происходит в честном бою.
Джек Лондон умер от передозировки наркотиков, предписанных ему для лечения. На его могиле -- камень. Он так того хотел. Писатель прожил сорок лет.


Рецензии