Бог молчит. Часть 41. Мороз октября

Бог молчит. Часть 41.Мороз октября.

12.10.2025.

7.40.Проснулась, поднялась до рассвета.В избе ещё темно, а за окном ощущается утро. Вышла на улицу… – морозно! Не одеваюсь, выскакиваю голенькой – в домашнем. Ощущение, точно моржую в проруби. Успокаиваюсь: то закалка, хуже здоровью не станет. Дошла бегом до сосны, на которой висит термометр, - не ошиблась вчера в прогнозе погоды: минус семь морозца!.. А то уже – морозец! И… - ещё не середина календарной осени! Где-нибудь в центре России, минус семь считается полноправной зимой.

Под ногами хрустит смороженный мох. Вода сверху замёрзла в баках, в вёдрах: покрылась толстым слоем льда, но пока не раздуло, не разорвало посудины. Вчера, рискуя, оставила, не занесла в тепло, - вода нужна! Теперь спешно заношу в тепло избы оттаивать и спасать посудины. И теперь полноправное ощущение, точно в Крещение плаваю в проруби. А в избе печь уже загудела, запела, согревая жилище и мой организм.

Вышла, гляжу на тайгу: красивый, сочный рассвет алеетнад речной тайгой. Как и предполагала, после дождя октябрьского наступили снега и мороз, - не напрасно годами наблюдаю за фенологией, фиксирую в дневниках таёжных погодные, природные приметы. Стыни радуюсь, ибо сейчас встанут реки, можно не маяться тогда с резинкой, а просто перейти реки по льду, не тратя ни сил, ни время, ни нервов.

Дождевой водой успела перестирать всё, имеющееся тряпичное в зимовье.
Собаки этой ночью спали в избе, не на улицы морозили хвосты. Зазвала их домой на ночь. Дверь на ночь закрывала изнутри на крючок и утепляла. Щели дверные протыкивала тряпками, полотенцами, портянками.

Постоянно болят руки от колки дров тяжеленным колуном. Однако, спала хорошо. Легла вчера рано, - в девятнадцать, - в семь вечера, едва совсем стемнело. В двадцать один ночи, поспав,выспавшись, вставала, зажгла свечуи пила компот со сгущёнкой. – Вкуснятина! Сгущённого молока – старого,у меня в наличии обнаружилось около килограмма. Хранился продукт в тайге почти три года и вполне съедобен, - не травлюсь. Хвойная тайга способствует дезинфекции. А лютые морозы продолжительностью в полгода, а за ними зной, убивают микроорганизмы, сахар же выступает в роли консерванта.

7.45. Сегодня воскресенье. Только для меня то лишь фиксация записей. – Что выходные, что праздники – в тайге не имеют веса, от них ничего не зависит. Шустрю привычно по избе с рассвета. Выспалась. До девяти часов ночи беспокоилась, традиционно нахлынула тревога за выход в село по снегу – по предстоящему очередному экстриму. Хочется никуда не идти, только лишь бы не думать о предстоящих трудностях.

Прикидываю:

- На Полье, на 14-ом километре трассы, видела дрова – огромные брёвна,лесины, принесённые весной рекой и, складированные в завал на правом берегу около переправы. Близко не рассматривала, надеюсь, - можно будет при необходимости развести костёр и ночевать, отдыхать на Полье. Там и… - перекат. Воду сразу льдом не перехватит. Обычно набираю там воду, пью. Думаю, - можно пытаться идти до туда, и там жечь костёр, отдыхая. В этом месте частенько и люди ездят, останавливаются, есть вероятность договориться с проезжими подвезти до сёл. Опять же, ночью отдохнув, реально шагать дальше по дороге до рассвета.

Ночевать же на девятнадцатом километре как-то неуютно. Не нравится мне это место. Суровый холодный вид гор, и далеко от села. Нет и хороших дров для костра, нет и воды. Спать в палатке вполне приемлемо, - несколько раз уже ночевала, однако утром подниматься в холод и собираться в морозе сложно и физически, и психологически. …И чай не вскипятить!.. Проще идти до Польи и там жечь костёр. У костра доброго уютнее ночевать, - можно просто сидеть у костра, пить чай, глядя на звёзды. При всём том вопрос дровяной остро встаёт кругом. – Неизвестно, получится ли в завале найти сносные дрова.

***

…- Хорошо, что вчера не поставила сеть! - Как чувствовала. Она бы сегодня вмёрзла.– пришлось бы резать. В плане на сегодняшний день: сходить на реку, принести тент, пилу, воды питьевой (если получится ту набрать). - Может, удастся набрать льда речного. - Когда нет возможности начерпать речной воды, в предзимние времена носили в рюкзаке лёд. Дома его топили на питьевую воду. Обычно ходил Володя, принося большой рюкзак чистейшего льда, с которого вытапливали до двух вёдер воды.

Печь более двенадцати часов ночью не топила. Утром было вполне тепло. Готовлю с вечера сейчас мелкую растопку и больше лучины, чем прежде. Так с утра печь мгновенно растапливается и сразу же согревает дом.

…Надобно сегодня пересыпать сахар в стеклянные бутылки. Принесла бак, рожки,тушёнку, ведро, крупы; оставила в антимедвежьем схроне соль, сахар.

***

…Восхитительный, совсем зимний,сегодня восход солнца!- Меж макушек сосен небо цвета бирюзового,ниже –плавный переход в золото-розовый, а у ног сосен… - темно, точно ночь. Снег лежит полянами. Под разлапистыми кедрами – зелено пока. Ветки кедров, сосен частично в снегу, - присыпаны белым пухом. …Закипел чайник. Струя белого густого пара из носика поднимается чуть ли ни до потолка…

Собаки убежали по делам. Утром угостила хвостатиков ландоликом, кусочками сахара. Пульке дала пару горстей орехов кедровых. Собранные шишки подсохли, надобно их ещё пошелушить собаченции на еду,- придётся руками чистить.

8.10. Пью кофе. Запарила в кружке традиционно вторяк. Сняла с просушки сухое бельё. – За ночь просохло. Прикрыла в печи тягу консервной банкой, чтобы смольё не разгорелось. Убрала собачью кашу с печи вниз под столостужать.

8.15. Вот и рассвет!.. Дымка ходит деловито делами около избушки: метит нашу территорию. – От кого?..

В плане - штопка гуся, подготовка к выходу. Вспомнила: всегда ходила сюда на праздники 7 – ое ноября. - Несколько дней получалось выходных. Однажды зашла в осеннем, в сапогах болотных, а ударили морозы за сорок; навалило снега. Вечерами шила обувь из того, что нашлось; утепляла и штанишки на выход. Штиблеты отработали с лыжами немало зимних сезонов. Получились весьма удачно, - тёплые, лёгкие, удобные. Обувку ту,- самодельную, дурёха сожгла, когда искала мужа, полагая, что больше сюда не вернусь, а пришла опять… Она развалилась,намокнув, когда медведь залез в зимовье, да повытаскивал вещи на улицу, тогда ещё Володя жил.

А штаны сохранились и висят сейчас на стене, на гвоздике, только они тяжеленные! - Много весят. - Хлопчатобумажные, почти брезентовые, -геологические. Получала их, как спецовку на работу в полевых условиях. – Прочные! – Не износила! Внутри утепляла слоем старых портянок шерстяных - качественных. Одевала поверх сшитых валенок- ботинок. Держатся на талии на широкой резинке с ремнём, но, намокнув, спадывают. Применяла даже помочи отцовские, что привезла с Урала после его смерти. Той далёкой теперь осенью вышла после седьмого ноября в них с тайги вполне нормально: мороз и снег выдержали и они, и я.

***

В сентябре сюда без больших проблем можно ходить с ночёвками в палатке, или у костра. Основная проблема – это переправа через Щекурью. Без лодки трудно, рискованно. Только в осеннюю порумного дел с огородом, рыбалка, ягоды… – интенсивно готовятся всевозможные запасы, припасы на всю северную дорогую в денежном эквиваленте зиму...

***

Вчера дочитала «Пашку из Медвежьего лога» Федосеева. - Диковинно читать. – Который раз убеждаюсь: нельзя читать в тайге о тайге. – Страшно становится. – Хмуро!Слишком реально понимаю опасность от соло жизни. Пишет Федосеев про тайгу послевоенную. Что удивило: и браконьеры в те годы браконьерничали, убивали и животных, и людей. И речь шла о деньгах, а то…- 1950 –ый год, - всего-то пять лет, как закончилась война!.. Нас учили, что люди в те времена – сплошные герои, добрые, справедливые, а тут… - браконьеры, завистники, хитрость, нехватка денег и живут каждый по себе.

Однажды, правда читала про жизнь в Сибири в годы ВОВ, там от войны далеко, но торговля, спекулянтство, уголовники, грабители, воры торжествовали, а жёны солдат ждали их после победы с чемоданами даров – платьев и прочего ненашенского. Читала и по Уралу, где алогично после войны дамы хвастались диковинными платьями из шёлка, привезёнными в качестве трофеев с Германии, и сокрушались, что лишь чемоданы даров, тогда как «чины» везли целыми вагонами «реквизит». Сложно то читалось, ибо нас учили на примерах одного героизма, окрашивая войну, и ни звука о том, что война, - то грязь, страх, боль, разруха, смерть, и люди всегда остаются людьми во всех проявлениях и плохого, и хорошего.

***

…Кофе в запасе у меня достаточно много, до завершения путешествия хватит. Активно идут в лесу сахар, мука, манка, сгущёнка, крупы и кофе.Кофе экономлю и не завариваю на ночь. Запариваю столовую ложку молотого три раза. Два раза – жмых днём. – Вкус приемлем.

В плане: поставить хлебное тесто. - Замочила дрожжи на опару. В составе: соль, сахар, мука пшеничная, старые дрожжи и вода. Потом добавлю манку, муку, растительное масло, геркулес. Надо принести масло растительное, пересыпать сахар в стеклянные бутылки на хранение от мышей и от медведей. Бутылки из-под круп накопились. Манку тоже нужно с мешка пересыпать в бутылки на хранение.

8.30.Холодает с рассветом, точно в зимнюю пору. На нашем термометре, возле избы, уже минус восемь! А внизу, на реке, ещё холоднее. Хрустит вчерашний, смороженный, снег под ногами. –Застыло в камень! Встревожено кричит кедровка…

***

9.10. Обшиваю рукавицы зимние - утепляю. Пальцы иглу не слушаются, искривлены в суставах, от напряжения дрожат, опухли. Проснувшееся солнце почти касается мха земной твердии меж стволов сосен смотрит пятнами золотыми, но ещё не освещает лес наполную. Пуля внезапно грубо взлаяла, - резко, злобно и галопом убежала на реку, кого-то серьёзного почуяв. – Прислушиваюсь! Знаю, что мои хвостики с дуру панику не нагоняют. Прикинула:

- Ружьё на месте, патроны наизготове, нож на видном месте, топоры рядом…

Пульхерия сбегала галопом к реке и, судя по виду, - впустую, - через минуты вернулась. Однако, порой так суки лаечьи реагируют на крупного серьёзного зверя, разумно оценив свои и его размеры. - Спокойнее рядом с избой, с хозяйкой, с сынулей…

***

Дымка с Пулькой затеяли игру, борются. Дымка галопом носится кругами вокруг избы за мамашкой. Та со всех четырёх лап, радостная, скачет кругами, а за ней Дымка несётся. –Играют!– Необычно!– Давненько так не резвились. – Что подвигло?.. – Морозец?.. -Считай, - это первый настоящий зимний холод.

***

А на небе чьи-то следы застыли…
- След самолёта, - прямой,
- Острый, точно выстрел,
Точно кинжал Кинжала. -
С северо-востока на юго-запад
Пронзает воздушный океан.
И рядом машет крылами
Уставший клин белоснежного лебедя.
Он тоже спешит на юг, туда, где
Дрожит от взрывов земля…


9.30. Воскресенье. Пролетели над избой лебеди. Дымка достал. Психую на него. - Лезет и лезет в избу, - есть клянчит, а Пуля, умница! - мышкует и не мешается под ногами. Пыталась расколоть витую чурку, – никак не выходит, - скачу, кручу… - хоть есть и трещины, и смёрзлась, не поддаётся топору... – Бросила. – Злится уже сил не осталось…

Зашла в избу. Подсыпала манки, муки в кастрюлю с тестом. Знакомо запахло дрожжами, – живые!–Ожили, хоть и пролежали в тайге немало лет. Болят руки. В тайге солнечно. Пригоже!И – морозно! У Федосеева в повести у Марфы убили козла прирученного лесного лесорубы и, изба сожжена. Не пишет,- кто сжёг.- Почему?.. – Не рискнул написать. И зависть чувствуется по описанию среди сельчан… - из-за зависти и пожгли?.. -Бил глухаря на току тот же Пашка... – Охотились и летом!.. И оленей бьют… – браконьеры... И все тогда уже перед сельчанами хвастали и добычей, и наличием денег... - Зависть. - Не просто всё… А ведь после войны прошло пять лет!..

***

10.20. Обшила вторую рукавицу. Работаю и думаю о нынешней войне, о непрерывной рекламе денежной… - дико! И, что потом?.. Думаю о том, как осенью в Ятрии тотально браконьерски вылавливают всю рыбу сейчас, не дают ей пройти вверх на зимовку. –Приезжие свердловчане, пермяки,москвичи браконьерничают с тутошними местными, заодно объединившись. – Деньги, деньги! – Деньги сегодня и начехать на тайгу завтра!.. Уничтожается сейчас всё живое, потом пермякипо зимнику опять наедут... А в Инет нашенские хвастают контактами с Пермью… - Не сохранить тайгу! – всем начехать стало на неё. О сестре вспоминаю. - Жалко её. Не хватает их. - Две сестры, а совсем разные…- Одна кота осиротевшего безжалостно выбросила на улицу - старого погибать, и сердце не дрогнуло, а потом и меня… А вторая подобрала и везла через всю страну к себе, приютив.…Светлеет. Солнце встаёт…

10.40. Расколола чурку. Земля – камень. Застыла. Чурка застыла, а была вчера сырой. Подрезала новые стельки под свои сапоги. - Тут новые лежали ещё с давних пор. Пью чай. Собираюсь на реку, - на поляну. И нужно вынести с реки вещи, пока не засыпало окончательно снегом.

13.45.Потеплело до минус пяти. Солнце и облака. Поставила печься хлеб на угли две банки из под сгущёнки и одну широкую банку. Наполняю тестом на треть. Оно в процессе выпекания поднимается, формируя красивые, вкуснейшие куличи. Выпила кружку ухи. Щучью голову поковыряла, поела. Получился из ухи холодец. - Вкусно! Разделила косточки Пульке и Дымку, вынесла в сенки. Вдруг Пулька вновь внезапно агрессивно кинулась за избу галопом, прогоняя кого –то.Однако, далеко не побежала! Лишь до угла избы по тропке, тут же вернулась. Я же успела выглянуть из-за угла. - По тропе на восток кто -то низкий убежал. Не поняла, кто это?.. – Только подкрался со стороны леса к избе днём, когда мы все находимся дома!..

13.50. Прошла по тропе, рассматривая следы, но снега нет, лишь различимы вмятины во мху, сбитая влага. А Дымка шёл следом и никак не реагировал… Но следы с тропы свернули в сторону склона от избы,к реке и похожи на собачьи. Кто наведался к нам в гости нагло?.. - Песец?.. - Лиса? Приняла по следу за собаку. – Неужели, - волк?.. – Приходили в прежние годы и те, и другие. Лиса с повреждённой лапой даже лазила по кастрюлям в сенках. Жалко её до сих пор! – Попала лапой в капкан соседей. Те ставят нагло на земле. Начехать на всех и на вся, - лишь бы денег поиметь!..

***

Опять летит клин лебедя, громко клынкая. Непрерывно с утра летят стаи за стаей лебединые. Пара одиноких птиц летела на север, на реку, отдохнуть.

Ходила к старой избе Маньинской. Так место именуется издревле, ешё с начала 20-ого века. –Кругом завалы на варге,новые промытые глубокие овраги.Набрала на косе немного рябины, шиповника. Дичи нет совсем никакой – выбито всё! У ихтиологов, рядом, гудел мотор и слышны выстрелы. - Там охотятся,судя по звуку, поднимались до переката, к счастью, они не проходимы сейчас. Гудит дизель в селе, слышно тут за полсотню километров. Принесла чагу, рябины, шиповник, бересты, ольхи шишки; верёвки, мотовило, тент, пилу,полиэтилен. В заводи реки лёд застыл кругамибуро-жёлтыми, грязными, вероятно промойку – шлам, золотарей смыло сверху дождём, да те нагло спустили в реку, зная, что за деньги можно всех купить, и экологов в том числе. А сейчас зима, и уже никто не предъявит им за загрязнение нерестовой реки. Если б сеть поставила,два дня б та выдержала. Забереги появились лишь в заводях. Массово летит лебедь.

Сильно мешают отросшие волосы. Ноги снизу подмерзают. С тонким свитером не жарко в куртке. Одела варежки. Оторвала второй карман, теперь некуда класть варежки. Рюкзак тяжёлый сам по себе даже пустой.

14.00. Лайка мышкует. Колю дрова. Перевернула бочки вверх дном, чтобы не разморозило водой, на зиму. Поставила на печьгреть воду в ведре. Подбросила в печь дров.

14.15. Порезала чагу на небольшие кусочки. Поставила в миске сушиться к печи.

14.40. Прошёл большой клин лебедей. Идёт очень высоко. Пытаюсь колоть чурку, используя зубило под клин. - Не получается никак. Расклинивала – никак. Колю свои старые чурки – ровные, оставшиеся. Они колются. Дров идёт много. Гости жили весной и осенью в холода. Дрова не экономили, оттого и истопили запасы. Мне бы, с экономией,их хватило б не на один год. Хлеб получился чудесный, но мало соли и, чувствуется манка.Булочки вышли румяные, аппетитные!

16.00. Пеку хлеб на несколько дней.Одновременно штопаю карман штанов,дыры свитера. Посмотрела старые лесные лыжи. Длинна лыжин - одинаковая, а с разных пар. Одна лыжина крепко с боков истёрта, с выбоинами об наст. - Завтра займусь ремонтом. Думаю: как? Готовлю на выход их. От широких охотничьих мужа отказалась, - слишком тяжёлые!– Гири на ногах! На лыжах можно идти при малом снеге по болотам западным.

Дымка пьёт у печи грязную воду из-под стирки. Показала, где стоит ведро с чистой водой. Увидел,- обрадовался и пьёт с ведра с радостью. - Много выпил. - Сам не увидел ведро.. Надо унести завтра сети.

Стержень ручки дурит, не пишет. Река не шугует. Вода в реке ещё не простыла – тёплая, оттого и течёт. Унесла соль лишнюю на длительное хранение. Эти дни думаю про путешественницу по Чукотке. Она одна без собак странствует, но летом, не зимой. Одной, без собак… - тоска! Не представляю себя и на день совершенно одной!.. У меня два пса. А – это многое значит…

18.00. Темнает. По темноте пролетело две лебединых стаи. Читаю Паустовского про лес. Не понравилось. Не люблю, где идут фамилии, имена – пишут не про себя, не от себя. Печь прогорела. Стало прохладно. Хочется спать. Пулька опять зло залаяла. Дымка грубо обеспокоенно рычит. – Кто-то серьёзный притащился к нам и не уходит восвояси. Хлеб, что пекла на сковороде, нарезала ломтями, намазываю сгущёнкой, запиваю компотом.

- Вкуснотища! Компот:рябина, сабельник, брусничный лист. Заманила лаек в избу, - опасаюсь их оставлять на улице ночью из-за волков. Усаживаюсь на постель с фонариком, с книгой, укрывшись одеялом…

Продолжение следует.


Фотографии Татьяны Немшановой. Западная Сибирь, Приполярный Урал, Зауралье, Тайга Крайнего Севера, ХМАО Югра, лайка Западной Сибири ХМАО Югра, лес северный таёжный, путешествие, приключения, охота, таёжный экстрим, современная проза.

Ключевые слова:Фотографии Татьяны Немшановой. Западная Сибирь, Приполярный Урал, Зауралье, Тайга Крайнего Севера, ХМАО Югра, лайка Западной Сибири ХМАО Югра, лес северный таёжный, путешествие, приключения, охота, таёжный экстрим, современная проза.


Рецензии
Добрый вечер, Татьяна!
Очень нравятся Ваши таежные рассказы, они правдивые.

С уважением,

Марья Марецкая   14.01.2026 17:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Марья! Очень рада! Это реальные дневники. Я сейчас тоже предпочитаю читать правду, каковой бы она ни была.
С зимними праздниками поздравляю!
С уважением!

Татьяна Немшанова   14.01.2026 19:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.