Вахмистров Владимир Сергеевич. Авиаконструктор

         Вахмистров Владимир Сергеевич.(17 июля 1897 г. Москва - 6 июля 1972 г. Москва).

         "Цирк" инженера Вахмистрова. Герои неземных стихий.

     Каких только диковинных самолётов не было в истории авиации! Но, пожалуй, более удивительного сооружения, чем придумал в начале 30-х годов авиаконструктор Владимир Сергеевич Вахмистров, мир ещё не знал. Изобретение это долго держалось в тайне, поскольку имело важное оборонное значение.

     Ещё в Первую мировую войну англичане попытались создать необыкновенный составной самолёт для борьбы с немецкими дирижаблями в Северном море. Для полёта туда и обратно запаса горючего истребителю не хватало. И тогда английские конструкторы решили решили укрепить истребитель верхом на летающей лодке, чтобы таким способом доставлять его к месту боя. Идея была верной, но осуществить её на практике оказалось очено сложно.

     Примерно в это же врем в Германии пытались установить самолёты-истребители на крупных дирижаблях, но и тут всё закончилось лишь опытами. Были и другие безуспешные попытки создать составной самолёт.

     Знал ли военный инженер Вахмистров об этих зарубежных опытах? Конечно, знал. Владимир Сергеевич закончил Академию Воздушного флота и работал в авиационном научно-исследовательском институте. У него родилась мысль соединить двухмоторный бомбардировщик ТБ-1, только что созданный авиаконструктором Туполевым, с двумя истребителями.

     Они должны были стоять на крыльях бомбардировщика, прикреплённые специальными замками. Доставленные в тыл противника, истребители отцеплялись бы и становились защитниками бомбардировщика, а на свою базу возвращались своим ходом.

     В июне 1931 года план Вахмистрова был утверждён командованием, и работа над созданием самолёта-звена, как стал называться крылатый авианосец, закипела. "Молодёжная конструкторская группа, вспоминала дочь Вахмистрова, - работала не разгибая спин, и уже в декабре 1931 года летающий авианосец оторвался от земли. Произошло это на одном из подмосковных аэродромов. Для выполнения первого полёта были отобраны самые опытные лётчики: Адам Залевский - командир экипажа. Андрей Шарапов - второй пилот бомбардировщика. Валерий Чкалов и Александр Анисимов - пилоты прицеплённых истребителей.

     И вот наступил этот знаменательный день, 31 декабря 1931 года. "Не только экипаж самолёта-звена, весь лётный и инженерный состава Института не скрывал своего волнения, - вспоминал известный лётчик-испытатель Пётр Стефановский. - Решалось, получит ли идея Вахмистрова путёвку в небо или ей уготована судьба стать лишь одним интересным экспериментом".

     В воздух поднялись нормально. И тут произошло ЧП, чрезвычайное происшествие. Требовалось, чтобы на данной высоте пилот истребителя первым открыл задний, хвостовой замок истребителя, и лишь после этого из кабины самолёта-носителя следовало открыть передние замки. Но Шарапов, лётчик бомбардировщика поторопился и опередил Чкалова! До катастрофы оставались секунды. Но Чкалов не растерялся, мгновенно освободил свою машину, снялся с крыла и улетел. Другой истребитель отцепился нормально.

     Аэродромные остряки в шутку называли испытания встроенного самолёта "цирком Вахмистрова". Действительно, опыты напоминали рискованный цирковой аттракцион. Однажды в полёте Владимир Коккинаки не смог отделиться от крыла - заел хвостовой замок. Бомбардировщиком управлял Стефановский. Он принял решение садиться с двумя истребителями на крыльях. Никто ещё такого не делал. Риск был огромный, но сели благополучно.

     Вахмистров упорно совершенствовал свой авианосец. На смену ТБ-1 пришёл мощный четырёхмоторный ТБ-3 конструкции Н.Н.Поликарпова. Бомбардировщик нёс три таких истребителя - два стояли на крыльях, ещё один - на фюзеляже. "Громадина поучилась невиданная, - рассказывал Пётр Стефановский, - полетела она здорово".

     А неугомонный Вахмистров всё улучшал и улучшал свой воздушный авианосец. Было создано "звено", у которого два истребителя висели под крыльями. Так легче было соединять их с самолётом-носителем. К несчастью, испытание как раз этого авианосца закончилось катастрофой. Случилось так, что в воздухе один из истребителей отцепить не удалось. Бомбардировщиком управлял Стефановский. Пошли на посадку, и уже рядом с землёй этот злополучный истребитель  оторвался и рухнул на взлётно-посадочную полосу. При этом его пилот погиб.

     Владимир Сергеевич остро переживал случившееся, но не сдался. Напротив, у него появился ещё более невероятный замысел: создать авиаматку, несущую сразу пять истребителей, один из которых должен был прицепляться к  бомбардировщику уже в полёте! В шутку назвал этот небывалый авианосец "букетом".

     Воздушные авианосцы Вахмистрова очень пригодились во время Великой Отечественной войны. В 1941 году они совершали налёты на Бухарест, столицу Румынии. Участвовали в битве на Днепре. Но особенно знаменитой стала бомбардировка Черноводского моста через Дунай.

     Этот железнодорожный мост длиной четыре километра имел для гитлеровцев большое значение, поскольку по нему проходили три трубопровода для перекачки бензина, керосина и нефти. Все попытки вывести его из строя с помощью обычных бомбардировщиков окончились безрезультатно. Немцы защищали свой мост отчаянно. И тогда было принято решение применить летающий авианосец Вахмистрова.

     Самолёт ТБ-3 с двумя истребителями под крыльями прошёл незаметно над Чёрным морем и подлетел как можно ближе к цели. Там истребители оторвались, стремительно прорвались сквозь плотный зенитный огонь и с пикирования сбросили бомбы точно на мост. Он был выведен из строя. А истребители, выполнив задание, благополучно вернулись на аэродром.

     С тех пор прошло много лет, но идея инженера Вахмистрова не забыта. Соединённые самолёты существуют и в наше время. На спинах могучих транспортных самолётов перевозятся космические корабли многоразового использования. Есть проекты пассажирских составных самолётов. А разве ракета-носитель "Энергия" и прикреплённый к ней космический корабль "Буран" не напоминали "звено", созданный когда-то Владимиром ВАхмистровым?

       Источник: www.kostyor.ru       Геннадий Черненко

       Архив номеров журнала "Костёр".     Июль 2007 год.


Рецензии