Памяти друга

Мы идём по глубокому тёмному ущелью. Тяжёлые серые тучи низко нависли над нами и придали узкому горному ущелью ещё большую мрачность.
Группа идёт цепочкой, осторожно ступая по скальным наклонным полочкам, которые тянутся вверх вдоль дикого буйного ручья.
Впереди нашего небольшого отряда - руководитель группы, Евгений Марьясов. Замыкает цепочку по праву самого сильного участника Виктор Китайцев (просто - Витька, или Кит, как некоторым нравилось его называть).
Мрачное ущелье уже порядком надоело и хочется выбраться из него куда повыше - в альпийские луга, где много простора, воздуха и цветов.
Я иду предпоследней, за мной только Кит. В какой-то момент я оглядываюсь и не вижу его.
— Стойте! — кричу я участникам. — Стойте, Витьки нет!
— Догонит! С такими-то ногами, — уверенно заявляет «начальник».
— А может быть, отдохнём, подождём его?
Андрей Сильверстов вызывается сбегать назад, посмотреть, что могло задержать Кита.
— Может быть, ему помощь нужна?!
Все соглашаются и с удовольствием скидывают с себя рюкзаки.
Вскоре Андрей возвращается, но один.
— А Витька где? — спрашиваю я его.
— Его больше нет.
— Как нет? Вот только что был - и нет? Что значит «нет»?
— А то и значит, — ответил почти сердито, но больше растерянно, Андрей, — Нет, значит, совсем нет! Дальше мы пойдём без него.
— Может быть, ты всё же объяснишь нам, что случилось, Андрей?
— Ну как вам сказать... я не знаю... его укусила какая-то дикая собака и он умер...
Умирая, он попросил оставить его там, не трогать, сказал, что сочтёт за счастье остаться в горах навечно...
Тяжёлая, немая пауза повисла в воздухе. Горло перехватил спазм. Ощущение утраты, потери друга вдруг стало настолько явным, что казалось, камни вокруг, и те почувствовали это.
Тучи спустились ещё ниже и стали тяжелей...
Я медленно открываю глаза. Сон нехотя покидает моё тело.
— Сегодня у Витьки Китайцева (у Кита) - день рождения, — говорит мне муж. — Пойдём?
— Странный мне сон приснился к его дню рождения.
— Расскажешь?
— Не знаю... потом когда-нибудь... может быть...
Весь день я провела под впечатлением этого сна. Бывают сны лёгкие, почти невесомые. Бывают приятные - их хочется запомнить. Бывают сны, как нечто мимолётно летящее и быстро проходящее, незапоминающееся вовсе.
А бывают такие сны, которые трудно отличить от реальности. Они врезаются в память надолго, практически навсегда. И хочется забыть какой-то сон, да не получается.
Вот так и этот сон не отпускает меня. В нём я так явно пережила потерю друга, что когда увидела его вечером живого и невредимого, то глазам своим не поверила. И как же мне хотелось подойти, обнять его и рассказать ему про этот дурацкий сон! (Вот приснится же такое!) Но что-то меня удержало.
Это было 5 ноября 1987 года.
Прошли чуть более двух месяцев, и в нашей квартире раздался телефонный звонок. Говорил Андрей Сильверстов. Голос его был взволнован.
— Витя погиб… Китайцев… Взрыв… Камень… На обходе Северо-Муйского тоннеля. Они стояли с мастером участка рядом. В безопасной зоне. Мастера даже не царапнуло, а Витька погиб...
Это случилось 15 января 1988 года. В тот, последний день его рождения, ему исполнилось 36 лет.
P.S.
В 2018 году мы с друзьями собирались вместе, чтобы вспомнить его, наши совместные походы, наши встречи, беседы, песни. Годы идут. За это время мы проводили в мир иной ещё несколько друзей. Но та первая потеря была оглушительной. В это не хотелось верить!
Мы стареем, а он остаётся в памяти молодым, задорным, красивым и отчаянным.
Вспомните его сегодня добрым словом, друзья.
Сейчас у него сын младший в таком примерно возрасте. Сегодня мы соберёмся вместе - те, кто помнит его, с кем прошёл не один десяток километров трудных дорог, перевалов. С кем покорял и открывал новые вершины. С кем грустил, смеялся и пел у костра песни. Мы соберёмся, немолодые уже, поседевшие и полысевшие, чтобы вспомнить его, молодого и отчаянного, оставшегося там, за невидимой нашему глазу чертой. Мы будем смотреть слайды и фильмы, читать отрывки из его рассказов, проживать снова те удивительные моменты вдохновения, счастья и неуёмной радости от пройденных вместе маршрутов, от тёплого, дружеского общения.
И я уверена, что дух его будет незримо пребывать с нами.
(Этот рассказ я написала в 2018 году, а сегодня, спустя 8 лет, вспомнила о нём, потому что завтра мы опять соберёмся вместе, чтобы ПОМНИТЬ)
Берегите своих друзей, дорожите дружбой, помните ВСЕГДА ушедших.


Рецензии