Любимые иллюстрации

Вы любите книжки с картинками?  То есть, я имею в виду не комиксы, а книги с иллюстрациями?

В детстве, понятное дело, если в книжке нет картинок, значит, это скучная взрослая, особенно если толстая. Хотя… Вот нам с братом приносили почитать «Приключения Незнайки и его друзей» Носова. Мама открывала толстенный том с потрепанными картонными уголками, и мы смирно лежали в постелях, с нетерпением ожидая продолжения историй малышей из Солнечного города. Я уже умела немножко читать, но не хотела, мне нравились наши общие чтения.

Пройдет довольно много времени и книг, пока я вдруг не получу в подарок маленькую брошюрку карельских сказок. Поразительно, как они откликнутся через десятилетия.
Самое сказочное в этой книге были картинки Тамары Юфа. Тонкие линии сплетались в хрупкие хрустальные пейзажи и прозрачно-невесомых красавиц. Потом в библиотеках я стала спрашивать карельские сказки, но выдавали все не то, и я догадалась, что иллюстрация не вырастает из текста наравне с буквами.

Это было моим личным открытием. Например, вы же помните русские народные сказки с картинками Билибина? Я их воспринимала почти как старинные фото персонажей. То есть, сколько лет бабе Яге, столько сказке и столько билибинскому портрету.

 Сказка, которая понравилась больше других в той книжечке, я ее одну и помню до сих пор, называлась «Красавица Насто». Не Маша с медведями, не Василиса с премудростями. Какое имя, да? Зацепилось оно у меня где-то в извилинах, видимо-невидимо. Потому что дочку мою зовут Анастасия. Красавица Настя. И где я живу по воле Советской Армии? В Петрозаводске, столице Карелии. И я даже шапочно знакома с дочерью Тамары -- Маргаритой Юфа, известным карельским художником.

Ещё одна книжка была мною любима. Это «Приключения Петрушки» М. Фадеевой и А. Смирнова. Это первая и, наверное, последняя книжка, когда я представляла героев только такими, как их нарисовал художник Леонид Владимирский. Добрая, веселая сказка с огромным количеством картинок уводила меня в свой кукольный мир, так что я своими глазами видела, как двуличный министр шевелил бровями, у генерала на сапогах крутились колесики, а у старого мастера мелькала игла. И одновременно впечатление, что это я их всех только что нарисовала карандашами. Настоящее волшебство!

Фамилию третьего художника я выучила очень быстро. Потому что у меня была такая же! Владимир Иванович Четвериков знаком и любим моим поколением. Вся страна покупала и посылала родным на праздники и дни рождения открытки с персонажами этого доброго человека. Я собирала в коробку от конфет присланные карточки Четверикова.  Очень нравились воробьи – то с веточкой земляники, то с мимозой. И еще маленькая Снегурочка в короне-снежинке, у меня их было штук пять, наверное, одинаковых Снегурочек.

Никогда не знаешь, что к чему ведет. Вот сейчас пишу текст и сама себе удивляюсь. Фамилия моя по мужу Воробьева. И неделю назад я выполнила свою старинную мечту: вышила жемчугом белую корону-снежинку.

Это значит, дорогие взрослые, бывшие дети, внимательно выбирайте хорошие книжки. Чтобы они были добрыми, счастливыми, умными и с очень хорошими картинками. Вполне возможно, что ваши дети будут похожи на эти книжки.


Рецензии