Комиссар Брестской Крепости

Из интернета
...................
"...Несколько раз разведчики, обыскивавшие  убитых  гитлеровцев,  приносили Фомину найденные в немецких ранцах галеты или булочки. Он отправлял все  это в подвалы — детям и женщинам, не оставляя себе ни  крошки. 
Однажды  мучимые жаждой  бойцы  выкопали  в  подвале,  где  находились   раненые,   небольшую ямку-колодец, дававшую около стакана воды в час. Первую порцию этой  воды  — мутной и грязной — фельдшер Милькевич принес наверх комиссару, предлагая ему напиться.
Был жаркий день, и вторые сутки во рту Фомина не было ни  капли  влаги. Высохшие губы  его  растрескались,  он  тяжело  дышал.  Но  когда  Милькевич протянул ему стакан, комиссар строго поднял  на  него  красные,  воспаленные бессонницей глаза.
— Унесите раненым! — хрипло сказал он, и  это  было  сказано  так,  что возражать Милькевич не посмел.
Уже в конце обороны  Фомин  был  ранен  в  руку  при  разрыве  немецкой гранаты, брошенной в окно. Он спустился в  подвал  на  перевязку.  Но  когда санитар,  около  которого  столпились  несколько  раненых   бойцов,   увидев комиссара, кинулся к нему, Фомин остановил его.
— Сначала их! — коротко приказал он. И, присев на ящик  в  углу,  ждал, пока до него дойдет очередь."
**
Это отрывок из воспоминаний о Ефиме Фомине, одном из руководителей обороны Бресткой крепости. Не знаю, многие ли помнят о нем...А хочется, чтобы помнили.
В пятницу 21 июня 1941 года в Бресте, как и во всей стране, был обычный субботний вечер. В канун выходного дня многие планировали воскресный отдых, в кинотеатрах крутили популярные фильмы: "Руслан и Людмила", "Цирк", "Четвертый перископ". В здании гарнизонного клуба как раз и шла эта военная драма, поставленная в 1939 году.
Фомин подошел к бойцам, попрощался, он собрался в выходные дни поехать к жене в Латвию и перевезти ее вместе с сыном к себе. Но неожиданно ближе к ночи он вернулся, и так как бойцы не спали, кто-то читал, кто-то писал письмо домой, он зашел к ним в казармы и рассказал, что билетов на его рейс не оказалось, чему он очень удивился.
А мы сегодня, зная все обстоятельства, можем представить, как могла бы повернуться судьба комиссара, если бы был нужный ему билет.
Но история не терпит сослагательного наклонения. Фомин остался в гарнизоне в тот июньский выходной день и принял со своими бойцами первый бой. И последний… Гитлеровцы не скрывали уверенности в том, что назавтра Брестская крепость падет...  Она продержалась еще восемь дней и ночей.
Но вернемся в первый день войны. Тем утром, когда на рассвете прогремели первые разрывы, проснувшиеся бойцы впопыхах собрались в подвале, и комиссар Фомин, прихватив одежду, тоже спустился в подвал.
Слово "война" еще не было произнесено. Они были полуодеты, бледны и растеряны. Но в ту минуту, когда Фомин надел гимнастерку, фуражку, поправил портупею и взглянул на солдат, они сразу увидели в нем командира. Ни тени растерянности или неуверенности. Он просто не имел на них права. Таким он и запомнился им до конца. Даже когда ему пришлось сменить офицерскую форму на солдатскую.
Поскольку гитлеровские снайперы в первую очередь пытались уничтожить командиров, всему командному составу было приказано поменять форму. Но Фомина узнавали и в солдатской гимнастерке, он был со своими бойцами в самые трудные минуты и в самых опасных местах.
В ночь на 25 июня 1941 года — возглавил прорыв сводной группы в районе кольцевой казармы у Холмских ворот, но прорыв не увенчался успехом, группа красноармейцев с потерями отступила назад в крепостные казематы, где продолжила сопротивление в последующие дни.
30 июня немцы ворвались в крепость. Нашёлся предатель, заявивший о должности и национальности  руководителя обороны

Он не был классическим бесстрашным героем. И люди, знавшие его, не замечали ничего выдающегося и боевого в его лице. Но он был Человеком, который умел отвечать за свои поступки. И еще, ему были дороги его солдаты…
Посмертно был награждён орденом Ленина.
 
15 января - день рождения Ефима Фомина. Ему навсегда 32 года...


Рецензии