Культур-мультур по-нижегородски
Восхитила меня разнообразием и состоянием местная архитектура, начиная с Кремля и до современной, включая барокко, классицизм, эклектику, конструктивизм, ампир, модернизм и постмодерн. В историческом центре ВСЕ(!) здания приведены в порядок и активно используются на благо людей как гостиницы, офисы, магазины, рестораны, театры и тп, включая дворовые пространства. Я не встретил ни одной заброшки, не говоря уж про покосившиеся гнилушки-избушки. В частном секторе за оврагом все оставшиеся деревянные строения содержатся в достойном состоянии. В современных и старых районах неожиданно встречаются чрезвычайно оригинальные жилые дома, которым бедная Самара может только позавидовать. Однако новый входной фасад местного архитектурно-строительного университета столь же неприятно контрастирует с основным историческим зданием, как и у самарского Строяка.
В отличие от заброшенной и загаженной самарской, стрелка на слиянии Волги и Оки ухожена и застроена, являясь местной жемчужиной, которую мне не удалось оценить из-за снегопада и тумана. Там находится видовая площадка, парк, Кафедральный собор, Ледовый дворец, и футбольная арена. Рядом - станция метро и главное здание знаменитой Нижегородской ярмарки, где, впрочем, смотреть больше нечего, кроме торговых ларьков и палаток. Театров в Нижнем больше, чем в Самаре, но все они в праздники заняты детскими постановками или гастрольными чесами недешевых столичных антреприз, так что довольствоваться пришлось тем, что оставалось доступным. Порадовало непосредственностью и задором интерактивное и даже иммерсивное действо в молодежном Нетеатре. Малость поностальгировал на вокальном концерте -моноспектакле в Доме актера. Развлекся в маленьком подвальчике у стендап-комиков.
Замечательный вид на Волгу открывается со всей Верхней набережной, но наиболее эффектна смотровая площадка у памятника сталинскому соколу Чкалову рядом с Кремлем. Посетив там местный Дом архитектора и юбилейную выставку заслуженного реставратора Игоря Виданова, в вестибюле я даже прикупил толстое издание про местный постмодернизм, а потом пожалел, что не разорился еще и на книгу про эклектику. Расположенный невдалеке отдел зарубежного искусства Нижегородского Художественного музея представил немало замечательных творений иностранных авторов, но более всего поразил почему-то выставленной там огромной (6 на 7м!) картиной Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам». Рядом шикарный дом купца Рукавишникова, исполняющий роль краеведческого музея. Его царский экстерьер и интерьеры гораздо интереснее и богаче самого собрания старых фотографий и предметов быта.
На площади Минина и Пожарского у Кремля находится и второй филиал НГХМ, содержащий произведения так называемого отечественного авангарда. Я не любитель дилетантских изысков бездарных подражателей западным течениям вековой давности, насмотрелся в самарской псевдо-Третьяковке. Потому не стал там задерживаться, отправившись в Арсенал Кремля, где филиал музея Пушкина обещал якобы западноевропейское искусство барокко за 400 лет. Но и тут ждал облом. За неимением должного количества настоящих шедевров, устроители разбавили выставку невнятными потугами современных ваятелей и маляров. И это при ценах на билеты, сравнимых с настоящей Третьяковкой! Почти как в самарском Худмузее, добавивших несколько лежавших в запасниках картин к основной экспозиции и выдающих это за новую. Но там арт-дельцы дерут теперь еще больше, разбив просмотр на пять мелких выставок в одном здании!
Русский музей в Кремле оказался закрыт, но вокруг нашлось еще немало любопытного. Кроме множества смотровых точек и Филармонии обнаружился Манеж с религиозными картинами и эскизами к росписям храмов Виктора Васнецова. Размеры и мастерство впечатлили и тут, но я равнодушен к религии и двинул дальше. По пути попалась выставка военной техники под открытым небом -катер, самолет, пушки и автомобили. На беду, я еще и пацифист, потому прошел их не глядя. Зато наконец порадовался в четвертом филиале НГХМ, где на трех этажах собраны несомненные шедевры русской и советской живописи 19-20 вв. Я предпочитаю вполне традиционные фигуративные живопись и скульптуру, где ясно вижу несомненное мастерство их творцов, но тащиться за Оку на Стрелку ради выставки местных соцреалистов про советских героев и будней из собрания НГХМ в Пакгаузах или в новый музей СВО мне показалось излишним.
Мелкие художественные галереи, попавшиеся на пути, предпочли отдых в праздники, поэтому я обратил свои стопы к смежникам. Музей русской фотографии расположен рядом с Б. Покровской. Прослезился, глядя на Фотокор, Москву, Смену, Зоркий, Зенит и Фотоснайпер, заглянул в камеру-обскуру, постоял в зеркальной комнате. Вспомнил молодость и поглядел на свой современный смартфон. В подворотне заметил интригующую вывеску «Кладовка историй» и заглянул, очутившись снова в прошлом. Выяснил, что в СССР производили шикарные катушечники, вроде Олимпа-001, и другие не менее классные аппараты, почему-то остававшиеся недоступными для простых трудящихся, а уж тем более, для бедного студента. Посмотрел на старые грампластинки, плакаты, игрушки и иные приметы совка, среди которых как-то затесалась коллекция банок Жигулевского пива в пин-артом, почему-то не виданную в Самаре.
Далее на ярко освещенной пешеходной Большой Покровской почти каждое здание представляло собой памятник истории и архитектуры, роскошные магазины, гостиницы, рестораны звали в свои богато украшенные двери. Особо впечатлил огромный филиал Госбанка, построенный еще до Революции и более похожий на сказочный дворец в древнерусском духе. Толпы туристов привлекали живые выступления артистов в прозрачной палатке на площади перед Драмтеатром и фигуры городового, чистильщика обуви, почтальона, скрипача, дворника, снеговиков, с которыми забавно сфотографироваться не только детям, но и взрослым. Впрочем, в Самаре на 600 м Ленинградской улицы иллюминации и малых форм в этот год не меньше, чем тут на 1,5 км. А вот фотозон явно не хватает. Общественных туалетов не заметил, как и у нас, но эта проблема легко решалась «мытьем рук» в любом из многочисленных, но недешевых кафе.
Выше по Б. Покровской попадалось немало занятного, включая Музей иллюзий и Ярмарку народных промыслов, но меня привлек Музей техники у Театра Кукол. Скромно спрятанный сбоку вход вел в зал, заполненный раритетной техникой последних веков, от чугунных пушек и карет до шпионской фототехники советского периода и водолазного костюма. Рядами стояли печатные, ткацкие и шерсточесальные станки, всевозможные приспособления и инструменты, но более всего меня заинтересовало невиданное ранее удостоверение на право управления велосипедом, выданное в Горьком в 1954 году. За глубоким оврагом притаился Музей моды имени Н. Ломановой, русского и советского модельера, одевавшего царскую семью, великосветских дам и театральных артисток вплоть до 1941г. Одинокая хранительница, явно соскучившаяся по редким посетителям, обстоятельно рассказала о жизни и творческих успехах своей знаменитой землячки.
Можно еще долго рассказывать про чертово колесо у Канатки, подсвеченный трамвайчик на Б. Покровской, забавный Дом трудолюбия на Варварке, световое шоу на Дмитриевской башне Кремля, а еще больше выложить в виде фотоснимков, но формат сетевого блога не позволяет слишком увлекаться впечатлениями и приходится подводить черту. Для меня очевидно, что я прошел немало, но еще многого не заметил и не узнал, и в Нижний имеет смысл теперь приехать летом, чтобы увидеть его в полной красе, снова прогуляться по его прекрасным улицам и площадям, добраться до Стрелки, полюбоваться набережными и парками, посетить оставленные без внимания в этот раз театры и галереи. Не стану загадывать, но надеюсь когда-то еще вернуться снова, чего только в жизни не бывает?! Тем более, что на привокзальной площади меня остались ждать какие-то очень странные серые человечки, полузасыпанные снегом. Если они не улетят в свои неведомые дали.
Начало обзора в тексте Ниже Нижнего.
Свидетельство о публикации №226011501881