Чувство долга
Интересное это чувство – чувство долга.
Когда его нет, человек чувствует себя одиноким, а когда есть – связанным.
Многоликое это чувство.
Может быть или не быть чувство долга по отношению к семье, близким людям. По отношению к тем, кто живет рядом, соседям. Или по отношению к коллективу, где человек работает. Это называют теперь корпоративным духом. Раньше называли чувством коллективизма.
Есть чувство долга по отношению к обществу, в котором человек существует. По отношению к окружающей среде, Земле нашей и ко всему человечеству, в конце концов.
А может быть чувство долга по отношению к самому себе, к тому, что называется совестью. Вернее, такое чувство долга и есть сама совесть.
Когда появляется это чувство?
Может быть, тогда, когда не родившийся еще младенец целиком зависит от матери? Или в детстве, когда его учат, что можно, а что нельзя? И что он должен делать? В школе? У него появляются обязанности. Он должен делать уроки, должен отвечать, и за это ставят ему отметки… А потом ему говорят, что он должен исполнить свой гражданский долг на выборах. Обязан защищать отечество, заботиться о своей семье и уже о своих детях…
Я думаю, что чувство долга рождается в тот момент, когда человек понимает, что от него что-то или кто-то зависит. И если он что-то не сделает, то кому-то будет плохо.
Нет, пожалуй, в это момент чувство долга лишь проявляется, и человек понимает, что оно у него есть. А закладывается оно гораздо раньше, в раннем детстве, а может быть, действительно еще до рождения, на генетическом уровне. Как в любой живой организм, заложена обязанность заботиться о потомстве. Этакое неосознанное «чувство долга». В человеке это тоже есть. Однако, воспитание, жизненные обстоятельства могут укрепить или, наоборот, разрушить это ощущение обязанности.
Необходимое это чувство долга.
Без него человек теряет жизненные ориентиры. Вернее, остается только один ориентир – собственное благо. Ему становится все равно, как его поступки отразятся на окружающих. Главное, чтобы ему было хорошо, приятно, выгодно. В итоге он остается в одиночестве. Ему никто не нужен, но и он никому не нужен. Одинокий волк.
Наоборот, если у человек есть чувство долга, то ему всегда есть на что и на кого опереться в жизни. Даже если он один, то чувство сопричастности не дает ему сникнуть, раскиснуть. Сознание нужности, сознание исполненного долга успокаивает душу, отгоняет мысли о напрасно прожитой жизни.
Однако…
Коварное это чувство – чувство долга.
Коварство в его многоликости. Разные «чувства долга» конфликтуют друг с другом. Интересы и благо близкого человека могут противоречить обычаям общины, например, религиозной. Стремление следовать корпоративному духу может идти (и очень часто идет) вразрез с законами государства. Воюя на стороне своего отечества, ты наносишь вред нашей земле и тем, кто воюет против тебя.
Примирить эти «конфликты» не просто. В зависимости от остроты конфликта и силы противоборствующих сторон вариант разрешения ситуации может быть любым от фарса до трагедии.
Вся мировая литература построена вокруг такого рода конфликтов. В любом романе и драматическом произведении кто-то что-то должен сделать, но кто-то и что-то ему мешает. Это есть везде, если присмотреться. На этом держатся сюжеты. Конечно, не только на этом, но без этого становится неинтересно.
Да, коварное чувство долга.
Им скрепляются семьи, но рушится здоровье. Инфаркты, язвы, неврозы, запои. Когда выясняется, что тебя с женой связывает что угодно, но только не любовь, тогда чувство долга встает на ее место. «Пусть я ее не люблю, но я не могу ее бросить сейчас». «Да, он мне неприятен, но он – отец моих детей, а как же детям без отца?» «Я Вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана и буду век ему верна». «Да, так, видно, и должно быть: любовь проходит с годами…»
А может быть, ее и не было, на самом деле? Может быть, вы и полюбили друг друга из чувства долга? Время пришло – пора и полюбить кого-то.
Чем дальше, тем больше чувство долга берет человека своей стальной хваткой. Уже нельзя и думать об измене жене, фирме, царящему в стране режиму. Нельзя думать о том, что возможна другая любовь. Христианство этому, кстати, очень способствует. Постом и молитвой.
Но придет время, и ты понимаешь, что напрасно прошла жизнь, что на алтарь этого мифического чувства долга ты положил лучшие годы. Ты говоришь себе, как дядя Ваня: «Я мог бы стать Шопенгауэром»…
Может быть, не всякий так может сказать, для этого надо обладать талантом. Но на самом деле, каждый человек наделен какой-то искрой Божией. Просто, не все знают это. «А кто голос имел, не узнал». Правда, ко времени такого «озарения» человек может стать инвалидом, выжить из ума, и это озарение так и не придет. Ну, что ж, пусть земля им будет пухом.
Но если человек в состоянии осознать коварство чувства долга, то берегись! Чувство напрасно прожитой жизни будет постоянно преследовать тебя. Оно будет усиливаться и ослабевать, уходить и приходить, как «черный человек». Борьба этого нового чувства с чувством долга будет изнутри подтачивать твою душу и разрушать тело. В конце концов, ты либо сойдешь с ума, либо умрешь, любо чувство долга будет побеждено.
И тогда уже берегитесь близкие и окружающие!
Сломается привычный уклад жизни, рухнет семья, карьера. Все нажитое за много лет в одночасье потеряет свою ценность. Дела пойдут прахом. Те, кто от тебя зависел, будут брошены на произвол судьбы. Те, кто на тебя надеялся, потеряют друга. Те, кто тебе верил, перестанут тебя уважать. Ты станешь изгоем.
Но тебе это будет все равно. Ты уже сказал себе, как Стрикленд: «Я должен писать», - и тебя не остановишь.
Да, да! Это новое чувство переродится в новое чувство долга! Но уже по отношению к самому себе, вернее, к тому, что природа дала тебе.
И ты пойдешь за ним до конца. За этим прекрасным чувством долга!
Если Вас, читатель, заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов на электронную почту atumanov46@mail.ru, или пришлите сообщение на номер 925-700-29-04, или напишите рецензию, если Вы зарегистрированы на сайте проза.ру.
Свидетельство о публикации №226011502073