Юность мушкетёров Акт III сцена 15
(Кабинет Ришельё, кардинал подходит к шкафу и открывает его, это оказывается не шкаф, а дверь, оттуда выходит Рошфор)
РИШЕЛЬЁ
Вы всё слышали, Рошфор?
РОШФОР
Да, кардинал.
РИШЕЛЬЁ
Осуждаете меня?
РОШФОР
Не смею и не имею желания.
РИШЕЛЬЁ
И правильно. Большая политика – это большая игра. Здесь не до этики. Этика – это красивые штаны, сшитые между собой на концах штанин. Стоять в них красиво можно, а двигаться вперёд не получится. Когда замышляешь великие дела в государственном масштабе, этика и гуманность – только помеха, как оковы каторжника. Когда-нибудь, быть может, под старость, я отправлюсь на покой и буду себе сочинять мемуары или иные записки. Не сомневаюсь, что мне придётся лгать в них, как поступают все авторы мемуаров. Ещё никто не описал в мемуарах своих неблаговидных поступков. Возьмите любые мемуары на выбор, и вы увидите, что не было в описываемые времена никого благороднее, отважнее и преданней своему делу и своему Королю, чем автор этих мемуаров. А все прочие либо глупцы, либо негодяи, а чаще и то, и другое. Авторы подобных опусов придумали понятия о нравственности, этике, гуманизме и прочую чушь. В жизни они этими принципами не руководствовались, иначе Господь вознёс их прямиком в рай, как Святого Илию. Но весь вопрос в том, ради чего пренебрегать гуманизмом. Если ради собственной наживы, то эти люди попадут в Ад, и там им самое место. Но если политический деятель вроде меня пренебрегает этикой и гуманизмом ради величия собственной страны, разве Господь осудит его? Ведь могущество Франции поспособствует распространению истинной веры по всему миру, а это именно то, к чему призывает нас долг! Священные писания выделяют тех, кто хлопотал р распространении христианства по всему миру апостолами или, по крайней мере, равноапостольными святыми. Итак, мораль не должна сдерживать вас, если вы выполняете мои поручения. Усвойте это как можно скорее.
РОШФОР
Ваше Преосвященство, слова ваши святы, а мысль ваша чиста, как горный ручей.
РИШЕЛЬЁ
И столь же холодна, ибо политику нельзя творить с горячим сердцем. Её следует вершить с холодной головой. И то, и другое, сочетается лишь в легендах времён Зигфрида и Короля Артура.
РОШФОР
Справедливо.
РИШЕЛЬЁ
Рошфор, мне не требуется ваше одобрение, мне нужно ваше понимание моего подхода, ибо это должно стать и вашим подходом.
РОШФОР
Да, кардинал.
РИШЕЛЬЁ
Возьмём, к примеру, Ла-Рошель. Покойный Король Генрих IV, будучи сам в прошлом гугенотом, издал эдикт, согласно которому гугенотам разрешено отправлять свои религиозные обряды и жить в нашем королевстве на равных правах с добрыми католиками.
РОШФОР
Это прискорбно, Ваше Высокопреосвященство.
РИШЕЛЬЁ
Если мы хотим положить этому конец, эдикт следует отменить.
РОШФОР
Безусловно!
РИШЕЛЬЁ
А для того, чтобы Король его отменил, необходимо, чтобы и он, и большинство грандов и даже большинство всех дворян в целом пожелали бы этого.
РОШФОР
Неужели они этого не желают?
РИШЕЛЬЁ
Слишком много развелось гугенотов после подписания эдикта. Им даже выделили несколько городов, где их подавляющее большинство. Самое неприятное – это Ла-Рошель. Ведь это – морские ворота во Францию. И общность религии с проклятыми англичанами может побудить ларошельцев открыть им эти ворота.
РОШФОР
Ужасно!
РИШЕЛЬЁ
Итак, не вызывает сомнений, что вольнице гугенотов следует положить конец. И что для этого нужен веский повод. Так что же мы сделаем?
РОШФОР
Пойдём на Ла-Рошель войной!
РИШЕЛЬЁ
Обязательно пойдём, Рошфор, но что мы сделаем прежде этого?
РОШФОР
Вооружимся
РИШЕЛЬЁ
Запомните, Рошфор: вооружаться следует всегда, даже если для этого нет никаких причин. Впрочем, так не бывает, причины всегда есть. Я спрашиваю вас, что мы сделаем перед тем, как пойдём на Ла-Рошель?
РОШФОР
Создадим против них союзы?
РИШЕЛЬЁ
Не то, Рошфор! Союзы надо создавать тогда, когда потенциальные союзники видят, что им выгодней примкнуть к вам, чем к вашим врагам. А я спрашиваю, что мы сделаем прежде, чем направим армию на Ла-Рошель?
РОШФОР
Я затрудняюсь ответить, Ваше Высокопреосвященство.
РИШЕЛЬЁ
Слушайте и учитесь, Рошфор. Прежде всего мы должны скомпрометировать Ла-Рошель. Сначала наши агенты под видом гугенотов спровоцируют выступления против Короля. В узких кружках будут вестись разговоры о готовящемся подавлении города. Будут написаны памфлеты и призывы. Гугеноты возбудятся. Затем несколько добрых католиков выступят против них с призывами опомниться. Желательно, чтобы эти добрые католики были как-то связаны с Ла-Рошелью. Может быть, кто-то из них рождён там, кто-то когда-то там проживал, а кто-то проживает там и сейчас, несмотря на то, что город-крепость стал полностью гугенотским.
РОШФОР
Это вполне логично.
РИШЕЛЬЁ
А затем эти проклятые гугеноты жестоко расправятся с добрыми католиками. Расправятся так жестоко, что вся Франция содрогнётся.
РОШФОР
Если мы об этом знаем, наш долг – предупредить и спасти их!
РИШЕЛЬЁ
Вы опять пытаетесь бежать в красивых штанах, сшитых на конце штанины, Рошфор! Вы не усвоили урок. Наш долг состоит не в том, чтобы предотвратить единственное преступление, а в том, чтобы устранить всякую возможность для подобных преступлений в будущем. Поэтому мы не только не воспрепятствуем расправе ларошельских гугенотов над добрыми католиками, а, я бы сказал, поспособствуем более быстрому развитию политических процессов в этом городе.
РОШФОР
Понимаю.
РИШЕЛЬЁ
Надеюсь. Даже если вы не полностью поняли мою мысль, остальному научитесь по ходу дела. Но для начала нам следует укрепить власть Короля. А для этого необходимо предотвратить заговоры Дофина и Королевы против Его Величества. А чтобы их предотвратить, следует заранее знать обо всём, что происходит в их среде, а также скомпрометировать самых опасных из потенциальных заговорщиков. Вам понятно?
РОШФОР
Вполне.
РИШЕЛЬЁ
По этой причине шаг за шагом мы сделаем Францию великой. Вы услышали меня?
РОШФОР
Да, вы сделаете Францию великой, Ваше Преосвященство!
РИШЕЛЬЁ
Хорошо, да, Рошфор. А теперь вопрос. Для чего я вам это рассказываю? Для чего мне нужны вы, Миледи и другие мои агенты?
РОШФОР
Для выполнения ваших планов.
РИШЕЛЬЁ
Именно так. Но помните, если вы совершите ошибку, я отрекусь от вас. Как вы хорошо знаете, моя репутация вне всяких сомнений. Она не просто высока, она всё лучше и лучше с каждым днём. Потому что моя репутация – это моё оружие. Ведь я – не Король. Если кто-то когда-то настроит Короля против меня, мне конец. Если он решит избавиться от меня, мне конец. Поэтому я сам время от времени даю Королю почувствовать, как сложно ему будет обойтись без меня. А для этого я должен время от времени разоблачать какой-нибудь заговор. И даже если рядовые заговорщики будут считать, что этот заговор направлен лично против меня, у меня должны всякий раз появляться доказательства того, что заговор был направлен не только и не столько против меня, сколько против Его Величества.
РОШФОР
Гениально!
РИШЕЛЬЁ
Первый министр такого великого королевства, как Франция, не имеет права не быть гениальным. Итак, Рошфор, найдите кого-нибудь, кто присмотрел бы за герцогиней де Шеврёз. У неё есть любовники, безусловно. Но большинство из них – это люди её же круга. Их можно запугать, их можно устранить, но из них не получатся хорошие шпионы. Узнайте, есть ли у неё любовник из простых дворян. Какой-нибудь молодой смазливый мушкетёр. Или гвардеец из роты Деззесара.
РОШФОР
Или из числа ваших гвардейцев?
РИШЕЛЬЁ
Вы с ума сошли! Разве может герцогиня де Шеврёз связаться с кем-то из моих гвардейцев? Ведь она в таком случае лишится доверия Королевы! Нет, ищите среди мушкетёров. Мы сделаем из него нашего шпиона. Если получится. А если он не согласится, его придётся убить. Кстати, как поживает ваш знакомый, этот Шарль д’Артаньян?
РОШФОР
Я о нём пока ничего не слышал.
РИШЕЛЬЁ
Ещё услышите, Рошфор, не сомневаюсь в этом. Это всё, идите. И узнайте про д’Артаньяна всё, что сможете. Может быть, он подойдёт на роль любовника герцогини. Жаль, что для этой роли не подходите вы, Рошфор.
РОШФОР
Почему?
РИШЕЛЬЁ
Она уже знает, что вы – мой человек. У неё тоже есть свои осведомители, Рошфор. Времена такие. Без них никак. Перед тем, как вы уйдёте, взгляните на эту шахматную позицию. Какой ход следует сделать белым, по вашему мнению?
РОШФОР
(Внимательно смотрит на доску)
Мне кажется, надо уводить из-под боя Королеву.
РИШЕЛЬЁ
Это ведёт к проигрышу. Смотрите сюда.
(Делает ходы на шахматной доске)
РОШФОР
Какой же ход был бы правильным?
РИШЕЛЬЁ
(Восстанавливает фигуры на прежнем месте и снова показывает ходы)
Надо отдать Королеву и снять офицера.
РОШФОР
Но разве это не ведёт к проигрышу?
РИШЕЛЬЁ
Следующими двумя ходами мы проводим вот эту пешку в ферзи. У нас новая Королева! Понимаете меня? Новая Королева, ничуть не хуже прежней. Если Королеву нельзя спасти, надо думать о том, как сделать новую Королеву. Шахматы – жестокая игра. В них можно пожертвовать кем угодно, кроме Короля. И если при этом у Короля останется хотя бы одной пешкой больше, или если эта пешка будет занимать лучшую позицию, выигрыш у вас в кармане. Эти простые примеры заставляют задуматься о многом, Рошфор. Идите.
(Рошфор кланяется и уходит)
РИШЕЛЬЁ
Да. Решительно подавлять инакомыслие. Только так мы сделаем Францию великой. Разрушить все крепости, кроме приграничных. Устранить всех выборных комендантов, заменив их теми, кого назначает лично Король. А там, глядишь, и Лотарингской семейке крылышки подрежем. Здесь тоже герцогиня де Шеврёз очень даже может пригодиться. А сейчас если у неё имеется любовник из простых дворян, обработаем его с помощью Миледи. Она очаровательна, ничего не скажешь! Он не устоит, кем бы он ни был.
Свидетельство о публикации №226011500811