Последний бой был сущим адом и забывать о том не н

 
«Не иначе – я в рубашке родился!» - Так с улыбкой  иногда говорит бывший солдат штурмовой отряда Денис Гончаров из Старовеличковской. Не долгим, но таким тяжелым оказался его фронтовой путь, ведь проходил он постоянно на переднем крае, когда врага не только доводилось увидеть невооружённым глазом, но и услышать его крепкое нецензурное словцо. А последний бой, в котором его тяжело ранило, оказался сущим адом. Такое забыть ни за что невозможно, даже, если очень хочется.
Почти ровесник Калининского района
Его можно считать  ровесником нашего района, хотя родился в соседнем, Тимашевском в 1979 году, ведь что такое для истории района один год? Будто один день. Его семья жила тогда в посёлке Красном (так и в свидетельстве о рождении записано), что был тогда вторым отделением совхоза Красносельского.
Потом, когда сынишка уже окончил в поселковой школе нулевой класс, родители перебрались в Калининскую. Отец, Владимир Иванович Гончаров работал прорабом в ПМК «Краснодарводремстрой», мама – Любовь Васильевна  занималась домашним хозяйством. В обычной сельской семье подрастали сын и дочь Татьяна (она сейчас живёт в Калининской, работает швеёй).
Брат и сестра во всём помогали матери по хозяйству. Учились в СОШ № 2 успешно. Только вот Денис частенько получал замечания – уж больно был горазд на всякие шалости. 9-11-й класс заканчивал он в Старовеличковской СОШ №4 (родители вновь поменяли место жительства).
Два деда – участники Великой Отечественной войны
Денису с детства хотелось стать военным. Почему? Наверное, потому, что родители много рассказывали о своих отцах, участниках Великой Отечественной войны. Дед по отцовской линии, пехотинец, рядовой Иван Устинович Гончаров с боями дошёл до Берлина, расписался на Рейстаге, многих наград удостоился. Жил он в Казахстане, куда не раз сын с семьей ездил в гости. Встречи с дедом-героем и его рассказы накрепко врезались в память внука.
Дед по материнской линии Василий Желдаков, пренебрёг бронью и добровольцем отправился бить фашистов. Где проходили его пути дороги неизвестно. Семье пришло извещение, что он пропал без вести.
А бабушка, Надежда Ильинична Желдакова трудилась в Новороссийске на оборонном заводе. Когда фашисты подошли к Кубани, завод вывезли в Абхазию вместе с рабочими. Там они и продолжали трудиться без устали, приближая победу.
Подростком Денис собирался поступить в суворовское училище, но не получилось. Хотел стать курсантом Санкт- Петербургского института внутренних войск, тоже не срослось. Город на Неве покорил сердце кубанского парня, и ему не хотелось возвращаться в свой южный край - поступил в  мореходную школу ВМФ в Кронштадте.
После её окончания служил в Мурманске на СФП – 562 «Владимир Перегудов». Казалось, всё складывается удачно, впереди успешная карьера военного моряка. Но через некоторое время из дома пришло сообщение о том, что отец тяжело заболел. Мама нуждалась в помощи, потому и пришлось списаться на берег, оставить службу.
Италия хороша, а Россия лучше
Достойно выполнив свой сыновний долг, Денис задумался о будущем. К тому времени он уже приобрёл популярную строительную специальность и  трудился в Краснодаре, в совместной Российко-Итальянской фирме. Тут и представился ему случай посмотреть мир – предложили работу в Италии. Быстро пролетели четыре года в Риме, Вероне, Милане, Турине, других городах, только в Венеции, которая особенно манила, побывать не получилось. Предлагали хорошему специалисту остаться в южной европейской стране навсегда, но он отказался. «Италия хороша, а Россия всё равно лучше! – подчеркнул в нашей беседе Денис:
-Даже и помыслить я не мог, что изменю своей Родине! Все годы, что был за границей, тосковал не только по маме, сестре, но и по родному дому, станице, тихим её улочкам, тенистым парке и скверам, реке Понуре, шуме камыша на её берегах. И это всё, такое до боли близкое, любимое бросить навсегда? Променять, пусть на более благоустроенное и красивое, но чужое? Оно не моё, чужое и родным никогда не сможет стать!
Сколько было в этих словах искренности, что продолжать бередить мужчине душу мне показалось не милосердным.
У него был позывной «Клиент»
Возвратившись из Италии в Старовеличковскую, наш герой устроился в Краснодарское ЗАО «РУСТ», занимавшееся укладкой асфальта по всей Кубани, в том числе и в Новороссийске, Сочи. На календаре был 2022 год. Начало СВО не давало покоя. Денис внимательно следил за сообщениями в прессе и по телевидению. Его мучило сознание своей непричастности к большому и наиважнейшему на данный отрезок времени делу. Не покидала навязчивая мысль о том, что его место, как настоящего мужчины и истинного патриота, именно на передовой борьбы с возродившимся фашизмом. Отправился в военкомат с просьбой отправить его добровольцем «за ленточку». В сентябре первого военного года его просьбу удовлетворили.
Так уж распорядилась судьба, что его направили в седьмой штурмовой  отряд ЧВК «Вагнер». После учебного лагеря попал сразу на передовую. Там встретил своего одноклассника из СОШ №4 Тахира Ниязова, но потом их пути разошлись.
Их подразделение от вражеских позиций находилось, обычно, не дальше километров десяти. Часто – в непосредственной близости.  Сейчас ему всё вспоминается, как какое-то кино, будто это происходило вовсе не с ним. Группой 8-12 человек продвигались, обычно, тихо, чтобы не привлекать к себе внимание вражеских «птичек». У каждого на всякий случай в запасе граната. На крайний случай, чтобы не попасть в плен и уничтожить вместе с собой врага. Это считалось негласной договорённостью, если не законом. Сколько друзей так поступили, сосчитать трудно. Так действовать собирался и он, но не довелось.
Многое, как он утверждает, зависит от командира группы: «Нам повезло, у нас был старшим участник боевых действий в Чечне с позывным «Муфта». Даже в самых отчаянных схватках, благодаря его умелому руководству, если не все, то 80 процентов состава возвращалось с задания. В других группах потери были вдвое, а то и более высокими. Часто нас хорошо поддерживала артиллерия».
Друзья не бросили раненого
Бывало всякое. Наш земляк признался, что за полгода боевых действий в особо тяжких ситуациях трижды мысленно прощался с жизнью, но судьба его хранила. Это случилось, когда шли брать Артёмовск. Они притаились в большой трубе под железнодорожным полотном. Очень озябли в промозглую декабрьскую стынь. Он решил ещё раз почистить свой автомат. Вдруг кто-то тронул его за плечо. Незнакомый мужчина средних лет в камуфляже, лица которого он не успел рассмотреть, протянул ему деревянный, довольно крупный нательный крестик. Денис хотел было возразить, что у него есть свой, но пришельца и след простыл. Рука потянулась, было, к карману, но почти произвольно подчинилась  мысленной команде: «Негоже крест православный в карман совать!» и он торопливо надел шнурок на шею. 
Вообще-то он не был особо воцерковлённым, как и большинство молодых людей считал, что достаточно верить в душе, а в храм пусть ходят старушки. В зоне СВО ему не довелось повстречаться ни с одним священником, увидеть, хотя бы маленькую полевую церквушку. И то, что произошло холодной зимней ночью перед последним боем, кажется не иначе, как чудом. И все последующие события – тоже.
На сей раз ему не повезло, подорвался на мине. Несмотря на нечеловеческую боль, сумел наложить жгут, чтобы избежать большой кровопотери. Товарищи ушли вперёд, ведь бой был в самом разгаре. Думать о том, что всё кончено, не позволял себе. Из последних сил полз к своим. Вражеская «птичка» прилетала. Покружила над ним и улетела прочь. «Зачем тратить боеприпасы на одного и почти недвижимого солдата? Лучше найти более солидные цели». Наверное, примерно так рассуждали операторы фашистских беспилотников. Это и спасло нашего земляка.  Прошли целые сутки, показавшиеся бойцу вечностью. 
Его нашли случайно. Пять километров ребята несли его, почти потерявшего сознание на наши позиции.  Надеялись, что этого «трёхсотого» врачам удастся возвратить к жизни. Что и произошло, только вот ногу не удалось спасти. И потянулись долгие месяцы в госпиталях и больницах Луганска, Красного Луча, Первомайска и других. Там раненых было, что называется, под завязку. В коридорах на полу, на матрасах лежали. «Врачи и медсёстры -  настоящие герои, - сказал со вздохом мой собеседник, - почти без перерыва стояли у операционного стола, не прерывали работы и во время прилётов вражьих беспилотников, когда снаряды попадали в здание. Подчас, там такое страшное творилось, что словами не описать. До сих пор, вспоминается и озноб по всему телу».
Надо помнить о них, надо жить!
Денис часто вспоминает друзей, которых потерял в боях. Он уверен, что обязан  не просто помнить о них,  но и жить за них, достойно, честно. Еще в 2023 году его отправили в Анапу на протезирование. Спасибо фонду «Защитники Отечества», в Центре занятости населения обеспечили прохождение специальных курсов. Теперь он трудится оператором котельной в ООО «Вега-Инженеринг» на новом рисовом элеваторе в Старовеличковской. Живёт с мамой, начал строить новый дом. В сельской администрации обещали помочь. «И, вообще, - подчеркнул Денис, - помогают мне во всём, вниманием не обделяют, отказа ни в чём нет, обижаться грех!».
А в новом доме, скажу вам по секрету,  собирается солдат не просто зажить новой мирной жизнью, а создать крепкую семью с давней своей подругой.
Вот такая история бойца с позывным «Клиент», нашего отважного земляка. Что он действительно стойко сражался с врагом, подтверждают его шесть боевых медалей. Особенно гордится он тем, что у него две «За отвагу» и ещё - «За освобождение Артёмовска».  А ещё ему присвоено почётное звание ветеран боевых действий.
 
 


Рецензии