Взор Бога

 Теорема Гёделя о неполноте утверждает, что в любой системе существуют истинные утверждения, которые нельзя доказать в рамках этой системы. Это означает, что всегда будут существовать истинные математические утверждения, которые не могут быть выведены из аксиом системы. Теорема Гёделя о неполноте является одной из самых значительных теорем в математической логике, открывающей новые горизонты в понимании природы математических истин и ограничений формальных систем. Иными словами,  нельзя  осознать систему не выйдя за её рамки. Чтобы осознать целое нужно выйти за его пределы. Так чтобы  описать трёхмерую поверхность, нужна четвёртая координата – чтобы «вписать» в нее эту поверхность. Эту истину утверждает гипотеза Пуанкаре. Можно ли понять форму целого, если внутри неё есть бесконечно делимые связи? Об этом говорят апории Зенона Элейского, которыми он пытался доказать противоречивость концепций движения, пространства и множества. Зенон показал, что движение невозможно, если пространство бесконечно делимо.  Пуанкаре показал – движение возможно, если пространство замкнуто. Чтобы завершить бесконечность – достаточно, чтобы путь замкнулся сам на себя. Но всё, что бесконечно делимо, как бесконечное деление смысла в теореме Гёделя, в итоге нельзя завершить внутри самой системы. Нельзя пройти бесконечное число делений, нельзя понять пространство замкнутое изнутри и нельзя всё доказать, находясь внутри общей системы смыслов и доказательств. Любая система не может быть окончательно объяснена самой собой -для этого необходим метауровень, как четвёртое измерение для трёхмерной сферы в которой мы живём. Зенон, Гёдель и Пуанкаре, по сути, сталкиваются с одним и темже вечным пародоксом: как нечто конечное может существовать внутри бесконечного, и как бесконечное проявляется внутри конечного. Для понимание реальности необходимо взгляд извне – взгляд с обратной стороны реальности…

Взор извне – от Бога строит обратную  преспективу иконы Святой Троицы преподобного Андрея Рублёва. «Троица» Рублева отражает идею духовного вознесения и стремления к божественному. Пресвятая Троица — центральный догмат христианского учения, согласно которому Бог имеет единую (одну) сущность, но его бытие является личностным отношением трёх Лиц (Ипостасей), нераздельных и неслиянных. Непостижимую для формальной логики идею, святые отцы осознали в молитвенном предстоянии — созерцательной молитве, направленной взором извне в глубины человеческого духа…

Плотин полагал, что бесконечность присуща лишь духу и образовал понятие «бесконечного духовного шара», «центр которого находится всюду, а окружность нигде».  Аналогичным образом Данте в финале «Рая»  описывает лучезарную обитель Бога: он видит сферу,  «в которой центр повсюду, а окружность нигде». Это прямая поэтическая формулировка топологической замкнутости  мира трёхмерной сферы Пуанкаре. Центр – в каждом существе, а «края» нет вовсе – потому что всё замыкается в вечность. Взгляд извне – взор Бога замыкает вечность, являясь изначальным центром внутри каждого существа. Об этом мистическом акте писал  великий христианский мистик Мейстер Экхарт: «Око, которым я вижу Бога, – это то же самое око, которым Бог меня зрит. Мое око и Божье око – это одно, и лик един, и мудрость, и любовь едины» («Духовные проповеди и рассуждения»)…

Данте утверждает, что точка Эмпирея окружает другие сферы и в то же время окружена ими: «вмещаемым как будто вмещена…». С точки зрения евклидовой геометрии это абсурд, но в рамках неевклидовой геометрии Лобачевского-Гаусса-Римана такая структура называется 3-сферой. Наблюдаемая Вселенная является трёхмерной сферой в четырёхмерном пространстве-времени. Данте сообщает нам, что дополнительное измерение, в которое встроена его 3-сферная вселенная, является не пространственным измерением, а измерением, соответствующим скорости вращения. Действительно: унитарная эволюция физической системы во времени описывается как вращение в гильбертовом пространстве. 3-сфера – это поверхность четырёхмерного гипершара, которая представляет собой трёхмерное пространство. Если склеить два шара в 4-мерном пространстве, отобразив каждую точку поверхности одного на поверхность другого, мы превратим их в 3-сферу с полюсами в центрах этих шаров. Каждый из этих шаров будет окружать другой и сам окажется окружённым им. Модель наблюдаемой вселенной как 3-сферы была предложена Альбертом Эйнштейном в статье 1917 г. «Вопросы космологии и общая теория относительности», лежащей в основе всей современной космологии. Эйнштейн полагал, что «Вселенная безгранична, но не бесконечна», то есть у неё нет окружности, но она замкнута сама на себя и поэтому имеет конечный объём.

Представить себе наблюдаемую Вселенную как 3-сферу мы не можем, потому что наше воображение не выходит за рамки трёхмерного пространства. Топология космоса не позволяет  взглянуть на Вселенную со стороны: куда бы вы не двигались, горизонт видимости будет двигаться вместе с вами, и вы никогда не доберётесь до края Вселенной. Точнее, оказавшись на месте, которое было краем в системе отсчёта Земли, вы снова будете в центре наблюдаемой Вселенной, а Земля станет её краем. К  этой точке отсчёта со всех сторон по меридианам сходятся искривлённые лучи света.  Наблюдатель преображается в безразмерную точку отсчёта, и тогда начало Вселенной будет рассматриваться нами как  безразмерная точка сингулярности. По современным представлениям, наблюдаемая нами сейчас Вселенная возникла 13,799 млрд лет назад из некоторого начального сингулярного состояния. Переход от сингулярного состояния к состоянию рождающейся Вселенной является вневременным - совершается мгновенно, поскольку времени как такового еще не существовало. Иными словами, скорость рождения пространственно-временного континуума превышает скорость света, вследствие чего определить его кривизну не представляется возможным. Поэтому все физические эксперименты указывают на то, что доступная нашим измерениям Вселенная является плоской.
   Вселенная возникла в момент Большого взрыва, расширяясь в трёх измерениях пространства и сжимаясь  в его шести направлениях. Современная космология представляет эти мнимые параметры в виде свернутой гиперсферы диаметром порядка 10-33 см. Вселенная возникла из точки, в которой плотность и кривизна бесконечны. Такие объекты, возвращающие нас к истокам творения, существуют в космическом пространстве – это чёрные дыры.

Лауреат Нобелевской премии физик сэр Роджер Пенроуз, полагает, что Вселенная проходит через бесконечные циклы, где в каждом предшествующем цикле (эоне) время в будущем стремится к бесконечности, что оказывается  сингулярностью Большого взрыва для следующего. при столкновении чёрных дыр в конце существования предыдущего эона Вселенной. При столкновении двух сверхмассивных чёрных дыр выделяется невероятное количество энергии. Гравитационное возмущение в старом эоне переходит в возмущения темной материи нового – и много позже будут видны в виде концентрических кругов в реликтовом излучении. Чёрные дыры испарились, Вселенная прошла Большой взрыв и родилась вновь. Информация сохраняется, проходя сквозь Большой взрыв: из расширения прошлой Вселенной — в Большой взрыв нашей Вселенной. Переход между эонами совершается мгновенно и мир, очевидно, выворачивается наизнанку. При переходе из одного эона в другой различие между громадным и маленьким – исчезает, но сохраняются углы. Такое преобразование в математике называется конформным, конформное преобразование, используемое для исследования сингулярности в устройстве Вселенной, делает космологию циклической. Мироздание циклично и оно существует в бесконечности времен.

Исходя из этой идеи, мы можем представить, что  границы Вселенной замыкает горизонт событий чёрной дыры, за котором находится нечто — то, что наука именует свёрнутым шестимерным многообразием. Современная наука рассматривает фундаментальные взаимодействия и свойства элементарных частиц как следствие геометрии скрытых дополнительных измерений. Свойство того, как свернуто шестимерное многообразие определяет структуру нашего мира, и существует 10 в 5000 степени способов его сворачивания. Эта та изначальная точка становления мироздания, которая находится  нигде и абсолютно всюду. Иными словами, эта точка является одновременно наименьшей из всех возможных величин и одновременно  — наибольшей из возможных величин. Таким образом, мы находимся внутри этой изначальной точки и  точка эта находится внутри нас. Последние утверждение является абсолютным требованием диалектики.  Платон в «Пармениде» утверждает, что если существует только одно и больше ничего нет, то не существует и этого одного. Всякое какое бы то ни было одно обязательно порождает, и свою собственную структуру, и структуру всего иного, чему оно противоположно и с чем оно сравнивается. Итак, если нечто существует, то необходимо существует и иное ему. Одно и иное образует многое. Одно, иное и многое объединяет высший принцип, в котором все существующее, и идеальное и материальное, сконцентрировано как бы в одной точке.  Платон именует  этот принцип сверхсущим единым. Переход от одного к иному мыслится мгновенным.

Теория относительности утверждает, что последней границей материального мира является скорость света. Благодаря этому мир обретает структуру и не растворяется в дурной бесконечности. Скорость света – предельная скорость распространения информации и взаимодействий в вакууме. Только частицы с нулевой покоящейся массой могут её достичь. Всё электромагнитное излучение, существующее во Вселенной, состоит из  частицы с нулевой покоящейся массой — фотона. В движущейся со скоростью света системе отсчета время равно нулю, в соответствии с формулами специальной теории относительности. Для фотона путь от рождения до поглощения, даже если он длится миллиарды лет для наблюдателя, происходит мгновенно. Для него все происходит одновременно. Мир фотона – мгновение, которое для нас растянуто на миллиарды лет. Как дух света, он носится над бездной бесконечности, предвосхищая основополагающий принцип античной диалектики — принцип диалектического мгновения. При превышении скорости света мир выворачивается наизнанку — в иное себе. При переходе через световой барьер структура реальности меняется — происходит инверсия сигнатуры метрики. Пространственное измерение приобретает свойство времени, а временное измерение преображается в пространственное. Световой барьер становится горизонтом событий для разных классов наблюдателей. Сверхсветовой наблюдатель существует в трёхвременной размерности в которую вывернулась наша трёхмерная пространственная реальность, в которой принцип квантовой запутанности в единый миг объединяет прошлое, настоящее и будущее и где обратимость времени является фундаментальным принципом квантовой механики. Математические построения на последней границы материального мира говорят не о сверхсветовой скорости, но о природе целого, которое прибывает одновременно во всех своих частях и превосходит их. Принцип мгновенности разделяет миры. Мгновенность — это непостижимая пустота, о которой говорят древние учения Востока. Этот принцип объединяет одно, многое и иное в сверхсущее единое, это взор извне — непостижимая пустота, которая остаётся только у Бога…

2025

 
www.gold6958.wordpress.com


Рецензии