19. Скала, ориентиры, камень - основатели Одессы

19. Скала, ориентиры, камень – основатели Одессы.


     Для кораблей Черноморского флота, после сноса «ориентиров» на побережье…

Здесь же рескрипт Екатерины II, грамматическое звучание… Крепость, это ориентир.
«рескрипт в 1794 году о строительстве портового города Одессы на месте бывшей турецкой крепости Хаджибей». Место, как ориентир, гласит литературная археология.

Ориентиры:  Хаджибейская  крепость и небольшая крепость  Ени-Дунья, как наблюдательный  пост-маяк снесены, остался один чётко видимый ориентир с моря.
Камень, который звали «Скалой» с незапамятных времён. Обрыв перед разрушенной Хаджибейской крепостью, поверхность, была каменистой. Не сплошной скальный камень, с веками ветрами, непогодой из скалы, а превратившийся в каменистую отполированную поверхность…
В дневное время далеко с моря, виден был тёмным, даже с бликами, если солнце, пятном, резко выделяющимся на фоне побережья цветом.

Платон Зубов имел большие виды, выбирая место для будущего города Одессы, камень основой всех видов фундаментов, для городских многоэтажных домов.
По воспоминаниям старожилов города, решение о полном сносе Хаджибейской крепости без остатка, первоначально навязывалось мнение…
Крепость стояла на камне, поэтому не оставили ни следа, камень важнее для строительства, чем памятник старины оставить.
Зубова доставали вопросами, он, имеющий татарские корни, почему для наследия не сохранил памятное для истории, хотя бы одну башню от крепости?
Ответы не известны, переросло в загадку, таинственность многозначительную, тайн нескольких, даже мистических Хаджибейской крепости.

Впоследствии, расчёт Зубова оправдался только частично, вместе с тогдашними инженерами, запасы камня были не столь большими. Выработка за пять лет, закончилась полностью без остатка. В то время, из-за вывоза каменистой массы, высокий берег как бы отдалился от воды, от моря. В прошлом веке краеведы города соглашались в одном, вывоз камня, почти половина бывшей территории крепости, просто исчезла. Обрыва не стало, ландшафт уравнялся, вырос естественный новый берег.
За 200 лет часть берега «сплыла» в море, поэтому не могут поисковики определить точное местонахождение бывшей крепости, больше именуемой двором из-за низких построек. Даже не башни были, а башенки, как наблюдательный пост.

Коллекционеры города, кому повезло, хвалились, предметами, что сохранились с давних времён, рассказывали историю развалин до Хаджибейской крепости. Мелочью от сбруи, от повозок находили, звалась «конина». Необычное, что находки были на побережье, в воде. Такое могло быть в одном случае, территория крепости постепенно разрушалась, выносом берега в море, под действием морских стихий, ураганы, штормы, ветра.

     … «После взятия и разрушения Хаджибейской крепости,  встал вопрос перед полками Суворова. Срочного возведение военного бастиона защиты, где будет будущая Одесса. Надёжного оплота обороны, Турция повержена, мирный договор раздела сфер влияния, земель, окончательные итоги известны. Оплот защиты возник от давнего, мечты Великобритании колонизировать побережье Чёрного моря, восточную часть и включительно всё Северное Причерноморье, где планы строительства империи, город Одесса, угрозы захвата земель».

Несмотря на требования Суворова, срочного возведения в прибрежной зоне, мощного бастиона, императрица Екатерина II, выделять деньги не спешила.
После смерти Потёмкина, командующим Черноморским флотом стал фаворит-любовник Платон Зубов… «сыграл» на честолюбии женщины-императрицы, выманил-потребовал условие за некую тайну, уладить за большие деньги…И появился важнейший документ для истории города:
"Распоряжение Екатеринославского и Таврического генерал-губернатора графа Платона Зубова о выделении средств на сооружение порта и города Одессы". Документ составлен писарем и датирован 30 апреля 1795 годом, через год после основания Одессы».

Тайна императрицы, та сторона разврата себя-царицы, министров, государства, «что первыми историческими опытами, «страшно» засекреченными, Пушкин занимался с 1822 года. По молве позже значилось, добытый секрет поэтом Василием Капнистом. Капнист по родовой из греков, целенаправленно изучал Гомера, его одиссею Одиссея. Места остановок, стоянок, маршрута греческого Одиссея, родителя названия древнего порта Одесс, от порта названием и была Одесса (лондонские архивы об этом)».

Зубов Платон Александрович – последний фаворит императрицы Екатерины II, князь, генерал-адъютант и генерал-фельдцейхмейстер, один из основателей Одессы.
По справкам из инета  «… родился 26 ноября 1767 года…Платон Зубов обратил на себя внимание Екатерины II, будучи 22-летним поручиком, подтянутым и приятной внешности. Он весьма искусно разыграл роль безнадежно влюбленного, в чем был моментально поддержан жаждущим интриг женским окружением императрицы. Платон Александрович делает стремительную карьеру, получает графский титул, а с ним – огромные имения с десятками тысяч крепостных. После смерти князя Г.А. Потемкина Екатерина производит его в генерал-фельдцейхмейстеры, назначает Новороссийским генерал-губернатором и начальником Черноморского флота. Более того, у него в подчинении оказывается сам А.В. Суворов! В 1794 году он получает титул Светлейшего князя Римской империи».

«… А.В. Суворова интересовало лишь строительство крепости, не более того; на строительстве главного порта в Очакове (а не в Хаджибее) категорически настаивал командующий Черноморским флотом Н.С. Мордвинов (кстати, родственник М.Ю. Лермонтова); ратовал за Кинбурн (опять же – в ущерб будущей Одессе) некогда всемогущий Г.А. Потемкин. И только Зубов, сменивший Потемкина, единственный из вельмож, поддержал (и не просто поддержал – отстоял!) перед императрицей мнение, подкрепленное мудрыми обоснованиями Иосифа де Рибаса и Франца де Волана, в пользу Одессы как главного порта России на Черном море. Вот почему Платон Александрович Зубов является одним из главных основателей Одессы, в честь которого благодарные одесситы один из портовых молов назвали Платоновским!».

Почему Зубов яростно требовал у властей строить город именно там, где он сейчас?
Увлечение его необычным, геологией. Лично объездил все предполагаемые места территорий, возможного строительства. Дефицит твёрдых пород, камня, когда план многоэтажных домов, храмов, дворцов, подражание архитектуре античных строений.
Вариант из споров знатоков истории города в прошлом веке был, склонило Зубова, он военную власть империи, именно каменное предполагаемое плато…
Место, где была территория Хаджибейской крепости. Каменистая территория впоследствии не совсем оправдала себя, через пять лет выработка закончилась. Название, только название и осталось, «Скала».

Платон Зубов – «геолог», идея найти камень. Без камня города не будет, саман-основа, не город.
Будущая Одесса виделась в тогдашних проспектах, они есть в инете, отправляли царице, белокаменные величественные многоэтажные здания..
Разработка почв вместе с «обоснованиями Иосифа де Рибаса и Франца де Волана, в пользу Одессы». Зубова заслуга, разведка залежей особой «одесской» плотности известняка, больше известный, как камень-ракушняк. Подземные запасы хватило бы на 2-3 города.

Ракушняк, миллионы лет спресованная масса, дно мирового океана,
«разновидность известняка, осадочной горной породы, которая состоит из кальцита с разными примесями. Ракушечник (котелец, ракушняк) образуется преимущественно из раковин двустворчатых и брюхоногих моллюсков, а также окаменелых остатков брахиопод, мшанок, кораллов и прочих животных».
Вода, горы одесского местоположения, дно мирового океана, трудно представить. Кора земли поднималась, опускалась…

Камень-ракушняк, из него выстроен город Одесса. Из ракушняка стоят тысячелетиями, другие приморские города.

     … Стена… Её ошибочно называли Хаджибейской крепостью или намеренно?
Настоящее название развалин Хаджибейской крепости, звали… двор. Есть свидетельства лиц старины, как пренебрежительно звалась Хаджибейская крепость из-за её состояния. Турки её не возрождали из ранних развалин, подстраивали помещения сарайного типа, территория только увеличивалась вширь низкими постройками.

Стена… Военная терминология, «артиллерийская стена». Когда слабые орудийные заряды того времени, не могли пробить стену. Она в спешке была сооружена из камня-ракушняка, толщиной 3-5 метров, когда стало ясно, Очаков пал, Суворовская армия идёт к «Скале», на «Скалу»..
О стене отрывочные свидетельства, мало простояла. Была в одесской молве стариков, им прадеды рассказывали, как в действительности и что штурмовал де Рибас.

Де Рибас штурмовал настоящую высокую, толстую, мощную  стену… Рубеж на пути ко  двору  Хаджибейской крепости, только рубеж, как преграду к цели.
Выстроенная срочно стена в узком месте побережья. Возведённые высокие земляные валы для усиления.
Полки наступали через Пересыпь: слева море, справа обрывы, овраги, склоны возвышенности.
Узкая полоса побережья, в то время сжатая.
Стена была срочно возведена в самом узком месте, того времени, примерно, где сейчас начало Приморского бульвара. Полностью перегораживала направление к Хаджибейскому двору.

Поисковиков смущало, сбивало с толку обстоятельство, воины де Рибаса, при штурме использовали лестницы. Зачем и что преодолевали с помощью лестниц полки? Не было, собственно, в крепости чего-то высокого… И получилось, историческая «дезинформация», наличие лестниц не позволило в своё время разгадать «артиллерийскую» стену. Событие затерялось, лестницы увели разгадки крепости далеко и надолго в сторону домыслов.

Стена «артиллерийская», поперёк… От моря до горы, перекрыть «горловину». Образно военный сленг, «заткнули горловину». Её называли Хаджибейской крепостью, с годами стало понятным, ошибочно. Были раскопки местных археологов, догадались, фундамента не было,  с крепостями так не бывает… Из-за пресловутой  корпоративности промолчали?!

… Военная реконструкция ещё в прошлом веке подсказывала, фраза Потёмкина, что де Рибаса из доклада императрице:  после взятия, взорвал  крепость… Чисто хвалебная, показать свои личные подвиги.
Но и привлекающая внимание поисковиков, очередной  КЛЮЧ  к разгадке. Взорвать крепость не-воз-можно, она объёмная, широкая, длинная. Дорогой порох, где взять много взрывчатки, неразумно.
Взорвать  СИМВОЛ  крепости, другое дело. Но какой?
СТЕНУ  крепости!
Стеной и была… Так называемая, военная фортификация, «артиллерийская стена».

     Старики и делились размышлениями с краеведами города.
Платон Зубов понял силу, крепость камня-ракушняка тогда окончательно, из него можно строить город. Одна стена в несколько камней, может даже держать колону дворца.
Поэтому настоятельно требовал много денег и сразу, городу Одессе быть именно в этом месте, богатыми залежами стойкого, крепкого камня-ракушняка.
Камень-ракушняк стены, Хаджибейская крепость, кто скажет, что нет… Входила в систему защиты крепости.
Стена была разрушена, разобрана, камень А.В. Суворов полностью использовал для возведения бастиона.



Продолжение следует.


Рецензии