Я вернусь

Моими соседями в купе были два парня, Сергей и Виктор, отслужившие на СВО по контракту, продлевая его несколько раз. Рассказывая о войне, порой, не сдерживали слёз, вспоминая о своих однополчанах. Кто-то из них погиб, кто-то ранен, и не раз, а кто-то продолжает свой боевой путь.  Сергею 58 лет, Виктору 52 года. Инвалиды, едут с госпиталя домой.

На мой вопрос, жалеют ли, что отправились на войну, Сергей, глядя мне в глаза, сказал: «Видел бы ты, что с людьми сделали те украинские нацисты, еще до начала СВО: убивали их, избивали, измывались, невзирая кто это, ребенок или старик. А когда мы освобождали от этой нечисти города и села, их жители нас встречали и называли освободителями. А это, знаешь, чего стоит? Самой высокой награды!»
Сергей потерял руку, все тело его испещрено ранами от осколков, как и у Виктора, лишившегося ноги. Несмотря на это, в душе они еще остаются бойцами и, единственное, о чем жалеют, что сейчас не в боевом строю.

А у меня перед глазами 46-летний ефрейтор, пулеметчик взвода огневой поддержки штурмовой роты десантного полка Геннадий Евгеньевич Дормидонтов. Его судьба, похожа на судьбы тысяч солдат-добровольцев специальной военной операции Российской Федерации по демилитаризации Украины. Он погиб 28 марта 2024 года, обороняя опорный пункт под городом Артёмовском. Человек, который верил, что вернется с войны в свой поселок газовиков Приозерный, расположенный на далеком Ямале, в свой родной производственный коллектив газотранспортного предприятия…
Он верил, что вернется.

Продолжая разговор с ветеранами СВО, открыл страницу Геннадия в социальной сети «ВКонтакт», в которой он оставил последнее своё видеообращение к друзьям и однополчанам. Стук колес едущего поезда, усиливал восприятие его слов: «Ребята, мы остановились на передышку, – он чумазый, в каске, вытирая с лица пот, продолжает говорить. – Пока идем к месту боя, родилось стихотворение, чтобы не забыть его, записываю.

«Мы не остались в стороне в тяжелый час,
На зов примчались, верные присяге,
Россия, мать, ты верь всецело в нас,
Назад уже не сделаем мы шагу.
Здесь под огнем, у смерти на краю,
Соврать, язык не повернется,
Я говорю, я Родину люблю,
И потому явился добровольцем.
Родную землю, грудью защищать,
Как защищали прадеды и деды,
Пусть нелегко, порой, стоять,
Но правда с нами, будет час победы».
Все, ребята, – продолжает говорить Геннадий. Слышны взрывы, он приседает. – Все, нас заметили с вражеских дронов, оставаться здесь опасно, нужно передвигаться дальше. Всё, мои родные, всех люблю, целую и обнимаю, победа будет за нами. Слава России, слава ВДВ!»

В 1996 г., после срочной службы в воздушно-десантных войсках, он не вернулся в родной город Галич в Костромской области, в котором вырос, а поехал к родителям, жившим в то время на Крайнем Севере, в поселке Приозерном. Его отец Евгений, работал токарем в линейном производственном управлении магистральных газопроводов, мама Галина – продавцом в магазине, и две сестры Варвара и Елизавета. Геннадий пошел по папиным стопам, устроился работать слесарем-ремонтником в службу энерговодоснабжения Приозерного ЛПУМГ. 

«За эти годы Геннадий Евгеньевич проявил себя, как профессиональный, грамотный и ответственный сотрудник, – говорит о нем начальник службы ЭВС Валерий Симхавич Гильгур. ¬– Занимался ремонтом, осмотром и обслуживанием оборудования канализационных очистных сооружений, насосного и компрессорного оборудования, сетей тепловодоснабжения. Имея смежную профессию электрогазосварщика, проводил ремонт труб. Сам по себе он доброжелательный, ответственный человек, хороший наставник. Мы ждали, что он вернется…»

Все в жизни Дормидонтова складывалось хорошо. Дочь Юлия гордилась своим папой, которого приглашали на поэтические вечера, проводившиеся в школе и в поселке, как чтеца своих стихов. Сочиняя каждый из них, он, раскрывая тему, каждую строчку пропускал через душу, вкладывая в нее глубину своих чувств. Вот одно из них, посвященное солдату Великой Отечественной войны, в лице которого, скорее всего, он увидел своего деда – тезку. Он в 1943 году, приписав себе год, в 17 лет пошел на фронт и завершил свой боевой путь 9 мая 1945 года в Праге, в столице Чехии.

«…Двери музея с волненьем открою,
В тихие залы неспешно пойду
И обожжет моё сердце войною,
Словно я там, в сорок третьем году.
Словно слышу я гром канонады,
Чувствую запах горящей земли.
Рядом со мною, живые солдаты,
Те, что из боя потом не пришли.
Пишет письмо молодой пулемётчик:
«Здравствуйте мама, сестрёнка, отец... –
Ровный, красивый, разборчивый почерк…
Глянул, задумавшись, в темень ночную,
Лизнув карандашик, продолжил писать. –
Все хорошо, потихоньку воюю,
За меня не волнуйтесь, родные мои.
Очень по нашему дому скучаю.
Хочется всех вас обнять поскорей».
Так улыбаясь, прилежно, как школьник,
Он дописал для родных письмо.
Ловко, привычно, свернул в треугольник,
И, вновь, словно каменным стало лицо... 
Это письмо молодого солдата,
Я прочитал в гробовой тишине.
Оно, среди всех боевых экспонатов,
Одно, не кричало о страшной войне.
Лежит под стеклом пожелтевший листочек,
Призванный память людскую хранить.
Только читается мне между строчек,
Он написал нам, что мы будем жить!»

Это стихотворение, было написано Геннадием в феврале 2023 г. В то время, он задумывался о том, пойти ли ему добровольно на СВО. Своими мыслями об этом, поделился с нами в следующем стихотворении, бросая вызов фашисткой своре Украины и ее западным покровителям:

«Не смейте говорить мне о морали!
Не смейте моей Родине пенять!
Вы всей Европой силы собирали
И приходили русских убивать.
Освенцим, Бухенвальд, что вы создали,
Забыли Бабий яр? Напомню вновь.
Не смейте говорить мне о морали!
Вам никогда не смыть с ладоней кровь!
Я, этой крови запах ощущаю,
Вы омерзительны жестокостью своей.
Вы слышите меня? Я не прощаю!
Растерзанных, замученных детей,
Напомнить вам блокаду Ленинграда?
Мы помним всё! Никто не позабыт!»

Позывной, который он себе выбрал, «Дора», имел несколько значений. Его интересовало православное понимание этого слова – просфора (хлеб), означающаяся, как дар Божий. Господь Исус Христос, сравнивал Себя с зерном пшеничным: «Аще зерно пшенично, пад на земли, не умрет, то едино пребывает, аще ли умрет, мног плод сотворит». (Иоан. XII, 24; зач. 42)

Это было верой Геннадия в то, что он совершает правильное дело, защищая не только народ, но в том числе и православную веру на Украине, которую нацисты пытаются уничтожить.

28 марта 2024 г. боевой расчет Геннадия, выполнявший поставленные перед ним задачи в освобождении от нацистов г. Артёмовска (Донецкой Народной Республики), был «накрыт» артиллерийским огнем противника. Все погибли. За проявленный героизм Геннадий, Указом Президента Российской Федерации, был награжден посмертно орденом Мужества, и похоронен на Аллее Славы Галичского городского кладбища.

В справке о его смерти была короткая запись: «…погиб, выполняя обязанности военной службы».

«Его гибель для всех нас, жителей поселка, была тяжелой утратой, – говорит председатель профсоюзного комитета Приозерного ЛПУМГ Александр Колесов. – Этот человек был всегда на виду. В парке поселка стоят светящиеся фигуры – «Карета Золушки», «Корабль "Алые паруса"», «Дед Мороз на мотоцикле», которые он изготовлял.

Геннадий один из тех творческих людей, которые мыслят нестандартно, ищут новые решения, оригинальные подходы к обыденным вещам. Он увлекался и поэзией, и фотографией, и видеосъемками, которые представлял на обозрение на выставках, в социальных сетях. Он участвовал в смотрах художественной самодеятельности, в том числе был членом, а потом капитаном команды Клуба веселых и находчивых. Его поэтические сборники «Проба пера» и «Обмакнув перо в чернила, я вам напишу», хранятся в школьной библиотеке и у многих жителей нашего поселка».

В презентации одного из своих поэтических сборников, он сказал: «Видя, как искры творчества в глазах детей и взрослых расцветают, когда они пытаются находить необычные способы выразить себя, хочется, чтобы каждый из нас понял, что внутри нас спрятано бескрайнее море возможностей, и что через искусство мы можем вдохновиться и вдохновить других».

Теперь его нет. Геннадий ушел, оставив в нашей памяти свои добрые поступки, стихи, друзей. И когда о нем говорим, он возвращается к нам, слушает нас, воодушевляет. А по-другому и не может быть, ведь он обещал, перед уходом на СВО, на первой странице своего поэтического сборника, написал: «Я вернусь!»


Рецензии
Честь и слава нашим отважным парням, Иван!

Олег Шах-Гусейнов   18.01.2026 12:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.