Один из миллионов погибших в плену

   Жизнь Захарова Андрея Ивановича (1919-1943), моего двоюродного деда, очень коротка. Имеются краткие сведения во 2-й книге С.И. Клюкина «Засурская старина»: Захаров Андрей Иванович 17 апреля 1919 года рождения, русский, беспартийный. Призван в Красную Армию Порецким РВК в 1940 году. Рядовой красноармеец, стрелок стрелкового полка. Письменная связь с родственниками прервалась в июле 1941 года с адреса: город Сло;ним (Гро;дненская область, Белоруссия). Отец – Захаров Иван Фёдорович, сестра – Захарова Александра Ивановна – проживали в селе Кудеиха. Попал в плен 12 июля 1941 года в районе города Дзержинск Минской области (Белоруссия). Находился в лагере шталаг XD (310) (Витцендорф, Нижняя Саксония, Германия). Лагерный номер 31666. Погиб в немецком плену 24 января 1943 года.
   
   В июле в лагерь XD (310) Витцендорф стали прибывать первые эшелоны с советскими военнопленными. Первое время полностью отсутствуют какие-либо постройки: лагерь представляет собой лесной участок, обнесенный колючей проволокой. Военнопленные выкапывают землянки, чтобы хоть как-то защититься от ветра и дождя. Несмотря на ужасные условия жизни, заключенных Витцендорфа заставляли работать. При лагере существовали различные мастерские. Особо поразило то, что голодных, измученных людей заставляли дарить радость немецким детишкам – делать игрушки. Катастрофические гигиенические условия, недостаточное питание привели к тому, что в октябре 1941 г. начались эпидемии: сначала дизентерия, сыпной тиф и тифозная лихорадка. Военнопленных, которые ещё могли работать отправляли в другие лагеря.
   
   Отрывки из дневника и писем солдата охранного батальона Х.Д.Мейера, который с января 1942 года служил в Витцендорфе.
«20.1.1942. Заразный лагерь Витцендорф... В лагере военнопленных в настоящее время размещены только 5000 русских. Лагерь и охранный батальон из-за сыпного тифа заблокированы.
21.1.1942. Лагерь военнопленных находится в 1 км от села. Он еще не закончен. Прошлым летом русские жили в землянках. Они содрали и съели кору со всех деревьев. До сегодняшнего дня от сыпного тифа умерли 12000, в январе пока 1800. Сейчас в день умирает около 100 пленных, сегодня умерли 94.
25.1.1942. Минус 12 градусов.
26.1.1942. Прошел в первый раз через лагерь военнопленных. Мертвых русских несут мимо нас и обнаженных складывают в отдалении прямо на снег. Назавтра их погрузит и увезет похоронная команда. Прививка от сыпного тифа стоит 170 марок, мне прививку не сделали.
27.1.1942. Как дошло до таких массовых смертей? Русских поначалу специально морили голодом? Хотели избавиться от такого большого количества пленных? Сейчас их откармливают, хотя по нужде, а не по доброй воле им дают только брюкву и картошку. Сначала, когда приходилось жить в землянках, они вообще не получали мяса. Жуткие вещи рассказывали мне сослуживцы из моей роты, вполне спокойные по характеру и заслуживающие доверия. Будто бы имели место случаи каннибализма (...). Находили трупы, у которых из бедер были вырезаны большие куски мяса, а в котелке одного русского - 2 человеческих уха.
Комиссары и политруки «по приказу свыше» изымались из лагеря. Шептались, что их отправляли в Ораниенбург, где расстреливали конвейерным способом. Расстрел происходил быстро. Отобранные вставали под аппарат, выглядевший как прибор для измерения роста, и сразу получали пулю в затылок. Я слышу такие рассказы от старослужащих ополченцев, и доверие, которое они ко мне проявляют, меня радует, но я не знаю, чему из всего этого можно верить. Видимо, нужно признать, что Ораниенбург – не дом отдыха для комиссаров».
   
   Сделав запрос в архив Арользена, удалось установить судьбу двоюродного деда. Из списка советских военнопленных, прибывших 18 октября 1941 г. в концлагерь Бухенвальд, я узнала, что 549-м под лагерным номером 31666 числился Захаров Андрей. В транспортных списках  концлагеря Бухенвальд этого же дня под номером 275 записан Захаров Андрей 17.04.1919 года рождения под лагерным номером 31666. По всей вероятности он был отправлен в концлагерь Заксенхаузен, который находился в самом центре третьего рейха, под Берлином, неподалеку от городка Ораниенбург. Самым ужасным местом в концлагере, куда не хотел попадать никто, была трасса для испытания обуви. Когда заключенных отправляли сюда, то некоторые из них просились в газовую камеру или на виселицу, но только не на трассу. Это была длинная дорога с абсолютно разным покрытием - камни, песок, битые стекла, в общем всё, почему может ходить солдат в ходе боевых действий. На заключённых обували солдатские ботинки не по размеру ноги и заставляли бегать сутками по этой дороге. Зачастую нагружали рюкзаками, макетами оружия и прочим, что может нести на себе солдат. Такой марш-бросок продолжался пока заключенный не падал совсем без сил. Обувь позже обследовали на изностойкость и вносили коррективы в её изготовление.
   
   В сводках об изменениях в концлагере Заксенхаузен от 25.01.43 значится Захаров Андрей 17.04.1919 года рождения под лагерным номером 31666 (военный из шталага XD). Елена Швайгерт из отдела розыска в ответ на обращение сделала приписку: «Ваш родственник умер в концлагере Заксенхаузен. Случай смерти Вашего родственника засвидетельствован в особом отделе ЗАГСа г. Бад Арользена под № 1543, отделение Заксенхаузен».
   
   Мы, наследники победителей, не должны забывать события Великой Отечественной войны, которая затронула каждого. У многих в семье домой не вернулись отцы, деды, сыновья, братья, сестры. Но без сомнения они будут живы, пока мы о них помним. Аристотель утверждал: «Когда забывают войну, начинается новая, память – главный враг войны». Он был прав. Многие страны забыли о той войне, о нацизме, о геноциде. Современные события – следствие этой беспамятности.


Рецензии