Рудный 1
Рассказ
1
О работе Соколо- Сарбайского горно- обогатительного комбината мне было известно со студенческой поры. В августе 1974года меня демобилизовали с рядов Советской Армии, и по направлению института приехал в город Рудный.
Месторождение железной руды в Кустанайской области обнаружил летчик Михаил Григорьевич Сургутанов. В осеннем тумане самолет, перевозивший почту и корреспонденцию, сбился с курса и пролетел над урочищем Сарбай, расположенным в центральной части Кустанайской области. Летчик вел самолет по компасу, над урочищем стрелка компаса заколебалась, запрыгала. Пилот заволновался, снизил полет самолета. Под ним простиралась серая степь с редкими островками коричневых, низкорослых кустарников. На бреющем полете самолет ПО-2 пересек урочище, синюю ленту реки Тобол, ориентируясь по воде речки, благополучно приземлился в городе Кустанай.
Через неделю вновь пришлось летчику лететь с юга области в Кустанай. Он намеренно отклонился от воздушной трассы и пролетел над урочищем Сарбай. Ясная, солнечная погода позволяла рассмотреть окрестности, создавала прекрасное настроение. Пилот самолета внимательно следил за показаниями приборов. На подлете к урочищу Сарбай стрелки компаса заволновались, чем ближе подлетал к реке Тобол, амплитуда колебаний возрастала, затем уменьшалась. Летчик изменил курс и повел самолет параллельно речки Тобол. Стрелка компаса и на этом направлении вела себя беспокойно. О своём открытии он известил своё начальство и написал докладную записку в геологическое управление. Это событие, произошедшее в 1949 году, послужило основой геологических изысканий.
Геологи обследовали местность в районе урочища Сарбай и нашли крупные залежи магнетитовых руд, приуроченные к двум месторождениям Сарбайскому и Соколовскому. Освоение железорудного месторождения началось в середине пятидесятых прошедшего века. Строились крупные рудники, возводились корпуса предприятий по обогащению железных руд. Одновременно появились небольшие поселки, застроенные одноэтажными и двухэтажными домами, палаточные городки, которые явились начальной, отправной точкой строительства города Рудный, возникшего в 1957году.
Справа по реке Тобол раскинулся молодой, красивый многоэтажный город горняков – Рудный. На реке Тобол появилось водохранилище, которое обеспечило водой коммунальное хозяйство города и предприятия комбината. Между речкой и городскими кварталами жители города посадили деревья и кустарники, образовалась лесополоса, «легкие» города. Город состоял из нескольких районов, отделенных друг от друга оврагами, логами и участками травянистой степи.
В 1974 году Соколо- Сарбайский комбинат состоял из двух рудников : Сарбайского и Соколовского, обогатительных фабрик, ремонтного, механического завода, автотранспортных предприятий, железнодорожного депо с разветвленным путевым хозяйством, энергосистемы. Многочисленные организации и службы обеспечивали бесперебойную работу огромного комбината.
Труд современного горняка по-прежнему труден, но очень изменился. Горняки управляли мощными, сложными экскаваторами, самоходными буровыми установками, карьерными, многотонными самосвалами, электровозами. Они имели специальную подготовку и были высоко квалифицированными специалистами.
Шагающие экскаваторы осуществляли вскрышу рудного тела, перемещали, пустую породу в отвал. Буровые установки бурили в железной руде многочисленные скважины. Специализированные машины привозили взрывчатые вещества, закладывали их в пробуренные скважины. После проведения всех регламентных работ по выполнению правил техники безопасности, взрывники осуществляли подрыв рудного массива. Затем карьерные экскаваторы, своими ковшами вместимостью 8 м кубических, грузили железную руду в мощные, карьерные самосвалы, типа БелАЗ, которые доставляли руду на промежуточный склад. Далее экскаваторы нагружали железнодорожные вагоны рудой. Электровозы отвозили железную руду на обогатительные фабрики, где получали рудный концентрат с повышенным содержанием железа. Основные предприятия комбината работали в две – три смены.
Молодой город быстро стал производственным и культурным центром первоначально области, затем республики Казахстан. Населяли его молодые люди, строители и горняки, прибывшие с разных уголков Советского Союза. На предприятиях города трудились по направлениям молодые специалисты, которые окончили высшие и средние учебные заведения. Многие инженеры и техники создавали семьи и продолжали работать в городе Рудный.
Поселили меня в общежитие комбината, в комнате на третьем этаже. В течение двух лет со мной по соседству проживал казах, помощник машиниста электровоза. Трудился он в три смены, по скользящему графику. В связи с этим редко вместе проводили свободное время. Он познакомил меня с казахами, проживающими в городе. Несколько раз ходили с ним в гости в казахские семьи.
В быту они придерживались традиционного уклада. В квартирах отсутствовали кровати, диваны, столы, стулья, Сидели казахи на циновках, для сна использовали постельные принадлежности, которые стелили на ковер пола. Утром белье убирали в шкаф. Для обеда на ковер клали белую скатерть. Вокруг скатерти ставили циновки, невысокие пуфики. На них размещалась казахская семья. На специальной тумбочке стоял цветной телевизор. В нише книжного шкафа находился магнитофон, тут же радиоприемник. Казахи в повседневной жизни использовали бытовые: пылесос, стиральную машину, газовую плиту, утюг и т.д.
В казахской кухне основу составляли мясные блюда из баранины, конины, говядины: лагман, манты, бишбармаг, плов,пельмени, кувырдаг и т. д. Лепешки заменяли обычный хлеб. На скатерти в вазочках покоились обычные сладости: конфеты, печенье, вафли. Индийский чай разливали в пиалы. Мужчины водку пили из рюмок, а женщины вино.
В общежитие перед сном вели беседы на разные темы. Казах Козибеков рассказывал о своей родине, о южном Казахстане, о работе на электровозе, о том, как оказался в городе Рудном. Он был невысокого роста со смуглым лицом округлой формы, которое имело следы детской болезни корь. Именно Козибеков помог мне быстрее адаптироваться к местным условиям жизни.
Прошло более пятидесяти лет. Отсутствует страна, где мы вместе трудились, делили радости и печали. В моей жизни произошло много изменений, разное видел, постарел. Так получилось, что в течение 10 лет жил в общежитиях, часто ездил в командировки, длительное время лечился в разных медицинских учреждениях. В комнатах общежитий, гостиниц, палат рядом со мною находились мужчины разных возрастов, профессий, национальностей, вероисповедания, мировоззрения. Каждый имел свою историю жизни. Чаще всего мы ничем не были связаны, кроме совместного проживания и частичного время провождения. Конечно, свои тайны друг другу не рассказывали, но мнения, видения событий, взаимоотношения высказывали прямо и искренне.
Казахи, с кем я общался, в основном любили свою родину, гордились Казахстаном. Они стремились изучать историю своего рода, края. В Казахстане издавалось много литературы о жизнь казахов в прошлом, о предках. Печаталась псевдоисторические монографии, где превозносилась роль казахов, их государственность, замалчивали или негативно писали о царской России. Литература, ничего не имеющая с действительным ходом событий, отрицательно влияла на умы и настроения коренного населения.
В многотысячном коллективе комбината трудились представители разных народов и национальностей, На заводе работали люди 32 национальностей: русские, украинцы, татары, башкиры, белорусы, немцы, казахи и т. д. . В управление комбината, завода были представители разных наций, дискриминации по национальному признаку не было. Знания и добросовестный труд являлся критерием продвижения по служебной лестнице. Длительное время генеральным директором комбината трудился, очень уважаемый человек Николай Фадеевич Сандригайло, украинец, а управляющим строительным трестом Я. М. Гиммельфард, немец. Директором завода работал Никитин, а цеха ремонта оборудования - Иван Егорович Кутузов, оба русские.
В бытовом плане не все было благополучно. Предприятия комбината находились на значительном расстоянии, в отдалении от города Рудный. Ранним утром автобусы развозили рабочих по предприятиям. Теснота, толкотня, все спешили. По своим делам в автобусах ездили пожилые казашки, которые всегда высказывали недовольство: « Наехали, тут, нам места нет». В выцветших, плюшевых жакетах они сидели на автобусных сиденьях, рядом находились баулы. Они доставляли овощи на базар. По всей видимости, казашки не понимали, что пришло новое время, появился рудник, город. В этих условиях необходимо всем мирно жить и трудиться
Рядом с казашками стояли рабочие, которые считали этот город своим. Они приехали в травянистые степи по комсомольским путевкам. Первые годы жили в палаточном городке. Строили его, возводили корпуса предприятий. Сейчас трудились на комбинате, выдавая стране качественное металлургическое сырье. Молодые парни и девушки связали свою судьбу, жизнь с прекрасным городом на реке Тобол. Здесь родились их дети, у которых родина город Рудный, Казахстан. Название некоторых улиц Украинская, Киевская говорили о том, что в палаточном городке проживали выходцы с Украины. Много в городе проживало людей с других уголков СССР.
Январь 2026 год Алексей Иванов – Уситовский 2
Свидетельство о публикации №226011601500
Всё-таки самый лучший писатель-это жизнь. Вы очень талантливо, интересно написали и поэтому читается легко. Познавательный рассказ для людей молодых и для тех,кто нашего возраста и имел счастье жить в Советском Союзе.
Абаева Валентина 17.01.2026 21:08 Заявить о нарушении