Вода зовёт или кофе в постель
Собираемся весело. Всё время шутки и смех. Группа из шести человек: четверо на вёслах и два пассажира. Пассажиры, ясное дело – «тётки», это мы с дочкой Анной. На вёслах: Дима Сенотрусов (командир), Паша Распутин (который умеет всё и даже больше), Слава Кочергин (медленно запрягает, но быстро везёт) и Хафиз Яхин (фотограф и новичок на воде).
Сплавляться собираемся по реке Неручанда. Начнём где-то в среднем её течении, примерно от её притока Наледной. Затем впадём в реку Слюдянскую и выйдем на просторы Байкала. Окончание маршрута на турбазе ЭХО, что на Слюдянских озёрах. Планируем две, максимум три ночёвки. Чтобы не отвлекаться на вопросы питания, делаем так: распределяем дежурства по кухне, и каждый решает сам, чем кормить группу в своё дежурство, чем её удивить и порадовать.
На начало маршрута забрасываемся машиной спасателей – ГАЗ 66. Параллельно с нами на маленьком юрком катамаране пойдёт спасатель Виктор Карпов со своим средним сыном Романом. Виктор рыбак и для него это не просто работа, а ещё и приятный отдых. И нам спокойней.
После первой ночёвки, на берегу разговорчивой Неручанды, удивляет Хафиз. Он дежурит. Мы ещё пребываем в сладкой дрёме в палатках, а он несёт нам кофе в постель. Да не просто так, а на изящном подносе, в маленьких фарфоровых чашечках. Кофе и пирожные радуют нас с Анюткой безмерно. Смотрю на Пашу, который воспринимает всё невозмутимо, словно его так каждое утро балуют в походах, и удивляюсь ещё больше!
Неручанда река неширокая, но беспокойная. Вода прыгает на многочисленных камнях, которые торчат из воды в хаотичном порядке. Всё у нас готово к старту. Вещи упакованы, привязаны к каркасу катамарана. Мы, согласно купленным билетам, устроились каждый на своём месте: Паша с Димой впереди, Хафиз со Славой на корме, мы с Анюткой, уютной кучкой, посередине, как и положено пассажирам. От нас мало что зависит. Можем только голосом «помогать». Впервые я была в такой роли на катамаране, и скажу вам правду: быть пассажиром на летящем в неизвестное судне, самое сложное дело.
На старте смотрю на Хафиза. Он пристёгивает темляком на запястье левой руки, мыльницу (фотоаппарат).
- Зачем? - спрашиваю его.
- Странный вопрос, - отвечает Хафиз, - фотографировать буду.
- Лучше убери его, а то не ровен час – утопишь!
На всякий случай, предлагаю Хафизу поменяться ролями: я за весло, а он на место пассажира. Не соглашается. Но мыльницу всё же убирает в рюкзак.
И вот он долгожданный момент: «Поехали!»
Река нас сразу взяла в оборот и закрутила, команда ещё не слаженная. Катамаран тыкается носом то в правый берег, то в левый, а то и вовсе разворачивается кормой по ходу движения. В одном месте закрутило, как юлу, и наше судно одело на первый же завал из сухих ёлок, как рыбу на вилку. К таким моментам приводит пока ещё неопытное руководство со стороны Капитана. Делать нечего. Незапланированный отдых на берегу, ремонт.
Команду на себя берёт Пашка. У него самый большой опыт. Ему нужно было бы на корме сидеть, а не на носу. Хафиз яростно отпихивается ногой от берега, веслом работает беспорядочно. Но мало-помалу все привыкают и начинают работать более дружно и слаженно. Идём вдоль правого берега, по левому много камней. Неожиданно, впереди возникает, наклоненная над водой, берёза. Пашка коротко командует: «Ложись!», и мы откланяемся назад, удачно проходим под деревом. Но не всё так просто.
– Стойте! – отчаянно кричит Анютка, - Хафиза нет, и Славы тоже нет!
Оглядываюсь назад и вижу такую картину: на наклоненной берёзке висят, как две тряпочки, наши кормовые, а их вёсла проплывают мимо нас - вниз по течению. Зачаливаемся на ближайшем острове. Слава, хотя и долго думает, но быстро бегает (спортсмен же!) Он шустро спрыгивает с берёзы и бегом по берегу догонять своё весло. Так и догнал же, и выловил! Хафиз (интеллигент) не такой расторопный, и его весло удачно уплывает навсегда. Слава ещё делает безуспешные попытки догнать его, но куда там! Гуд бай, орудие труда!
Собираемся все на небольшом островочке (ребята переходят рукав реки вброд). Объявляется внеплановый обед. Хафиз мрачнее тучи. Но, не беда! С нами же Пашка Распутин, не зря же его друзья зовут Кулибиным. Он находит подходящую сухую ёлку, и с песней: «В лесу родилась ёлочка», делает вполне себе сносное весло. Для этого, он распускает дерево вдоль волокон и вытачивает из него лопасть вместе с ручкой. И всё это только с помощью одного топора. Вот, что значит, потомственный помор!
После обеда, отдыха и маленького потрясения, мы продолжаем наш маршрут. Паша и Слава теперь у нас на корме. Димка хоть и официальный командир, а Пашка реальный. Хафиз крепко сжимает в руках вновь приобретённое весло и тихо радуется. Все остальные тоже в бодром настроении. Но вскоре река преподносит ещё один сюрприз: всё русло перекрывает большой завал из сухих деревьев, старых брёвен и разного другого растительного хлама. Пашка вовремя обнаруживает непроходимый завал, даёт команду, и мы опять на берегу своенравной реки. Приходится обносить катамаран берегом метров 100 или чуть больше, и мы снова на воде.
Проходим до стрелки с рекой Слюдянка, теперь можно выдохнуть: эта река более полноводная и широкая. Но расслабляться рано. Течение быстрое. Лавируем между камнями. Слышу, как Слава рассуждает, как будем обходить очередное препятствие, в то время как это препятствие неумолимо приближается. И, кажется порой, что столкновение неизбежно, но каким-то немыслимым образом, двумя-тремя сильными гребками, Слава уводит катамаран в нужном направлении, и мы, счастливые, продолжаем свой путь.
После очередного отдыха, меняем кормовых. Теперь на корме Слава и Дима. День стоит ясный, но солнце не помощник, оно светит в глаза и, вместе с бликами на воде, сильно мешает разглядеть очередное препятствие. Я вижу, что впереди огромный валун, и вода мощной струей перекатывается через него. Слышу рассуждения Славы: «Так, впереди большой камень. Как будем его проходить, Дим? Справа, или слева?» А камень неумолимо приближается и он прямо по курсу нашего судна. Опять слышу Славу: «Наверное, лучше справа обойдём, или слева. Слышишь, Дим, как лучше?» Дима не успевает ничего сообразить, не то, что бы ответить.
БАЦ! И мы сидим на камне! Картина Репина…, ну сами понимаете.
Дальше вопрос по Чернышевскому: «Что делать?» Прыгать в бурлящий поток стремительной воды никому не хочется. Да и не безопасно. Вода собьёт с ног и унесёт вниз по течению не хуже того весла, что потерял Хафиз. Да ещё и о камни побьёт. Спасжилет, в лучшем случае, поможет Карпову найти позже, где прибило твоё тело.
И тут Пашке приходит в голову, совершенно простая, как сама жизнь, идея: «Дима, попрыгай, может быть, нас сбросит с камня?» Но, Паша не учёл внушительный вес Димочки. Тот подпрыгнул, сидя на баллоне, пару раз, и раздался взрыв: баллон лопнул! Хорошо, что в одной гондоле их по два. Но зато после этого эксперимента, катамаран нехотя сполз с камня, накренившись на один бок. Каким-то образом его удалось удержать наплаву и причалить к берегу.
На берегу нас ожидали Карповы. Ну, надо же! Именно сейчас, именно в этом месте! Словно они предполагали наш прокол. А может быть, им просто понравилось место, и они решили здесь заночевать? А нам-то сам Бог велел остановиться на ночёвку. Вытаскиваем катамаран, обследуем его, обнаруживаем, что не только гондола лопнула, но ещё и чехол на камнях изрядно потрепало. Предстоит капитальный ремонт, ужин, отдых. Всё как положено в водном походе.
Утро заключительного дня нашего маленького похода не предвещало ничего неожиданного. Всё было более чем хорошо! Отремонтированный (почти новый) катамаран, отдохнувшие и сытые мы, более или менее спокойная река при её впадении в Байкал. И вот он родненький «Славное море, священный…» И сразу такая расслабуха! И опять шутки, смех и хорошее настроение. И даже вёслами работать лень. Но, у нас есть начальник и он строгий. Ругается, что еле тащимся по озеру. Но нам после перенесённых приключений совсем не хочется торопиться…
А Слава (ещё тот язва) не упустил момента «укусить» Диму: «Так ты, оказывается, только по тихой воде командир» - сказал он негромко, но так, чтобы услышали все.
P.S. Кстати сказать, Дима стал активным и очень известным организатором многочисленных путешествий, как водных, так и пеших. Он водит группы по Алтаю, Монголии и Байкалу. Его путешествия круглогодичные: летом с катамаранами, зимой пешком по льду Байкала с санями-волокушами. С ним ходят взрослые, дети, семейные группы. И я участвовала в его зимнем походе вокруг острова Ольхон. Было классно!
Свидетельство о публикации №226011600198