О даче и бабушке

Холодной зимней ночью, под треск дров в печи, самое время для воспоминаний. И почему-то вспоминается лето: тепло, дача.

Три месяца на даче с бабушкой. Дача у нас была так, одно название: небольшой сарайчик с верандой, и всё. Стандартные шесть соток, и то считалось почти роскошью в середине девяностых. Трудно представить, но не было в нашей жизни ни интернета, ни телефона, да что там, у нас телевизора не было.

В сарайчике стояла печь-буржуйка, стол туристический складной со стульями, сбитая из старых досок двухъярусная кровать для меня с сестрой и то ли тахта, то ли что-то подобное для бабушки и младшего брата. Если не было электричества (что частенько случалось), бабушка топила печь, чтобы приготовить завтрак. Очень хорошо помню духоту и жар от растопленной буржуйки летним утром. Просыпаешься от того, что нечем дышать, а спала я на верхнем ярусе. Не проветрить наш домик, окна не открыть, было оно маленькое, самодельное и не открывающееся.

Помню, однажды над печкой загорелась стена. Уж не знаю, что было причиной: раскалённое масло или искра из топки. Страха не было, был какой-то детский азарт и воодушевление. Потушили быстро, слава богу, но долго потом одна стена была чёрной, пока её не заклеили невесть откуда взявшимися старыми обоями.

Всё время мы проводили на улице. Или помогали на небольшом огороде бабушке, или рыбачили на пожарном пруду, благо добрые люди запустили туда карасей, или гуляли в лесу.

Дождливые дни я не любила, пережидать непогоду мне приходилось только лёжа на втором ярусе кровати, ибо сидеть внизу было особенно негде.

Бабушка почти всегда читала. Это были и романы, и детективы, и классическая литература. Я всегда удивлялась этому. Несмотря на то, что из-за войны окончила только четыре класса, она очень много знала и постоянно читала.

Через много лет, когда я уже выросла, а бабушка не смогла читать, зрение стало подводить, я ей включала аудиокниги.

Одним из моих, поначалу нелегальных, занятий в непогоду стало рисование на стене моего второго импровизированного этажа. Я брала газету, выискивала там карикатуры и смешные рисунки и пыталась скопировать их в точности на обои. Поначалу не получалось, конечно, но потом у меня вся стена была изрисована небольшими сюжетами.
Честно, не помню, как тогда отреагировали взрослые. Но навык копирования шаржей остался у меня с тех незапамятных времён.


Рецензии