История семьи

История семьи – относительно новое направление в исторических исследованиях. В современной историографии история семьи пусть и лишена четкого и осязаемого предмета, который также является предметом дискуссий исследователей, тем не менее представлена как в российской, так и в мировой историографии и продолжает развиваться.

Согласно установившейся историографической традиции, история семьи как отдельная дисциплина начала складываться лишь в середине 1960-е гг. под влиянием исторической демографии. Именно тогда методика изучения больших данных, а также социология пришли к позиции, что социология семьи может стать частью социологии. Уже в 1970-е гг. на основе социологии семьи возникает фамилистика, которая стала первым последовательным и систематизированным научным направлением, в рамках которого изучается история семьи. Однако сенсационным стало появление книги французского исследователя Ф. Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке» (1960). В ней историк признал, что на протяжении многих десятилетий историки-демографы не замечали вопросы семейной жизни и статуса детства в истории, однако со временем ситуация изменилась и историки стали заниматься изучением семьи с точки зрения социализации и жизни семьи в городских и сельских районах Франции [1, C. 13].
 
Но истоки формирования истории семьи зародились гораздо раньше. Российский исследователь О.Б. Орлов говорит, что начало изучению семьи положил швейцарский историк права И.Я. Бахофен, который в 1861 году написал научный труд «Материнской право», в которой выдвинул тезис «об универсально-историческом развитии первобытного человечества от первоначального беспорядочного общения полов к материнскому, а затем отцовскому праву» [10]. В этом направлении затем работали представители эволюционистской школы (Л. Леббок, Д.Ф. Мак-Леннан и другие).
 
Наряду с этим развивается и российская историография изучения русской крестьянской семьи. И если изначально исторические (и художественные) труды по истории семьи и крестьянства носили характер пасторали, а также существенной идеализации крестьянской семейной жизни [3], то в ко второй половине XIX века стала формироваться отечественная научная историография, посвященная семьи. Примечательно, что поначалу в этом направлении много сделали представительницы женского движения, которые весьма разнопланово, но одновременно весьма точно посмотрели на историю семью с точки зрения истории женщины и прав женщин. Эта тенденция в целом соответствовала периоду в развитии женского движения, основная активность которого пришлась на вторую половину XIX – начало ХХ веков [13]. Не удивительно, что именно в этом время появился целый ряд научных исследований, направленных на познание семьи, как социального института. В ряду авторов следует выделить А.М. Коллонтай, как одну из наиболее выдающихся представительниц женского пола, изучивший вопрос с положением женщины в России. Как писала французский историк Элен Каррер д`Анкосс, Коллонтай поднимала настолько острые темы, в том числе, в области сексуальных отношений, которые отличались редкой амбициозностью, но не могли быть восприняты даже в прогрессивных кругах европейской социал-демократии [7, C. 53]. В частности, за короткий срок Коллонтай реализовала литературные проекты «Общество и материнство», «Отношения между полами и классовая борьба» и другие. В них Коллонтай отмечала, что семейные и сексуальные отношения напрямую связаны с социальным устройством общества и им объясняются. 

В области советской историографии историю семьи рассматривали академик С.Я. Вольфсон и другие. Дисциплина в советской историографии фактически полностью отсутствовала, что дало историкам рассматривать вопросы семьи и ее статуса в широком историческом контексте, однако, крайне фрагментарно. Фактически не вышло полноценных исследований по истории семьи, однако, отдельные примеры показывали, что история семьи как направление заинтересовывало исследователей [9].

Ситуация принципиально изменилась на рубеже 1980-90-х гг., когда целый ряд отечественных историков стали подходить к данной теме более серьезно и осознанно. Под воздействием международных тенденций, связанных с именами знаменитых западных историков Н.З. Дэвис, Ф. Арьеса и других, семейная история стала развиваться и в России. В последние годы вопросы, связанные с историей семьи в целом рассматривались даже в контексте гендерной истории, хотя существенный акцент на жизнь женщины в этом направлении зачастую ставили вопросы на семейной истории под сомнение. Классик отечественной истории Л.П. Репина признала, что семейная история может рассматриваться и в интеллектуальной, и в социальной, и в локальной, и в «персональной», и в гендерной истории, и, разумеется, в истории памяти [11, C. 65, 81, 172, 302, 424, 525]. Французские историки в свою очередь и вовсе смогли отнести семейную историю к истории частной жизни, что тоже весьма оправдано [5].

И тем не менее, сегодня нельзя назвать семейную историю одной из важных направлений отечественной исторической науки. Но целый ряд исследований вписывают историю семьи в культурную историю или историю повседневности. Например, Мэрилин Ялом смогла рассмотреть историю семьи с точки зрения истории жены. Исследователь с самого начала верно определила главный принцип, который влияет на развитие брачно-семейных отношений и его эволюцию во времени. Она написала: «В наше время слово «жена» лишилось столь однозначного посыла. Теперь оно не подразумевает, как это было раньше в кругах среднего и обеспеченного классов, что женщина находится на содержании у мужа. Это больше не единственный путь к сексуальным и домашним радостям, так как люди, не состоящие в браке, теперь сожительствуют так открыто, как никогда раньше» [14, C. 10]. В этом же направлении работают Ж.-К. Болонь, сформулировавший исследовательские подходы к изучению истории безбрачия. Историю семьи с точки зрения истории расставаний смог передать С. Мельхиор-Бонне в новом классическом исследовании «Оборотная сторона любви». Целый ряд исследований смогли сохранить привычную оптику и рассказать об истории детей в доме и материальной культуры раннего детства, чему оказалось посвящено классическое исследований К. Калверт. Но отечественная историография также оказалась обогащена исследованиями семейной жизни. Если журналист О. Ивик посмотрел на историю семьи как историю брака и безбрачия, А Шокарева обратила внимание на историю семьи в контексте культуры общения в ней [2, 4, 6, 8]. Эту исследовательскую оптику она предложила на примере дворянской семьи начала ХIX века в русле истории повседневности и сделала следующий вывод: «Культура общения в семье — это важный элемент культуры повседневности. Она служит индикатором развития отдельной семьи и общества в целом» [12, C. 5].

Таким образом, можно подвести определенный итог, что несмотря на то, что семейная история пока еще не заняла точного и устойчивого положения в научном знании, в направлении истории семьи работают масса исследователей, которые предлагают свой взгляд на традиционные проблемные вопросы истории семьи. Куда завернет «семейную историю» на новых поворотах исторических дискуссий покажет время.

Литература:
1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц. Я. Ю. Старцева при участии В. А. Бабинцева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.
2. Болонь Ж.-К. История безбрачия и холостяков / пер. с фр. О. Смолицкая. – 2-е изд. – М.: Новое литературное обозрение, 2016. – 480 с.
3. Вдовин А.В. Загадка народа-сфинкса. Рассказы о крестьянах и их социокультурные функции в Российской империи до отмены крепостного права. – М.: Новое литературное обозрение, 2024.
4. Ивик О. О брачной и внебрачной жизни. – М.: Новое литературное обозрение, 2020. – 688 с.
5. История частной жизни: под общей ред. Ф. Арьеса и Ж. Дюби. В 5-ти тт. – М.: Новое литературное обозрение, 2022.
6. Калверт К. Дети в доме. Материальная культура раннего детства, 1600–1900. – М.: Новое литературное обозрение, 2009. – 288 с.
7. Каррер д`Анкосс Э. Александра Коллонтай. Валькирия революции. / пер. с фр. А.Ю. Петрова. – М.: Политическая энциклопедия, 2022.
8. Мельхиор-Бонне С. Оборотная сторона любви. История расставаний / пер с.  фр.  О.  Панайотти. – М.:  Новое литературное обозрение, 2023.
9. Миненко Н.А. Городская семья Западной Сибири на рубеже XVII–XVIII вв. // История городов Сибири досоветского периода. Новосибирск, 1977.
10. Орлов И.Б. Семейная история: от истории домохозяйства к вопросам внутрисемейных отношений // Вестник Тверского государственного университета. Серия История. – 2009. – № 2(19). – С. 67-76.
11. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже ХХ - XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. – М.: «Кругъ», 2011.
12. Шокарева А. Дворянская семья: культура общения. Русское столичное дворянство первой половины XIX века. – 3-е изд. — М.: Новое литературное обозрение, 2023.
13. Юкина И. От дам-патронесс до женотделовок: История женского движения России. – М.: Новое литературное обозрение, 2024. 
14. Ялом М. История жены / пер. с англ. Д.  Панайотти. – М.: Новое литературное обозрение, 2025.


 


Рецензии