Калейдоскоп её судьбы

                Каждый делает свою судьбу, и каждого она делает. /Иван Тургенев/

   Жизнь моей героини подобна калейдоскопу, в котором складываются разные узоры детства, юности, зрелости. Её история заслуживает внимания. Жизнь закалила Любовь Алексеевну с детства. Детство.… Это самый лучшей период в жизни, от которого остаются самые лучшие и яркие воспоминания. А какие воспоминания о детстве у моей героини? Да и не только о детстве…

   Когда её отца, Кузнецова Алексея Аверьяновича, призвали в Красную Армию в 1939 году, семья жила в Шадрихе, и у его жены Анны Алексеевны на руках осталась годовалая дочь Валя и малютка Любочка, которой был всего 1 месяц. Что может помнить маленькая девочка? Но Любовь Алексеевна помнит, потому что, как она говорит: «у меня не было детства», и эти годы, с того момента когда ей исполнилось 4 года,  стоят в памяти перед нею. Её мама была всегда в работе – дома, в колхозе. За детьми присматривала слепая бабушка. Сготовит Анна Алексеевна еду на целый день: мятая картошка вместе с толчёной крупой, поставит чашку на стол с этим варевом и чашку квашеной капусты. Девчонки набегаются на улице, прибегут домой, ложкой наберут себе уже засохшую еду да капусту – тут и завтрак, и обед, и ужин.  Когда с весной появлялась зелень,  детишками бегали на опушку леса за п;стушками, барашками, диким луком. А когда появлялась трава кудрявка, то порой девчонок было и не узнать – наедятся этой травы – вокруг рта коричневые круги, - не отмоешь! До 12 лет Люба не знала вкуса хлеба. А про сахар, конфеты и говорить нечего. Вместо сахара сушили нарезанную на ломтики сахарную свёклу, - вот и весь сахар. Впервые Анна Алексеевна купила дочкам кругленькие конфетки уже после войны, но до сих пор она помнит вкус этих конфет.
 
 Семья даже не знала о том, жив Алексей Аверьянович или нет. В декабре 1943 года пришло извещение, что он пропал без вести. Я собирала данные об её отце, Кузнецове А.А., и нашла на сайте «Память народа» сведения о его наградах. Он был награждён медалью «За оборону Ленинграда» в 1943 году, медалью «За боевые заслуги» в 1944 году, орденом Славы III степени. На сайте есть запись, что Алексей Аверьянович погиб, оказывается, в апреле 1945 года! Но семья об этом ничего не знала. Помощи им не было никакой. Анна Алексеевна перебивалась с трудностями, растила дочерей. И  Люба с 8 лет стала помогать матери на ферме доить коров. В 12 лет она заменила мать на работе, когда ту положили в больницу. Трудодни начисляли матери, чтобы сохранить группу коров, потому что Люба была несовершеннолетняя. Электричества, холодильников не было. Доили вручную. Она и на ферме, и дома стала незаменимой помощницей матери.

   Люба в Шадрихе окончила начальную школу, в 5 класс ходила пешком в Кудеиху. Жили в семье бедно, и она, проучившись в Кудеихе год,  оставила учёбу - стала работать на строительстве Шумерлинской дороги. Вместе с ней работали девушки 1930-31 годов рождения, она на 8-9 лет моложе их. Но наравне с ними носила камни, песок, чтобы потом трактор утрамбовал на дороге массу. Неделю жили в вагончике за селом Алгаши, а на выходные пешим ходом - в Шадриху. С 15 лет в 1954 году стала работать в шадрихинском колхозе «Победа», была и дояркой, и свинаркой, и овцеводом, и инкубаторских цыплят выращивала. На полевых работах ей не было равных. А как наловчилась косить – мужики за ней не успевали. А певунья какая! «За целый день наработаешься так, что спины разогнуть нет сил, а вечером всё равно в клуб бежишь. Жили хоть и тяжело, да нам-то, молодым, и погулять охота. По очереди в домах устраивали посиделки, у нас домик был маленький, так тётка всегда говорила, «А ты, Любушка, ко мне девчат зови, когда твоя очередь подойдёт, уж больно я люблю слушать, как ты поёшь». Иногда молодежь выкупала дом для гулянья», - рассказывает Любовь Алексеевна.  Любили её люди и за трудолюбие, и за звонкий голос в Шадрихе.

   Подрастала Любовь, женихи стали заглядываться на красавицу. Возвратился в Шадриху после почти 5-летней береговой службы на Тихоокеанском флоте Николай Ураков. Приглянулась ему Люба, надумал он жениться, а мать не хочет – больно бедовая девка, да из бедной семьи. Но он не отступился. И после рождественских праздников в 1959 году сыграли молодые свадьбу. Как она выразилась, что «меня не брали, а я вот взяла и вышла за Николая». Месяцев восемь жили в г. Шумерля, а после создания совхоза «Засурский» уговорили Николая Степановича на работу комбайнёром, как раз началась уборка урожая. Снова стали жить с его родителями.

   Любовь ходила на бригадные работы, записывала выходы на свекровь, чтобы той начислили пенсию. С июля 1961 года была уже сама оформлена    птичницей. Родители вскоре разделили дом, себе оставив большую часть дома, прорубив входную дверь, а им комнату в 2 окошка оставили. В декабре 1966 года совхоз выделил им 3-х комнатную квартиру в Кудеихе. 10 марта 1967 года была открыта совхозная столовая  и её перевели работником столовой, а на следующий год она уже становится поваром, доплачивали ещё 20% как заведующей. Хорошо помнят то время рабочие совхоза, когда в столовой не только готовили для них вкусные обеды, но замечательный говяжий холодец. Никто не знает, сколько ей надо было приложить физических сил, чтобы разделать говяжью тушу, разрубить кости – это не всегда под силу мужику,  а не только 35-летней молодой женщине. Но она не жаловалась, только иногда придёт в контору высказать о качестве вынужденного забоя (тёлка не растелилась), когда на туше кости, да кожа, а ей котлеты надо делать для рабочих. 26 лет было отдано этому нелёгкому труду при стаже 37 лет. В 1989 году в год её 50-летия Любовь Алексеевне была вручена медаль «Ветеран труда» за добросовестное отношение к труду.

   Всё в её руках спорилось и работа, и домашнее хозяйство. Держали корову – надо сено заготовить. Со свиноматками было хлопот много – поросят надо вырастить и на рынке продать, мясо реализовать. На огороде тоже хлопот полон рот. Николай Степанович был хорошим хозяином и помощником, любящим мужем и отцом. Увлекался фотоделом, с детьми играл в шахматы. Каждый год в семье наряжали ёлку. Его в совхозе уважали. Долгое время он заведовал газовым хозяйством, обслуживал население баллонами. Но болезнь не пощадила его, в 1988 году 3 октября его не стало. На вопрос о том, как они прожили, подумав, ответила:  «Мы любили друг друга по-настоящему. А если любишь, то и понимаешь, и прощаешь, и заботишься. Мне кажется, что мой муж, с годами стал мне дороже за его любовь и понимание ко мне. И еще скажу: мы были верны друг другу. А это - прочная основа любой семьи, где есть настоящее чувство».

  Ещё скрашивало жизнь Любови Алексеевны увлечение песней. Солистка хора она с большим чувством исполняла старинные народные и современные песни. Сколько задора, темперамента у неё было, когда звучали плясовые мелодии!
В 1993 году поехала на заработки в г. Нижний Тагил работать на хлебозаводе, чтобы пенсия была хорошая. После выхода на пенсию снова вернулась в Кудеиху.

   22 апреля ей исполнится 87 лет. Несмотря на возраст, она спокойно может наколоть дров, косить траву, засадить огород и убрать урожай. Дочь Елена живёт в Кудеихе, а сыновья в Нижнем Тагиле. У Любови Алексеевны две внучки и три внука, четыре правнучки. Болит у неё душа за внука Олега, участника спецоперации на Донбассе. Сыновья каждый год стараются приехать и помочь ей в хозяйственных мужских делах. Летом дом оглашается детским голосами, наполняется гостями. Были в её жизни  моменты и радости, и печали. Все это перемешалось в калейдоскопе её жизни. Пусть же на склоне лет у неё будет больше радости, солнечного света и тепла!
(На снимке семья встречает 1972 год).


Рецензии