Армения 2024. До поездки на Севан
Сегодня в ночь мы провожали Наташу и Сашу. Пока ожидали их внизу на ресепшине, ещё раз «прикинули» чем займёмся в оставшиеся три дня. Игорь (как всегда «заодно») уточнил оплату наших весьма «нескромных завтраков» (более 6 тыс. руб.). Решили отказаться от этой «привилегии», если предстоит оплачивать их из своего кармана – мы уже присмотрели сравнительно недорогое кафе, где можно за одну тысячу наших рублей вполне прилично поесть. Собственно ресторан отеля предлагал на наш взгляд излишне разнообразное меню (естественно с заоблачными ценами). Нас вполне устраивали следующие блюда: каша овсяная на воде, творог со сметаной с мёдом и сухофруктами, омлет в «переменку» с яйцами всмятку, чай, кофе и немного сдобы. А пока всё оплачивал Александр, Игорь не ограничивал себя: клал на тарелку кусочки сёмги или сельди, овощи свежие и солёные, различную мясную и сырную нарезку, сосиски на гриле, заказывал омлет с ветчиной, а также кашу, и творог со сметаной, и «фреш» ; свежевыжатый апельсиновый сок. А ещё, глядя на меня, брал стаканчик йогурта с малиной! Фрукты позволительно было брать с собой, и мы уносили нектарины, абрикосы, гранаты с собой в номер и вечером съедали их. Оправдывали себя «а что, всё уже включено в стоимость номера»! Получается, жили по-царски – совсем не по нашим средствам. Нравилось ли нам это? Честно отвечу – нет, но таковы были правила «игры».
Теперь же, ввиду отъезда наших «спонсоров», мы решили без сожаления (и себе во благо) ограничить свои аппетиты. Вспоминая наши поездки в Каталонию и Париж и скромные завтраки местной публики: хлопьями с молоком, или яичницей и кофе с круассанами, мы тоже особо не усердствовали.
Итак, без особого восторга мы приняли, что завтраки входят в стоимость нашего номера (ровно на срок пребывания) и уже оплачены Александром (кстати, как и трансфер из отеля). Пока мы душевно обсуждали эту «проблему», вращающаяся стеклянная дверь на входе, как-то странно тормознулась… И оттуда с трудом выбрались два служителя отеля, неся под руки тело девушки с безвольно свисающей головой, а за ними ещё двое мужчин, несущих вторую половину туловища – короткие шорты не скрывали, а скорее подчёркивали её оголённые бёдра. Ноги безжизненно болтались. Рядом суетливо семенил корейский мужчина и что-то лопотал на своём языке.
– Аккуратно в лифт и на этаж, номер такой-то! – кричит администратор.
Смотрю непонимающе на супруга:
– Что это было, автокатастрофа, приступ болезни?
– Да, а то как же, катастрофа – «перепоя»! Да от неё за версту несёт спиртным. Не почувствовала?
Не успеваю ответить, весело переговариваясь «транспортировщики» спустились на ресепшен, а за ними почти сразу вышли из лифта наши – Александр и Наташа. На Наташе просто сногсшибательный шикарный белый костюм – приталенный пиджак и классические брюки подчёркивают её стройную фигуру. Сказать, что всё это ей очень идёт, не сказать ничего!
– Натуля, глазам своим не верю – да, ты просто модель! Когда и где ты этому научилась?
– Да это всё Саша! Он, если мы идём на шопинг, то в любом бутике сразу отправляет меня в примерочную. И сам приносит вещи, которые, на его взгляд, подойдут мне. И ни разу не ошибся с выбором! Я полностью доверяю его вкусу (Александр стоит рядом). Мне кажется, слова Наташи для него обыденны, во всяком случае, на лице совсем нет эмоций.
Я ещё раз извиняюсь перед Александром за свои непреднамеренные слова и поступки, возможно неприятные ему. В надежде, что он меня всё-таки поймёт, ведь он и сам не единожды отец.
Наташа обнимает меня за плечи, и мне становится просто невыносимо грустно (глаза – на мокром месте). У любой матери в такие моменты вся жизнь проносится перед глазами…
Александр деликатно уходит в бар. Игорю, видно, тоже как-то не по себе, и он зачем-то начал рассказывать про кореянку. Парень, сидевший рядом:
– Да они, азиаты, все такие, как дорвутся до спиртного, нормы не знают, и если напиваются, то вдребезги. Организмы у них такие что ли, алкоголь не переваривают.
Александр и Наташа машут нам от двери. Шепчу:
– «Лёгкой дорожки вам!»
Завтракаем где-то с 9 до 10 часов утра, посетителей в это время очень мало, заняты 1-2 столика, часто это армянские пары с детьми, либо богатые армянские дамы все в золоте (и это не зубы, а кольца, перстни, золотые украшения). Публика спокойная и неторопливая, но сегодня в зале непривычно суетно и шумно. Прямо перед стойкой с холодными блюдами, за столом на двух диванах друг напротив друга, кто бы вы думали?
Угадали… та самая корейская парочка, что вчера вечером … ну, вы сами понимаете…
Кореянка, на вид ей лет тридцать, но это как уже не раз подмечено европейцами, ровным счётом ничего не значит: фактический диапазон от 16 до 50 лет. Продолжу – девушка-дама с ногами взгромоздилась на диванчик и, не обращая ни на кого внимания, громко что-то втолковывает своему спутнику. Тот, потупившись, молчит.
Вот такая она сегодня, картина «маслом» в аристократическом ресторане. Дежурная по залу предложила нам занять столик на веранде, объяснив:
– Я уже два раза делала замечание этой паре. Но пока, сами видите, всё без толка. Жду старшего администратора, – и здесь мне приходит на ум знаменитая фраза – «чтобы сделать последнее китайское предупреждение»… Но дежурная объяснительно:
– Гости недовольны шумным соседством. Публика у нас солидная.
И она права, на веранде напротив нас столик занят – и это четверо солидных мужчин армянско-кавказской внешности. На пальцах замечаю массивные золотые перстни, на шеях такие же цепи, седеющие волосы зачёсаны назад. И, знаете, что эта публика мне напоминает… мафиозную сходку из американского боевика. Говорят по-английски, внимательно слушают самого старшего на вид, ему лет, этак, – шестьдесят пять. Неторопливо поглощают первую смену блюд (салаты) и когда мы уже собираемся уходить, им приносят горячее, перед этим меняя скатерть, салфетки и приборы. Администратор стоит рядом навытяжку, строго следит за официантами. Если по мне, так с официантами в ресторане «перебор» – они следят не только за каждым шевелением гостя, но и буквально «за каждым его чихом», и мгновенно подскакивают к вам с назойливым: «Что Вы желаете, вам помочь, что вы хотели бы заказать на кухне?»
Мы выходим из ресторана через бар, я бросаю взгляд в зал, кореянка всё так же сидит с ногами на диванчике. Демонстративно показывая, что плевать она хотела на этикет. Я никогда не считаю чужих денег, но тут меня посетила крамольная мысль: «какой же суммой исчисляется её банковский счёт?..»
Сразу после завтрака идём на центральную площадь заказывать тур-такси на озеро Севан. Убедила-таки супруга взять на Севан того говорливого дядечку, представившегося знатоком истории Армении и хорошо говорившего по-русски. Игорь, в свою очередь, сравнив аналогичное предложение от нашего отеля с «уличным» предложением, согласился со мной. 170 тыс. драм против 30тыс. и это вполне бюджетно для нас.
Имелся даже более дешёвый вариант…:
– Слюшай, дарагой, ты сразу нашол то, что нужно тибе! Я отвезу вас прямо на пыляж Севан озеро (море), купайся хоть целый день. Хотишь, покупай рыбу – сиг, водитель метнулся к багажнику. В руках у него красная пластмассовая плошка (забывшая, когда её мыли в последний раз).
– Тибе никуда ходить ни надо, я сам вам всё приготовляю, ни сомневайся!
И автомобиль и водитель, были, как бы это помягче сказать – «не в форме»: багажник набит каким то хламом, клетчатая рубаха не сходилась на объемном животе мужчины, на ногах растоптанные тапочки. Всё выглядело очень непрезентабельно. Игорь, тянет меня за руку:
– Уйдём отсюда, мне это совсем не нравится, я позвоню водителю, тому, что привёз нас в отель…
– А цена, представляешь, сколько это может стоить?… И ещё вопрос, будет ли он свободен, мы ведь ограничены во времени.
–Слюшай, дарагой, ты сибе не думай, отвезу на Севан и всего за 25 тыс. драм.
Игорь, как то неуверенно:
– Мы подумаем и сообщим вам.
– Слюшай, чего думать собиралась она! Не хочешь, иди к мине, иди найди дешевле…
Мужчина обиженно с силой захлопнул багажник:
– Севана, Севана, не хотишь ты Севана. Хош думить, думий, мине ты не надо. Сообщит он…– да, мине ты не надо ; продолжает бурчать водила.
Пытаюсь миром разрулить недоразумение:
– Не обижайтесь, это не в ваш адрес, просто мы ещё не решили… когда поедем.
Игорь дёргает меня за руку, твердя: – Всё, уходим, не лежит у меня душа к экспериментам. Ты как хочешь, а я считаю нужно брать проверенного человека, иначе можно так вляпаться…
– Да, и где ты за один день в Ереване найдёшь «проверенного» водителя (да и к тому же с навыками экскурсовода). И приличным знанием русского.
Но нам как-то сразу повезло: буквально на следующем перекрёстке стоянка автомобилей с рекламой на стёклах туров по Армении. Вероятно услышав наш разговор, к нам на хорошем русском обращается мужчина средних лет:
– Что ищем, тур на Севан с гидом? Я и только я, это то, что вам нужно! На ваше счастье, я без пяти минут кандидат (каких наук, пропустила мимо ушей). Во время «ковида» мы практически не работали, и я засел в нашу научную библиотеку. Доподлинно изучил историю Армянского народа, его обычаи, его обряды, его завоевания, основателей государства и его геройских царей. Закончил он тираду вручением своей визитной карточки. А потом ещё добавил: – Не сомневайтесь, расскажу вам много интересного из истории Армении. И про мой родной город Гюмри. Да, вы знаете его – это тот, что в СССР был Ленинакан. Мы уходили, взяв его карточку, когда он зачем-то добавил:
– Во время Спитакского землетрясения там погибла вся моя семья...
– Завтра до 10 часов сообщим вам о нашем решении и, возможно, встретимся, ; обнадёживающе сказал Игорь на прощание.
Шли, активно обсуждая вариант поездки на Севан, супруг предлагал вернуться к варианту с «проверенным водилой» из аэропорта. Не теряя время даром, отправились в сторону «Оперы», «разведали» места нахождения квартир-музеев художника М. Сарьяна и композитора А. Хачатуряна и, буквально в последние минуты, побывали в Национальной картинной галерее, увидели ранние работы Айвазяна (Айвазовского). Уже в отеле, порывшись в интернете, Игорь нашёл информацию о водителе, но не в Ереване, а на сайте в Гюмри. И чего там только не было: и каких писателей любит, и какую музыку слушает и т. д. и т. п. Лично меня поразила в списке фамилия Достоевского (моего любимого писателя). Нет, я совсем не собиралась проверять правдивость изложенного типа: «читал – не читал». Как ни странно, но заочное знакомство с водителем из Гюмри, моему во всём сомневающемуся супругу, показалось убедительным. И он попытался сразу подтвердить договорённость о поездке – никто не взял трубку. Утро вечера мудренее, подумали мы и легли спать.
Свидетельство о публикации №226011700761