Политтехнология, разрушающая доверие к государству

Политтехнология, разрушающая представления о государстве

Когда я приехала в Германию почти тридцать лет назад, мне, к счастью, не пришлось учить язык с нуля – я только подогнала свои знания немецкого под тот немецкий, на котором говорили немцы в то время (у каждого времени в языке свои лексические особенности).  Вообще, кроме ностальгии, когда снится дом, в котором прошло твоё детство и ты просыпаешься в слезах... не было непреодолимых проблем. Но была тема, которая приковывала к себе снова и снова. И тема эта – восприятие немцами государства. Немцы воспринимают государство как факт, принимают его к сведению. Государство не всегда поступает справедливо со своими гражданами: реформы, которые проводятся в стране последние лет двадцать, ведут к снижению уровня жизни немцев, заставляют их мириться с реалиями, существенно ухудшающими качество жизни бюргеров. Почему немцы не восстают – тема отдельного разговора, а может быть, и этого. Государство не позволит им по-настоящему  восстать – задушит протесты данной ему властью. В этом-то и дело: у государства Германии очень большая власть в руках и оно ею без сантиментов пользуется. Но я сейчас о том, как немцы воспринимают государство. А что такое государство? Это институция, механизм, машина, осуществляющая всеобщий контроль за тем, как создаются и поддерживаются в рабочем состоянии оптимальные условия для жизни общества на территории Германии. Это машина, и немцы государство так и воспринимают. У государства в Германии есть, конечно, обязанности, но есть и права, и есть одно право, специально прописанное в Конституции, называемой в Германии “Основным законом”. И право это – право на насилие. Ни у кого в Германии нет права на насилие, а у государства – есть. И что-то мне подсказывает, что это право есть у каждого государства. Поэтому любое государство имеет право применять силу, восстанавливая общественный порядок. И в Германии это никого не удивляет, похоже, и во Франции тоже. Немцы это знают, поэтому не падают в обмороки и не верещат, когда при разгоне незаконных демонстраций кому-то могут выбить глаз или поломать конечности. Логика простая: ты знаешь о возможных последствиях, значит, сам несёшь за них ответственность.

Короче, немцы не воспринимают государство как равное себе. В их системе иерархии государство занимает высшее место, а они ему подчиняются. И не комплексуют по этому поводу. Возможно, это особенность национального менталитета. У немецкого писателя Генриха Манна есть роман “Der Untertan“, в русском издании - “Верноподданный”. И хотя это сатира, но Генрих Манн очень точно уловил эту черту национального характера. Но не исключено, что менталитет менталитетом, а государство озаботилось воспитанием правильного к нему отношения.

Итак, государство – это машина. Это не человек, хотя построено людьми и управляется ими же. Но психология человека и психология масс – это абсолютно разные вещи. Поэтому я не буду сравнивать государство с людьми – немцы научили меня этому.

Но в западной пропаганде по нашу душу всё время вбрасывается тезис, что государство (наше, разумеется) всё время делает что-то не так. Заметила я это, когда в 1979 году началась военная помощь Советского Союза Афганистану. И люди, слушавшие всякие там голоса из-за бугра, стали доносить до своих друзей и знакомых простую мысль: нельзя вмешиваться в дела соседа. Ты же не вмешиваешиваешься в дела своих соседей, даже если тебе что-то там не нравится. Попробуй возрази. А возразить я могу только сейчас: некорректно сравнивать государство с людьми. Государство не человек. У государства есть права, каких нет у отдельных людей. И у государства есть обязанности и ответственность, которых нет у отдельных обывателей. И в соответствии с этими обязанностями и ответственностью государство и действует. Самое смешное, что свои государства западники не низводят до уровня обывателей, это была  сказочка только для наших непуганых идеалистов. А почему была? Они до сих пор дудят в эту дуду, по ходу ломая своих бюргеров через колено и разрушая неугодные им государства, обзывая их режимами, и уничтожая ковровыми бомбардировками разных унтерменшей.

Такой маленький трюк: твоё государство не имеет права этого делать, это негуманно – разрушил в 80-е и 90-е (и продолжает это делать и сейчас) доверие большой части нашего населения к своему государству, подточив его изнутри. Пишу “подточив”, а не “подтачивая”, лелея надежду, что наше общество  повзрослело и не будет покупаться на дешёвую пропаганду западных политтехнологов.


Рецензии