Ядерный удар по Кремлю, которого не было

В начале 1950-х годов советские спецслужбы разоблачили грандиозный американский заговор. По их версии, ЦРУ планировало взорвать пять ядерных устройств прямо в Кремле. Операция получила кодовое название «План внутреннего удара».

Детали выглядели убедительно. Ракеты с ядерными боеголовками должны были запустить из окон американского посольства в Москве. Новые бесшумные инжекторы обеспечивали скрытность подготовки. Тепловая волна от взрывов должна была разрушить Кремль и уничтожить всех, кто находился внутри стен.

Ответственным за операцию МГБ назвало полковника О'Дэниела, военного атташе посольства США. Атака планировалась на март 1952 года и должна была стать сигналом к объявлению войны.

Источником информации стал арестованный агент Варфоломеев. На допросе в 1952 году он подробно рассказал чекистам о плане американской разведки.

Сталин отнесся к донесениям серьезно. Велась подготовка к показательному суду над разоблаченными шпионами. Американский заговор должен был стать очередным доказательством враждебности Запада.

Смерть Сталина в марте 1953 года прервала эту подготовку. Суд так и не состоялся. А позже выяснилось главное: никакого заговора не существовало.

«План внутреннего удара» сочинили на Лубянке. От первого до последнего слова. Чекисты писали сценарий сами, выбивали нужные показания из арестованных, создавали видимость масштабной разведывательной работы.

Это был не единственный фейк. Органы безопасности фабриковали сотни подобных дел. Им требовалось постоянно доказывать властям свою необходимость и эффективность. Разоблачение вымышленных заговоров служило этой цели идеально.

Технология не менялась десятилетиями. В советское время не было беспилотников, иначе план атаки дронов на дачу генсека придумали бы еще при Сталине. Методы остались прежними: выдуманная угроза, сфабрикованные доказательства, нужные показания.

История с «ядерным ударом по Кремлю» показывает, как работала система. Спецслужбы создавали реальность, которая оправдывала их существование. Факты подгонялись под нужную версию. Ложь становилась инструментом политики.

Эта практика пережила СССР. Она продолжает работать в наследниках советской системы безопасности, только декорации меняются в соответствии с эпохой.


Рецензии