New Madrid, MO. Землетрясение, которое спит

        Вероятно для кого-то окажется новостью, что юг нашего сонного штата расположен в сейсмической зоне New Madrid. Периодически там происходят не сильные землетрясения максимум до 4 баллов, которые до Чикаго иногда докатываются силою максимум в 2 балла. Однако, не стоит считать, что мы живем в такой уж безопасности, ибо случались и у нас в недалеком историческом прошлом землетрясения громадной разрушающей силы. К сожалению, большинство жителей среднего запада об этом ничего не знают. Поэтому позвольте мне восполнить упущение.
Землетрясение
       Земля под долиной Миссисипи начала сотрясаться с такой силой, что река остановила течение, изменила направление и потекла вспять.  От подземных толчков зазвонили церковные колокола в Бостоне, находившемся за 1000 миль от землетрясения.
       Это прозошло в 2 часа ночи 16 декабря 1811 года.
       Слабое дрожжание, достаточное, чтобы зазвенела посуда, разбудило всех окрестных жителей в радиусе сотен миль. В первые минуты люди недоумевали что произошло, но затем мир взорвался.
       Теперь уже земля не просто дрожала. Она содрогалась в конвульсиях. Бревенчатые хижины разлетались в щепки. Кирпичные дымоходы рушились, превращаясь в облака пыли. Деревья ломались, как хворост. Рев стоял невыносимый - выжившие говорили, что он звучал как залп тысячи орудий одновременно, смешанный со скрежетом искореженного металла и ревом обрушивающейся земли.
       Охваченные ужасом люди выбирались в ледяную декабрьскую темноту, а земля под ними катилась волнами, как поверхность океана.
       Джон Брэдбери (John Bradbury), шотландский натуралист, путешествовавший по Миссисипи, спал в своей лодке. Eго выбросило из постели с такой силой, что он не мог встать на ноги. Когда он выбрался на палубу, то стал свидетелем того, чего никто в задокументированной истории Америки никогда не видел: могучая река Миссисипи, орошавшая половину континента, потекла вспять.
       Ошеломленный Брэдбери наблюдал, как его лодку несет вверх по течению. В этом хаосе сотни лодок сталкивались друг с другом. Воздух дрожал от воплей перепуганных речников.
       Затем река начала разрываться на части. Силою содрагающейся земли, огромные волны вырывались на берег, обрушивая его в бешенный поток. Речные острова исчезали, но тут же из глубин возникали новые.
       На берегу царило апокалиптическое опустошение.
Земля превратилась в «жидкость» - твердая почва стала зыбучим песком, поглощая все на поверхности. Целые леса валились в жуткую смесь воды и земли. Трещины, иные из которых превышали пять футов, разрывали ландшафт, открываясь и закрываясь, как пасти.
       Песок и вода вырывались из трещин в земле мощными гейзерами, засыпая поля и дороги. Песок был теплым, что указывало насколько глубоко разломы уходили в землю.
       Землетрясение длилось несколько минут, но для выживших это была целая вечность. Люди стояли среди обломков, молясь, чтобы все закончилось.
       Но это было еще только начало. 16 декабря 1812 года произошел первый толчек.
       23 января 1812 года произошло еще одно мощное землетрясение — возможно, даже сильнее первого. Здания, уцелевшие после декабрьского землетрясения, обрушились. Открылись новые трещины. Река Миссисипи снова изменила свое русло.
       7 февраля 1812 года, произошло самое сильное землетрясение в этой серии. Оно было катастрофическим. Современные сейсмологи оценивают его магнитуду от 7,7 до 8,1 — одно из самых мощных землетрясений, когда-либо зарегистрированных на территории континентальной части Соединенных Штатов.
       Толчки ощущались на территории площадью 50 000 квадратных миль. Колокола церквей звонили в Бостоне, в 1000 милях от эпицентра. Жители Вашингтона, округ Колумбия, проснулись от того, что их кровати тряслись. Часы остановились в Чарльстоне, Южная Каролина.
       В эпицентре ландшафт стал неузнаваем. Миссисипи проложила совершенно новое русло. Целый лесной массив в Теннесси настолько сильно просел, что заполнился водой, образовав озеро Рильфут (Reelfoot Lake), площадью 15 000 акров, которого не существовало до землетрясений.
       Лодки оказались выброшенными на много километров от берега. Плодородные сельскохозяйственные угодья превратились в болота. Целые поселения исчезли — либо были разрушены, либо покинуты испуганными жителями. В течение четырех месяцев продолжались афтершоки.
       И это были не слабые толчки, а сотни сильных землетрясениий.
       А потом появились огни. Десятки очевидцев сообщали о странных огнях в ночном небе во время землетрясений — светящихся, танцующих, мерцающих в темноте. Некоторые описывали их как пламя без огня. Другие говорили, что они похожи на какие-то неправильные молнии.
       Теперь мы знаем, что это были «огни землетрясений» или «сейсмические огни» («earthquake lights») — редкое явление, вызванное напряжением в земной коре, генерирующим электрические заряды. Но в 1811 году они казались предзнаменованиями апокалипсиса.
       По пострадавшим районам прокатилась волна религиозных пробуждений. Проповедники заявляли, что землетрясения — это божественное наказание. Церкви переполнялись испуганными прихожанами, убежденными, что приближается конец света.
       К весне 1812 года худшее миновало. Афтершоки постепенно ослабли. Выжившие поселенцы начали строить или восстанавливать свои дома, но уже подальше от реки.
       Точное количество жертв неизвестно. Средний запад в то время еще не был плотно заселен, поэтому по большинству рассчётов цифры варьируются в пределах десятка, однако, по некоторым источникам, могли достигать 1000 человек.
        Ландшафт изменился. Озеро Рильфут существует и по сей день, являясь постоянным напоминанием о февральском землетрясении.
И разлом всё ещё существует.
     Сейсмическая зона Нью-Мадрид (New Madrid) остается одной из самых активных зон землетрясений на востоке Соединенных Штатов. Она простирается от Арканзаса до Иллинойса, проходя непосредственно под некоторыми из важнейших объектов инфраструктуры Америки.
       Мемфис, штат Теннесси, с населением 650 000 человек, расположен прямо на линии разлома.
       Сент-Луис, штат Миссури, с населением 2,8 миллиона человек, находится в зоне высокого риска.
       Современные сейсмологи оценивают вероятность еще одного землетрясения магнитудой 7 и более баллов вдоль разлома Нью-Мадрид в течение следующих 50 лет в 7-10%.
       Если подобное землетрясение произойдет сегодня, экономический ущерб будет катастрофическим. Он может превысить 300 миллиардов долларов. Число жертв может исчисляться тысячами.
       Многие слышали про землетрясение в Сан-Франциско 1906 года. Идут приготовления к возможному «Большому землетрясению» в Калифорнии. Известно о Тихоокеанском огненном кольце.
       Но самая мощная серия землетрясений в истории Америки та, что заставила реку Миссисипи течь вспять в 1811-1812 годах, но об этом большинство американцев никогда не слышали, хотя разлом Нью-Мадрид не исчез, он просто спит. И однажды снова непременно проснётся...
16 декабря 2026


Рецензии