Моя Саша. Глава 07 декабря 2025 года

07 декабря 2025 года


Пасмурный декабрьский вечер воскресенья. В прогулке не было особой необходимости, но мне захотелось пройти по традиционному маршруту. Да и как сидеть дома, если нет ни ветра, ни дождя?

Когда я подошёл к зданию вокзала, меня вполне предсказуемо посетило чувство дежа-вю. Всё было один в один так, как и несколько лет назад. Темень, тучи, светофоры. Я один. Только настроение на этот раз нейтральное; отчаяние и безнадёга ушли в прошлое. Интересно сравнивать себя сейчас и четыре года назад. Тогда я искал смысл жизни, а сегодня являлся семейным человеком...

Если на станции каждый уголок освещался яркими светодиодами, то улица за посадками тонула во мраке – фонари ещё не зажгли. Снега, увы, не предвещалось. Вот вам и «снежань»*...

И в этот самый момент включили освещение.

«Эффектно, – подумал я. – Если бы Саша была рядом, она бы сказала: «Да будет свет!».

Мне хотелось, чтобы девушка и в самом деле появилась и произнесла эту фразу. Но увы, не всё так просто – Саша не приходила по первому моему зову. Быть может, она сегодня и вовсе не появится.

«Да будет свет!» – ещё раз подумал я.

Тишина.

Тогда я посмотрел на тёмное поле. При других обстоятельствах оно вогнало бы меня в тоску. Плохо, конечно, когда настроение зависит от освещённости полей...

Я перевёл взгляд налево и увидел красные огоньки на трубах стеклозавода. Час от часу не легче: ведь и они когда-то навевали грусть. Повезло, что сейчас я был словно под защитой...

– Да будет свет! – послышался знакомый голос, и у меня отлегло от сердца.
– Наконец-то, – ответил я. – Привет, Саша!
– Привет, – ответила моя подруга.

Я приготовился к резкому улучшению настроения, но оно оставалось неизменным. Девушка шагала рядом, однако чувствовалась нереальность происходящего. Саши словно не было. Я ещё раз внимательно осмотрел её с головы до ног. Серое пальто, серые джинсы, серая шапка... Чёрные ботинки. Мне стало не по себе. В прошлый раз подобное сочетание оказалось предвестником известных событий. Больше трёх с половиной лет минуло со дня двадцать третьего февраля...

– У тебя будто бы нет настроения, – пробормотал я.

Саша пожала плечами:

– Да нет, всё нормально.

Её ответ меня не успокоил, но большего я бы от неё не добился.

– Не слишком ли быстро я иду?
– Нормально, – ответила Саша.

Прошло ещё несколько минут полного молчания. Я от волнения ускорил шаг. Девушка не отставала.

– Ты мне снилась сегодня, – признался я. – Кажется, впервые.
– Что я там делала? – с небольшой задержкой поинтересовалась моя подруга.
– Ну, – я начал вспоминать свой сон. – С присущим тебе оптимизмом ты боролась с плохими дядьками.
– Это в моём стиле, – улыбнулась Саша, и мне стало легче на душе.

Спустя минуту я решил сделать ещё одно признание:

– Ты знаешь, я нарочно выбрался на прогулку...
– ...чтобы встретиться со мной? – закончила за мной девушка и улыбнулась.
– Именно так.

Я посмотрел на свою левую руку, потом на Сашину правую, однако мне не хватило уверенности осуществить задуманное. Всё-таки я уже семейный человек. Время романтических прогулок за руку с Сашей давно прошло.

Когда началась улица Кирова с домами по обе стороны дороги, я обратил взор на освещённые окна. Вот лучшая проверка на наличие скрытой тоски! Но сегодня и свет чужой жизни не мог заставить меня страдать.

Мы свернули на улицу Свердлова. Асфальтом здесь и не пахло, да и путь не срежешь, но мне больше нравилась именно эта дорога.

– Десять лет, – проговорил я. – Сколько всего произошло!
– Ага, – кивнула Саша.

Беседа не клеилась, и я ощутил неловкость. А может, Саша давала мне возможность вспомнить былое, осмыслить его и сделать выводы?

В некоторых палисадниках уже светились новогодние гирлянды. Иные люди умеют и без наличия снега создать себе праздничное настроение.

Мы вышли к магазину, который располагался в здании бывшей начальной школы. Мне нравилось его название – «Вясковы»*. Удивительно, что я всего лишь раз или два заходил внутрь, хотя бывал здесь постоянно…

Впереди показалась граница между двумя Костюковками, проходящая по железной дороге. Я вспомнил, как получил здесь штраф за отсутствие фликера.

Очередной километр мы прошли плечом к плечу и в полном молчании. А вот и знакомый дом: здесь когда-то жила Ксюша, с которой у нас раньше была взаимная симпатия. Девушка уже вышла замуж и переехала в город – как же давно и недавно это было! Мы до сих пор периодически сталкивались в автобусах или в университете. Всё нынешнее общение сводилось только к приветствиям – как дань прошлому, что мы не совсем чужие люди друг для друга. Я вспомнил, как в своё время хотел с ней познакомиться, но никак не решался подойти, а ведь мы часто ездили в одних и тех же автобусах – на работу и домой. Дошло до того, что мы с Сашей репетировали момент знакомства с этой девушкой.

– Помнишь? – спросил я.

Моя удивительная подруга умела читать мысли, поэтому лишним было уточнять, о чём идёт речь.

– Как же это можно забыть? – отреагировала Саша.

Всё просто: она притворялась Ксюшей, а я делал вид, что хочу с ней познакомиться. Это вселяло в меня уверенность, которой зачастую и не хватало. Разве что Ксюшин голос девушка не смогла сымитировать, поскольку никогда не слышала его.

Наша прогулка по Костюковке продолжалась. В какой-то момент я осознал, что пропускаю через себя не сам факт произошедших событий, а чувства и эмоции, которые тогда испытывал. Мы прошли мимо последнего жилого деревянного барака. Его собратьев уже давно выселили и сровняли с землёй, кроме ещё одного заброшеннего. Окна в обитаемом доме не горели. Однако предупреждающих надписей тоже не было видно, что вселяло надежду – здесь ещё живут. Впрочем, если я когда-то огорчался, что здание могут сломать, то сейчас ощутил... равнодушие.

А вот и дом моей одноклассницы. Я поднял голову, чтобы увидеть... тёмные окна на четвёртом этаже.

– Она там больше не живёт, – сообщила Саша.
– Откуда знаешь?
– Не знаю, – и она пожала плечами. – Просто предположила.

Через пару минут мы вышли к центру Костюковки. Я вытянул голову, но так и не увидел нашей главной ёлки.

«Ну и ладно», – подумал я.

А вслух спросил:

– На остановку?

Почему-то я догадывался, каким будет ответ, но не счёл нужным промолчать.

– Да, пожалуй, – подтвердила Саша. – Мне уже пора.

«Ну и ладно…»

К сожалению, и полноценного прощания у нас не получилось – возле бывшей автостанции стояло слишком много будущих пассажиров. Всё произошло невербально и как-то скомканно.


* – Декабрь (бел.)
* – «Деревенский» (бел.)


07-08, 13-15 декабря 2025, Ерёмино, Гомель;
16, 19 января 2026, Гомель (редактура).


Рецензии