Богоявление

"Богоявление Господне — первый великий христианский праздник, который возник не в качестве переосмысления какого-либо ветхозаветного праздника, а сам по себе.

Иначе говоря, если христианские Пасха и Пятидесятница были переосмыслением аналогичных ветхозаветных праздников, Богоявление возникло уже в самой Церкви.

Первоначально — в III–IV веках — праздник содержал много смыслов. Он прославлял те темы Евангелия, которые предшествуют повествованию о Страстях и Воскресении Спасителя.

В указанную эпоху Богоявление включало:
* празднование Рождества Христова (что было едва ли не главной темой Богоявления),
* а значит, и осмысление Боговоплощения;
* воспоминание Крещения Господа от Иоанна,
* и, тем самым, Его явления как Царя-Помазанника и одновременно Отрока Господня, грядущего на страдания (ср. слова, прозвучавшие с небес при Крещении, и пророчество Ис 42.1, а также свидетельство Иоанна Предтечи в Ин 1.29 слл.);
* прославление Бога, открывшегося как Троица;
* размышление о начале проповеди Спасителя;
* воспоминание брака в Кане Галилейской как «начатка знамений» Христовых (Ин 2. 11), то есть
* размышление не только о проповеди Христа, но и о Его евангельских чудесах как знаке нового творения (Дух, «носившийся над водами при сотворении мира», теперь почивает, «словно голубь», на выходящем из воды Новом Адаме).

Наступивший праздник, таким образом, с самого начала своего установления в Церкви раскрывал таинственнейшие глубины богословия — подобно тому, как пророки Илия, Елиссей, Иисус Навин обнажали дно реки Иордан, приказывая ее водам расступиться.

Достаточно быстро от Богоявления отделился праздник Рождества Христова — сохранивший, впрочем, тесную связь с ним: эти праздники не только следуют друг за другом, но и отмечены особым периодом «додекаимерон» («двенадцатидневия», или «святок»), и имеют схожий богослужебный строй.

С появлением других праздников Богоявление стало преимущественно концентрироваться на событии Крещения Господня".
 
t.me/indiktion

Помню, как отец Трифон (Плотников) на Богоявление служил Литургию ночью.

Потом, увы, нигде такого не встречала.

Вчера вернулись с Тишкой из церкви и с Днепра с агиазмой. Хотела, как обычно, умыться в Иордани, но она замёрзла!

Умылась принесённой водой и везде с тропарём покропила уже дома.

Знакомая в церковной лавке предупредила, что нынче можно и нужно дом освятить "кроме ванны с туалетом". Я не стала с ней дискуссировать, мало ли какие у кого взгляды.

Недавно праздновали Обрезание Господне.

Хорошо написала о смысле этого праздника Наталья Холмогорова :

"Хочу сказать об одной стороне этого праздника. Той, которая была вполне очевидна во времена его установления, когда говорили, что это "ответ Церкви монофизитам и гностикам", но, возможно, ускользает из виду сейчас.

Бог стал Человеком в полном смысле слова. Принял человеческое тело совершенно "как есть", со всеми анатомическими и физиологическими подробностями.

Все органы и системы у Него те же, что и у нас. После рождения Он был буквальным Младенцем, плачущим и пачкающим пеленки - и с Ним делали все то же, что и со всеми остальными маленькими мальчиками.

Он уязвим, как мы: Его можно поранить, можно даже что-то от Него отрезать - и Ему будет больно, и потечет кровь.

Для современников Христа это было немножко дико.

Для поздней античности характерно презрение и отвращение к человеческому телу - как в его "грязи" и "непристойности", так и в недолговечности и уязвимости. Презрение вообще ко всему "неразумному", не укладывающемуся в логические схемы. Материальный мир в целом виделся чем-то низшим и несовершенным, слабым отблеском "мира идей", тем, что должно преодолеть - а то и чем-то откровенно дурным, творением "злого демиурга", заслуживающим только уничтожения.

Это искушение ненавистью к телу и к материи преследовало христианство много столетий, в образах различных ересей: гностицизма, монофизитства, манихейства.

К сожалению, преодолев эти ереси, христианская культура сама отчасти ими "заразилась". Даже и сейчас порой можно услышать где-нибудь в проповеди гневные и презрительные высказывания об "этих ваших телесах" - как будто Бог ошибся, когда эти самые "телеса" создавал.

Но христианский Бог отвергает это отвращение, полностью и бесповоротно.
Еще в ветхозаветные времена Он освящал Своим прикосновением самую "стыдную" часть человеческого тела - а  в новозаветные принимает на Себя и делает Своим все тело целиком.
 
Бог стал Человеком во всем, кроме греха. И вот, в нашей биологии, в нашем способе существования, в нашей материальной реальности - никакого "греха", ничего дурного и отверженного Богом нет.
Нет в человеческом теле ничего "стыдного", "грязного", "низменного", ничего такого, от чего нужно брезгливо отстраняться и делать вид, что этого нет.

И раньше не было - но теперь уж точно. Отныне гнушаться телом - значит гнушаться Богом".

Вот натаскала умных цитат, но ещё не читала святоотеческие толкования на нынешнее Евангелие, лично меня всегда занимал детский вопрос: почему голубь?

Не тихое веяние, не огненные языки, а живое существо, "Дух в виде голубине".

И если Дух может предстать в виде голубине, может ли в образе льва? Или пингвина?

Про пингвинов вспомнила потому, что слушала дома обращение нового Папы к послам. Поприветствовал новых послов, в том числе белорусского, не знаю, есть ли российский, не проверяла.

И потом как-то грустно и задумчиво Папа пересказывал послам блаж. Августина и Оруэлла. Блаж. Августина про два града, а Оруэлла про новояз. "Христиане живут сразу в двух градах, вечном небесном и временном земном, и временный земной всё больше напоминает реальность, описанную Оруэллом, особенно в том, как употребляются и что значат слова".

Так запомнила. Подумала, что новый Папа больше похож на наместника Христа, чем на представителя очередного императора. И что ровно десять лет назад, когда московский патриарх встречался сначала с Папой на Кубе, а потом с пингвинами в Антарктиде, мне казалось, что это плохой знак.

Так оно и вышло. Сейчас, если нужно было бы расставить приоритеты, на первое место поставила бы пингвинов, они ближе всего к голубю, на второе Папу, а наместника Путина на последнее в такой духовной иерархии.

Сегодня ещё раз дойдём до Иордани, на берегу стояла палатка для желающих окунаться, если найдутся, разобьют лёд.

Ангелов от Ирины Языковой продолжает присылать мне Виктор Яковлев , за что ему признательна.

P.S. Собрала про голубя.

Голубь не продается: он дается даром, потому и зовется милостью (ср. Мк. 11:15, Ин. 2:16). Блж. Августин Аврелий.

Почему в виде голубя? Голубь - существо ручное и чистое, а поскольку Дух Святой есть дух кротости (ср. Гал. 5:22), то Он и является в нем. С другой стороны, голубь напоминает нам о том, что произошло с людьми в древности. Ведь когда всеобщее крушение охватило землю, так что роду нашему стало грозить исчезновение, появилось именно это существо и показало окончание бури. Принеся масличную ветвь, голубь благовествовал всеобщее затишье на земле (Быт. 8:11), и все это стало прообразом грядущего… В этом месте Писания голубь тоже является, однако не масличную ветвь неся, но показывая нам Освободителя от всех зол и подавая нам добрую надежду. Ведь, явившись, он не из ковчега выводит одного человека, но всю вселенную возводит на небо и вместо побега маслины подает усыновление всем народам земли. Свт. Иоанн Златоуст.

И Дух свидетельствует о Божестве, потому что приходит к равному; и глас с небес, потому что с неба Тот, о Ком свидетельство. И дух «яко голубь», потому что чествует тело (и оно по обожествлении Бог), потому что телесно и вместе издалека видимый голубь привык благовествовать «прекращение потопа». Если же по объему и весу судишь о Божестве – ты, мелко рассуждающий о величайшем, и Дух мал для тебя, потому что явился в виде голубя, то тебе прилично поставить ни во что и царство небесное, потому что оно уподобляется зерну горчичному; прилично величию Иисуса предпочесть противника, потому что он называется «горой великой» (Зах.4:7) и великим китом (Иов.3:8), и «царем всем живущим в водах» (Иов.41:25), а Иисус именуется «Агнцем» (1Пет.1:19), «жемчужиной» (Мф.13:46), «каплею» (Мих.2:11), и подобно этому. Свт. Григорий Богослов.

Почему для познания благоугодной Богу простоты нам дается образ голубя? Посмотрим внимательно на его природу, дабы через отдельные черты его невинной жизни принять установления нашего Исцелителя. Голубь чужд всякого зла - так пусть всякая злоба, гнев, возмущение и любая порочность отойдут от нас! Голубь ничего не повреждает ни клювом, ни когтем, даже мелких мошек и червяков, которыми почти все птицы кормятся и кормят своих птенцов. Так давайте следить за тем, чтобы наши зубы не превращались в орудия и стрелы, чтобы мы не кусали, не пожирали и не истребляли друг друга (ср. Пс. 56:5)!
Прп. Беда Достопочтенный.

В то же время из разверстых небес явился Дух Святый в «телесном виде» (Лк. 3:22) наподобие голубя. Изшествие из глубины небес, тотчас по разверстии их, и прямое устремление на главу Иисуса, внушали каждому видевшему, что это не простое пернатое, а Дух Божий, принявший телесный образ. Вид голубя принят был, без сомнения, потому, что голубь всегда почитался символом чистоты, кротости и незлобия, кои составляли главные качества души Иисусовой.
Свт. Иннокентий Херсонский.

Дух Божий сошел на Иисуса Христа в виде голубя. Букв., как бы (;;;;, сложенное из ;; и ;; = как бы, как если, как будто; перед числит., около, почти). На этом основании некоторые толкуют явление в духовном смысле или по крайней мере думают, что Дух Святой был только похож на голубя, был как бы голубем, но не был действительно видимым голубем. Но в таких толкованиях заключается и их опровержение. Если явление было вполне духовным и голубь есть только словесный образ, фигуральное выражение, то зачем было его и вводить? Можно было бы прямо сказать: Дух Святой сошел на Христа; или: Он исполнился Духа Святого. Конкретное и вещественное “голубь” свидетельствует о реальности явления голубя в чувственном виде. Самое явление голубя (но не орла) имело здесь символический смысл и указывало на характер деятельности Христа. В явлении голубя подразумеваются два факта: схождение голубя вниз и приближение к Иисусу Христу. Возражение, что если бы речь шла об Иисусе Христе, который видел голубя, то было употреблено в греч. “на Самого Себя” (;;; ;;;;;;), имеет мало значения (ср.: Евр.9:7, где ;;;;;; поставлено вместо ;;;;;).
Толковая Библия Лопухина.

Сошествие Св. Духа в виде голубя было видимо не только самим Иисусом Христом, но и Иоанном Крестителем (Ин.1:32; Мф.3:16). Голубь – символ кротости, чистоты, нежности (Пс.67:14-15; Песн.2:12-14) и вестник спасения и примирения человека с Богом (Быт.8:11).
Прот. Павел Лютов.


Рецензии