7. Стефан захватил английский трон

Выше мы уже говорили, что при Генрихе I Стефан стал достаточно влиятельной фигурой и крупнейшим землевладельцем. Некоторые историки называют его вторым по богатству аристократом после короля. Хронисты писали, что чрезвычайное богатство и значительная власть не мешали Стефану быть скромным и добродушным человеком. Он не считал для себя неловким общаться одинаково просто хоть с баронами, хоть со слугами, он даже не гнушался садиться со слугами за один обеденный стол. Стефана называли благочестивым, поскольку он щедро жертвовал деньги церквям.

Эти три фактора – богатство, личное обаяние, дружба с церковью – обеспечивали Стефану авторитет среди баронов и духовенства.

На момент смерти Генрих I потенциальные претенденты на трон были достаточно далеко от Англии. Матильда-императрица - в Анжу. Старший брат Стефана Тибо - в Блуа. Стефан был немного ближе - в Булони. Последний, получив известие о смерти короля, немедленно отплыл в Англию вместе со своим военным отрядом. Роберт Глостер держал гарнизоны в Дувре и Кентербери, и, по некоторым данным, эти города не открыли ворота Стефану. Однако Стефан достиг собственного поместья на окраине Лондона и приступил к захвату власти в Англии.

Жители Лондона издревле считали, что имеют привилегию избирать королей. Надеясь, что Стефан даст городу новые права, лондонцы провозгласили его монархом. Стефан занял Винчестер и заполучил королевскую казну. Лорд-канцлер Роджер Солсберийский передал ему ключи.

Роджер Солсберийский - один из наиболее влиятельных государственных деятелей в Англии в эпоху Генриха I. Дата рождения его неизвестна. Умер он в 1139 году. Гражданскую войну он практически не застал. В молодости Роджер был священником в небольшой церкви в Нормандии, недалеко от Кана. По легенде. Генрих Боклерк, будущий король Англии, побывал однажды в этой церкви. Хронисты пишут, что его впечатлила скорость, с которой Роджер читает богослужебные книги во время мессы, и взял его на службу. Получается, что карьере в окружении Генриха Роджер обязан своей способности к скорочтению. Хотя, возможно, что в те времена грамотность даже в среде священников была не на высоте, и человек просто с нормальной техникой чтения выделялся. Вероятно, Роджер был и неплохим администратором. Практически сразу после вступления на престол Генрих назначил Роджера канцлером Англии. Это произошло в 1101 году. Спустя год по королевскому указанию Роджера избрали епископом Солсбери. Некоторые историки утверждают, что Роджер был правой рукой короля Генриха. Влияние епископа было так велико, что, по общему мнению современников, он был вторым после короля человеком в Англии. На многих судебных приказах и королевских предписаниях того времени вместе с подписью Генриха I стоит подпись Роджера Солсберийского. Помимо этого, Рождер стал одним из богатейших людей в Англии. Он построил несколько замков. А замки – это элемент серьезного военного и политического влияния. Барон даже с небольшим обрядом при наличии замка был практически неуязвим. Роджер расставил своих родственников на разные административные должности. Его племянники - епископы Или и Линкольна - занимали важные места в центральной администрации, его сын Роджер ле Поэ в 1135 году стал канцлером Англии. Особенно прочный контроль клан Роджера установил над органами финансового управления: родственники Роджера Солсберийского занимали видные посты в государстве, причем не только при жизни Роджера, но и до конца XII века.

По логике вещей Роджер, человек с огромным влиянием, должен был передать власть из рук в руки Матильде-императрице, дочери Генриха. Именно ее Генрих назначил наследницей, и именно ей бароны присягали трижды при жизни Генриха. Еще в 1127 году Роджер признал Матильду наследницей Англии и убеждал английскую аристократию принести ей клятву верности. Но якобы его настроения изменил брак Матильды с графом Анжу, якобы Роджер был противником усиления анжуйского влияния.

То, что Стефану удалось склонить на свою сторону Роджера, правую руку усопшего короля Генриха – было для Стефана очень большим политическим успехом.

Забегая немного вперед, следует отметить, что Стефан Блуаский не отличался гипертрофированным чувством благодарности. В 1939 году он сместил Роджера и попытался отобрать у него все имущество.

В захвате власти Стефану весьма помог и его младший брат Генрих Блуаский (1101-1171). Более того, он сыграл едва ли не ключевую роль в захвате короны Стефаном.
В аристократических кругах было принято готовить младших сыновей к духовной карьере. Таковая была предназначена и для Генриха Блуаского как для младшего сына в графском семействе Блуа. Понятное дело, что графские сынки становились не мелкими попиками в захудалых приходах, а сразу шагали в ферзи – для них предназначались должности аббатов и епископов.

В начале 1120-х годов Генрих перебрался в Англию, ко двору своего дяди короля Генриха I Боклерка. В 1126 году 25-летнего священника избрали аббатом Гластонбери - одного из старейших и богатейших английских монастырей. Понятное дело, что без дяди короля Генрих Блуаский так сразу не продвинулся бы по карьерной лестнице.

Стоит отметить, что духовные феодалы не особо отличались от светских. Копье и меч были для них предметами привычными, а латы таким же знакомым облачением, как и сутана. Например, Генрих Хантингдонский описывал Генриха Блуаского как «монаха и воина», который одинаково легко руководил церковными синодами и сражался во главе отряда рыцарей.

В 1129 года Генрих Блуаский стал епископом Уинчестера. Уинчестер в раннее Средневековье был одним из главных королевских центров Англии, фактически это была столица государства. После нормандского завоевания здесь продолжала храниться королевская казна. Этот город существует и поныне. Он находится на юге Англии, рядом с крупным портовым городом Портсмутом. В Уинчестере проживает больше 110 тыс. человек.

К середине 1130-х годов Генрих стал одним из наиболее влиятельных людей в английской церкви и в целом в Англии. Благодаря влиянию Генриха, на сторону Стефана в 1135 году перешел глава английской церкви архиепископ Кентерберийский Вильгельм де Корбейль, а за ним и вся церковь Англии. Также Генрих Блуаский убедил коменданта Уинчестера передать королевскую казну Стефану.

Стефан со своей стороны в начале 1136 года подписал хартию вольностей английской церкви. Эта хартия была составлена под руководством епископа Генриха. Документ размером в одну страницу можно найти в сети под названием «Хартия Стефана Блуасского».

Вот небольшой фрагмент из Хартии в части прав церкви:

«Суд над церковными людьми и над всеми клириками, и над их имуществом и власть и распределение церковных должностей повелеваю оставлять в руке епископов и подтверждаю. Постановляю и желаю, чтобы права церквей, привилегиями их подтвержденные, и обычаи их, как они были из старины, оставались неприкосновенными. Соглашаюсь на то, чтобы все владения церквей и держания, которые были у них в тот день, когда король Вильгельм, дед мой, был жив и мертв, без всяких притязаний на них с какой бы то ни было стороны были свободны и безусловны».

Также Генрих Блуаский договорился с Гуго Биго, приближенным прошлого короля, чтобы тот поклялся, будто на смертном одре Генрих Боклерк изменил решение о престолонаследии и пожелал, чтобы трон занял именно Стефан.

Этот Гуго Биго (1095-1177) был не самым последним человеком в английском королевстве.

Отец Гуго участвовал в нормандском завоевании Англии. Старшего брата Гуго звали Вильгельм, он погиб во время знаменитого крушения «Белого корабля». Гуго унаследовал его обширные владения в Восточной Англии, пару замков. Гуго был приближенным короля Генриха I. Но после смерти монарха он стал одним из первых англо-нормандских баронов, которые поддержали Стефана. Он также принял деятельное участие в Гражданской войне, причем неоднократно переходил из одного лагеря в другой.

В общем Гуго и Генрих пошли на обман, то есть совершили вообще не рыцарственные поступки. Но рыцарское поведение было несвойственно рыцарям Средневековья.
Особой благодарности от Стефана Генрих Блуаский за свои старания тоже не дождался. В 1138 году король добился избрания главой английской церкви архиепископом Кентерберийским Теобальда Бекского, хотя первым кандидатом на этот пост был именно его родной брат Генрих.

Отношения Генриха с братом-королем еще больше обострились в середине 1139 года, когда Стефан арестовал и конфисковал владения Роджера, епископа Сольсбери (смотри выше). Это восприняли как покушение светской власти на права церкви. Впрочем, это тоже было несколько позже. А пока подведем небольшие итоги.

Стефан захватил власть в Англии, а удалось ему это благодаря следующим обстоятельствам:

1) он был крупным землевладельцем и одним из самых богатых людей Англии, а, следовательно, имел значительное влияние среди английской аристократии;

2) он умел располагать к себе людей за счет личностных качеств;

3) его поддержала английская церковь, ведущую роль в которой играл его родной брат Генрих;

4) его поддержал Роджер Солсберийский, который в свое время был правой рукой короля Генриха I;
5) его поддержала значительная часть английских баронов;

6) другие претенденты на престол не сумели действовать столь стремительно, как Стефан, они не смоги оказать ему быстрого противодействия.

А что же Матильда – дочь Генриха Боклерка? Ей же присягали минимум трижды. Стефан и его сторонники придумали байку о том, что Матильда якобы была незаконнорожденной. Якобы ее мать, Матильда Шотландская, была монашкой, следовательно, ее брак с королем Генрихом I был незаконным. Матильда Шотландская действительно в юности некоторое время жила в монастыре. Но жить в монастыре и быть монашкой – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Вряд ли стоит говорить, что при жизни Генриха I никакие Стефаны и прочие бароны законность брака сомнению не подвергали.

Уже 22 декабря 1135 года Стефана короновали королем Англии.

Пока Стефан орудовал в Англии, нормандская знать собралась в Ле-Небуре. Ле-Небур – очень маленький городок на севере Франции. Сейчас там проживает чуть больше 4 тыс. человек.

О собрании баронов в Нормандии с целью выбрать наследника английского престола уже упоминалось выше. Собравшиеся пришли к мнению, что королем должен стать Тибо Шампанский, старший брат Стефана Блуаского. Тибо было 42-45 лет. Точная дата его рождения не установлена. Он был по средневековым меркам уже в годах почти преклонных. Впрочем, брат Стефан тоже был не юн. Ему было от 39 до 43 лет.
21 декабря Тибо встретился с баронами и Робертом Глостерским в Лизьё. Но из Англии прибыли известия, что в Англии собираются короновать Стефана, и коронация назначена на 22-е. Тибо согласился с предложением баронов стать королем, однако уже у баронов поубавилось энтузиазма, и Тибо не удалось собрать достаточно сил для борьбы за корону. Позже Стефан заплатил Тибо деньги за то, что тот не двинулся в Англию. В, принципе, в английской истории уже были прецеденты, когда младшие братья захватывали трон в обход старшего. Так в свое время поступили Вильгельм Рыжий и Генрих Боклерк, оставив без короны своего старшего брата Роберта Куртгёза.

В начале 1136 года Стефана королем признал и римский папа. Это означало освобождение англо-нормандской аристократии от вины за неисполнение клятвы верности, данную Матильде.


Рецензии