Злобная пустыня. Часть 7 Дела житейские...

7. Дела житейские…

   Среди переселенцев нашлись мастера на все руки, потому как кто-то работал в шахтах, кто-то слесарил или токарил в цехах, а кто-то эти цеха обслуживал. Это значительно упростило дело. Я не забыл, что на девятом ярусе, кроме привычного для каждого яруса хранилища, был ещё и огромный строительный склад.
Вот туда мы и отправились всей бригадой, в которой на тот момент насчитывалось более тридцати человек.
Я занёс в специальный блокнот имена и фамилии всех специалистов, принявших участие в запланированных восстановительных работах. Мара поручила группе женщин, вызвавшихся привести в порядок убежище, сначала произвести перепись всех нынешних жителей Центрального убежища с указанием профессии, пола и возраста, чтобы потом знать, каким полезным делом занять народ.
Самым нудным делом оказалось перетащить все необходимые строительные материалы с девятого яруса на порушенный второй. Дальше работать стало интереснее. За два дня построили железный мост в месте, где от внешнего спуска, порушенного взрывом, оставалась узкая тропинка. По нему перетащили к пролому оставшийся строительный материал. Осталось дождаться, когда ребята восстановят цемент, что за прошедшие годы превратился в каменные глыбы. Благо, что нашли в библиотеке книгу по строительству, где было написано, как это при необходимости можно сделать.
На все восстановительные работы ушла неделя…

Вечером вспомнил про «Дневник» Архивариуса и стал читать его дальше. И через несколько страниц обнаружил там вот что:
«… Из любопытства покопался в картотеке с особо секретными материалами, доступ к которым был строго ограничен. Ну, теперь-то, думаю, можно… Оказывается, со второго яруса был выход к военным складам. Наверное, сейчас этой двери не найдёшь – взрыв обрушил всё. Бегло просмотрел списки имущества, хранящегося на этих складах – там столько всего, что можно было бы вооружить небольшую армию… Если верить приложенной карте, из тех складов были два скрытых выхода наружу - для военного транспорта. Только кому теперь есть дело до всего этого – ведь сто лет никто сюда не сунется из-за радиации...»
Я задумался. Рассказал о прочитанном Лёхе и Маре.
- Так… - сказал задумчиво Лёха, - Надо будет облазить руины. Мы же, когда обследовали убежище, на второй ярус тогда не пошли.
- Так там и обследовать было нечего, - сказал я. – Сплошь горы покорёженного железа и обломки бетонных перекрытий.  А ещё пыль по колено…
- Вот потому и не пошли, что там ходить не безопасно, - хмуря брови, сказала Мара. – Там, даже если и идти, надо пристёгиваться тросами. Опасное место …
Спустя пару дней, во время утреннего чаепития, Лёха сам вернулся к этой теме.
- Предлагаю поискать вход в военные хранилища, - сказал он, провожая взглядом Мару, торопившуюся в свою кафешку. – Можно взять пару-тройку мужиков, чтобы ускорить процесс…
- Интересно, что там? – задумчиво проговорил я.
- Найдём вход – увидим, - сказал Лёха. – Но только надо до этого смотаться за тросами. Мара права - хрен его знает, в каком состоянии перекрытие на том ярусе…
В итоге ко второму ярусу мы выдвинулись всемером.
Я вспомнил как мы с Лёхой в самый первый раз поднимались на разрушенный первый ярус, вернее, снесенный ядерным взрывом подчистую, и напомнил об этом Лёхе.
- Я тогда заметил, что гора тянется с востока на запад, - сказал я. – А значит, дверь на военные склады, вероятнее всего, находится под разрушенной частью спуска.
- Не факт, что так, - сказал Лёха, - но зона поисков приблизительно верна – западная часть яруса.

Прошёл час с того момента, как мы стали обследовать руины второго яруса. Почти везде стены его были обожжены и изуродованы, а пол засыпан грудами бетона и искорёженными кусками железа. Странно, но, обойдя по периметру весь ярус, мы не обнаружили даже малейших намёков на упомянутую в записях дверь…
Сев передохнуть на остатки рухнувшей колоны, мы стали делиться своими гипотезами на эту тему.
- Может быть, архивариус ошибся, и эта дверь находится на другом ярусе? – бросая на меня взгляд, сказал Лёха.
- Нет, - покачал я головой, - я, как только прочёл это, сразу подумал: «Там же всё порушено и, наверняка, дверь ту завалило…»
- Мы всё время шли вплотную к стене, - сказал Лёха. – Обошли по кругу весь ярус – и ничего…
- Сейчас вот вспомнил, - сказал задумчиво рыжий, как медь, Саня, с которым мы раньше не раз пересекались в литейном цехе. - Мне показалось странным одно место. Вон там, у стены… Может быть, до этого там была какая-то яма и её засыпало кусками бетона и пыли… Но края той ямы местами просматриваются…
- Надо будет внимательно осмотреть это место, - сказал Лёха. – Хотя, что-то я никак не могу представить себе дверь… в полу.
Санино подозрение оказалось не безосновательным – там, у самой стены, действительно оказалась прямоугольная яма, заваленная кусками бетона и запорошенная толстым слоем пыли. Стали разбирать завал. Спустя два часа «яма» была вычищена от строительного хлама…
Оказалось, что в этом месте был наклонный спуск, ведущий к той самой двери. Снаружи от неё остался только покорёженный проём, а вот саму дверь мы обнаружили дальше, в глубине тоннеля, уходящего вглубь горы.
Решили вернуться сюда часом позже…

После обеда в кафе мы вооружились и, прихватив с собой запасные фонари и кое-какую мелочь, вернулись в тоннель, ведущий к военным складам. Вероятно, после ядерного взрыва электрическая сеть тоннеля вышла из строя. И поэтому нам пришлось с первых же шагов по тоннелю включить фонари и полагаться на то, что их зарядки хватит на всё время, что мы будем блуждать там.
Мы не прошли и сотни шагов, как тоннель вывел нас в обширный зал. Из него в разных направлениях уходило пять просторных тоннелей. Вероятно, это были транспортные тоннели, ведущие уже непосредственно к складам...
- Ну, и что дальше? – скривил губы Лёха. – В какой из них пойдём?
- Похоже, мы поспешили со своим выходом, - покачал я головой. – Надо было сначала сходить и покопаться в картотеке архива, да найти там карту военных складов. А так мы неизвестно сколько будем здесь блуждать…
- Ладно, - кивнул головой Лёха. – В архив сходим завтра, а пока что давай обследуем тоннель, что ближе к нам. Может быть удастся выяснить хоть что-то насчёт освещения - можно его восстановить или нет?
- Да восстановить можно что угодно, было бы только чем, - вклинился в разговор Фёдор. – Тут, похоже, автономная система электроснабжения, закольцованная на самой себе. Надо искать генератор и трансформаторные подстанции, которых здесь может оказаться несколько. Проверим в первую очередь их, а уж потом всё остальное. За сотню лет что угодно могло сломаться, но скорее всего надо будет просто поменять ядерные батареи. Наверняка они истощили свой заряд…
- Ага, - понимающе сказал Лёха. – Значит будем искать, как ты сказал, генератор и эти самые подстанции. Пошли, мужики…
Вошли в крайний справа тоннель, прошагали метров пятьдесят и остановились перед железными воротами, вмурованными в скальную породу.
- Ну вот, - вздохнул Лёха, - путешествие длилось недолго. Ворота закрыты и как их открыть не понятно. Снаружи никаких кнопок, никаких приёмных устройств. Странно как-то…
- Это указывает на то, что управление воротами находится не здесь, - сказал Федор. – И если предположить, что такие ворота тут все такие, значит, должна быть какая-то операторская, откуда ведется управление. Надо обследовать второй тоннель - может быть там обнаружим, что нам надо. В общем, будем искать, пока не найдём…
Второй тоннель казался бесконечным – так долго шли мы по нему. Наконец лучи фонарей высветили перед нами просторную площадь на перекрёстке двух тоннелей – здесь наш тоннель под прямым углом пересекался с другим. К нашей радости здесь мы обнаружили и генераторную с подстанцией и операторскую с караульным помещением. Выходит, военные склады охранялись…
Потому как Фёдор был в электрике поопытнее всех нас, он со своим сыном Андреем взялись проверять всё, что касалось электричества, а мы зашли в караулку – там были даже кровати. Трое наших сразу же повалились на них, другие сели на скамейки, стоявшие по обе стороны у длинного стола. Я заглянул в оружейку - никаких следов оружия…
Ждали долго, некоторые даже заснули – кто сидя, кто лёжа. Когда вспыхнул свет, подскочили с места все, даже те, кто успел уснуть. Вышли на порог караулки…
- В общем так, - сказал Фёдор, подходя к нам. -  Те ядерные батареи, что стояли в двух генераторах, разрядились. Мы перерыли все стоящие там шкафы. Некоторые пришлось вскрывать ломиком. Наконец, в одном из них нашли ещё две батареи – они оказались с полным зарядом. Поставили их вместо старых и запустили оба генератора. Подстанция, не смотря на долгий простой, работает нормально. Остаётся только проверить аппаратуру в операторской. Сейчас чуть отдохнём и пойдём туда.

В операторской мы обнаружили висевшую на стене карту. Видимо операторы использовали её в своей работе, потому что висела она прямо над мониторами, стоящими на длинном столе. По сути дела, это был план подземного хранилища, с указанием всех тоннелей и складов. Склады были пронумерованы. На вид хранилище на карте напоминало лапу ящерицы. Первый, третий и пятый тоннели вели непосредственно к складским помещениям, а второй и четвёртый тоннели тянулись через всё хранилище. Был ещё и шестой тоннель – тот самый «поперечный», который связывал два продольных тоннеля и вероятно, все склады.
- Здесь вот пульт с кнопками на открытие и закрытие ворот, - сказал, оборачиваясь к нам Фёдор. – Все вроде как функционируют. Во всяком случае лампочки горят. Сейчас разберусь с мониторами и камерами, и если они не сдохли, то мы сможем прямо отсюда проследить открываются ворота или нет.

Кто-то остался в операторской, кто-то вышел на порог, но минут десять- пятнадцать мы точно маялись от безделья. Хотя, всё равно было веселее, чем до этого блуждать в потёмках…
Я из операторской не уходил и потому, наблюдая за манипуляциями Фёдора, раньше других увидел в монитор, как открылись ворота первого склада, а потом и других.
- Повезло, блин, - засмеялся Фёдор, - открылись все ворота!
- А мне кажется, повезло, что всё тут работает, даже сто лет спустя, - хмыкнул я.
- Это да… - согласился Фёдор. – Ну, значит, изначально добротно было сделано.
- Ну, что – может теперь вернёмся к первому складу? 
- Я оставлю его открытым, - сказал Фёдор, - а остальные закрою. Тут, на самом деле, всё довольно просто: нажал на пульте одну кнопку – ворота открылись, нажал другую – ворота закрылись.
- Надо захватить с собой разряженные батареи, - сказал я. – В убежище есть зарядное устройство специально для ядерных батарей, но не известно, работает оно или нет. Может быть, вы с Андреем возьметесь за это дело? Ну, а мы, если что, поможем, чем можем.
- Согласен, - кивнул в ответ Фёдор. – Ну, скорее всего, этим мы займёмся уже завтра. А то мало ли что тут случится и нужна будет наша помощь.
- Это верно. Договорились, - сказал я. – А на будущее, думаю, ты и возглавишь группу по обслуживанию всего, что связано с электричеством. Подбери толковых ребят и вместе потихоньку обследуйте всё убежище на предмет исправности – что и где надо отремонтировать или заменить. На складах много чего есть – мы до этого обошли их все. А пока что посмотрим, что есть на этих военных складах…
- Я с Андреем останемся здесь, пока вы там обойдёте склад, - сказал Фёдор, поворачиваясь к мониторам. – Тут, как я понял, есть внутренняя связь со всеми складами и, как только разберусь с этим, мы свяжемся с вами. На складе наверняка вы найдёте что-то вроде переговорного устройства, скорее всего близко к воротам. Услышите сигнал – постарайтесь на месте разобраться и выйти на связь.
- Хорошо, - кивнул я головой и вышел из операторской к ребятам.

Мы добрались до склада довольно быстро – теперь тоннели были хорошо освещены и это оказалось немаловажным дополнением для скорого передвижения по ним.
Когда мы подошли к складу, его ворота были распахнуты, а внутренний дворик освещён ярким светом фонарей. Едва мы перешагнули границу ворот, как справа раздался странный вибрирующий звук. Я бросил взгляд на небольшое строение и понял, что как раз из его распахнутой двери и доносится этот звук. Зайдя туда я обнаружил на стене висящий пульт с мигающей лампочкой. Устройство было довольно простым – лампочка, два тумблера, и над ними решётчатая полусфера. Тут я вспомнил про то, что говорил Фёдор и щёлкнул одним из тумблеров.
- Так, - сказал я самому себе, - кажется, это не тот…
И тут же щёлкнул другим тумблером.
- Ну вот, - услышал исходящий от полусферы голос Фёдора, - всё просто, как я и говорил. Всё, связь налажена. Занимайтесь своими делами.

Мы пробыли на этом складе больше двух часов. И это при том, что мы не особо где-то задерживались. По сути мы просто фиксировали для себя всё, что попадалось на глаза и могло представлять интерес для жителей убежища. Склад был настолько огромен, что мы очень скоро поняли, что для того, чтобы ознакомиться с его содержимым, понадобится не один день. Стеллажи, высотой в четыре-пять метров, тянулись ровными рядами на сотни метров вглубь и рядов этих был не один десяток. Я заметил, что тут на каждых десяти метрах «потолок» подпирают железобетонные опоры. И всё равно казалось странным, что после такого мощного взрыва всё здесь не рухнуло…
После двух часов ходьбы по складу мы настолько устали, что решили отдохнуть и присели на ящики, стоявшие у стеллажа. Лёха, обводя взглядом нашу компанию, улыбнулся и наклонившись шепнул: «Ребята устали. Надо возвращаться.»  Я молча кивнул.
- Мужики, - сказал Лёха, - спасибо за помощь. Думаю, на сегодня достаточно. Возвращаемся в убежище.
Минут через десять-пятнадцать мы уже были у ворот. Я связался с Фёдором и сказал, что мы выходим из склада и будем ждать их у входа в тоннель…

Вечером, сидя за ужином в кафе, мы с Лёхой рассказывали Маре о том, что обнаружили на военном складе…
- А теперь представь себе – это только один из трёх военных складов. А что на других – даже трудно вообразить.
- Завтра я пойду вместе с вами, - сказала Мара. – Может быть присмотрю и для себя что-нибудь. Ну, а что вы решили насчёт оружия? Раздадим его всем или организуем поблизости что-то вроде оружейки?
- Вот! – воскликнул Лёха. – Именно это и приходило мне в голову, когда мы возвращались со склада. Просто раздать оружие – это не разумно. Где они будут его хранить? В шкафу или под кроватью? У многих дети. Не дай Бог по недосмотру оружие попадёт к ним руки - пальнут и поранят кого, а то и ещё хуже. Нужно выделить помещение под оружейку.
- И чтобы она охранялась круглосуточно, - сказала Мара. – А вот одежду, обувь и бронежилеты можно хоть сейчас раздать.
- С утра схожу в архив, - сказал я, - поищу в картотеке папку, касательно военных складов. Сразу будем знать - что и в каком месте хранится.
- Это правильно, - кивнул Лёха. – Это ускорит дело. Я, пожалуй, схожу вместе с тобой – может в библиотеке ещё что найду про оружие…

На другой день мы с Лёхой посетили библиотеку. Пока я рылся в архиве среди папок с грифом «Секретно», Лёха копался в книгах.
Минут через пятнадцать я нашёл папку, которую искал. Полистал её… В итоге вынул из неё вчетверо сложенный лист с планом военного хранилища, а ещё с десяток скрепленных между собой печатных листов – то был список основных предметов, хранящихся на военных складах.
Мы вернулись на свою квартиру. Мара в то утро никуда не пошла. Утром, приготовив нам кофе и бутерброды, вернулась в свою кровать. Сказала, что будет ждать нашего возвращения.
Когда мы вернулись, она укладывала в свой рюкзак пакеты с едой и бутылки с водой.
- Я взяла на каждого по паре бутербродов – итого полтора десятка. Ну, и пять бутылок воды, - сказала она. – Рюкзак понесёте вы или я?
- Я понесу, - сказал Лёха. – Да, и ещё вот что – оружие, броньку и всё такое не берите. Там всего этого навалом, каждый выберет, что ему понравится. Потом, когда решим вопрос с оружейкой, надо будет потихоньку перетащить в неё со склада необходимое количество автоматов и патронов. Оружие будем выдавать только под роспись, то есть под личную ответственность.
- Когда я в архиве просматривал списки имущества, размещённого в складах, в первую очередь внимательно просмотрел список «Склада № 1», где мы были вчера и куда собираемся идти сегодня. На этом складе, кроме оружия, бронежилетов и патронов, есть ещё много чего. Но главное то, что в списке указывается не только что хранится, но и где конкретно оно лежит… Например, нужна медицина. Открываем и смотрим. Медицина – ряд 8, стеллажи 134 – 185… Ну и касательно всего остального - всё в таком же духе.
- Молодцы! - кивнула Мара. – Вот такой подход к порядку мне по душе. Внедрим и у себя такое же отношение ко всякому делу – аккуратность должна быть во всём.
- Вон, - кивнул Лёха в окно, - и ребята уже пришли. Ну, что – будем выдвигаться?

                *
Насколько я помню, из всех походов, которые мы совершили вместе на склады, Мара ходила туда всего три раза. В «Складе №1» она тщательно осмотрела стеллажи с медициной, часто заглядывая в список, который я держал в руках. Наконец устало сказала:
- А что я собственно копошусь здесь? Ты же у нас хочешь стать доктором. Книжки по медицине читаешь. Значит, ты и занимайся этим вопросом. Совет один - самые необходимые лекарства должны быть всегда под рукой. Запасись ими, чтобы при каждом чихе не бегать сюда. В общем, на тебе здоровье людей нашего убежища…
Мара выбрала по своему размеру и вкусу снаряжение и, уходя, сказала:
- На мне все наши кафе и теплицы. Моя задача -накормить людей. Ваша задача – защита и порядок в Убежище.
В «Склад №2» она приходила тоже один раз. Там хранилось продовольствие и всё, что каким-то образом имело к нему отношение - печи, посуда, моющие средства и многое другое. Первое, что она сделала – это набросала себе список круп, что прекрасно сохранились тут в герметичных контейнерах.
Не всё, что потом бралось оттуда, пошло на приготовление пищи, часть была посеяна в теплицах и дала прекрасный урожай.
В «Склад №3» Мара пошла, наслушавшись от меня и Лёхи про былую мощь человеческой цивилизации. Дело в том, что это было хранилище военной техники. Его размеры превышали все наши ожидания. Военная техника одновременно и пугала, и восхищала…
Лёха, как увидел её, задался целью постепенно изучить её всю. Он подобрал себе команду единомышленников и часто наведывался в это хранилище. Он же взялся обучать стрелковому делу всех взрослых мужчин нашего убежища. В общем он взял на себя оборону убежища.
Что касается меня, то я продолжал углубляться в изучение медицины. Набросав план, я стал постепенно воплощать в жизнь задуманное. Мне хотелось, чтобы в нашем убежище появился медицинский центр, какие изначально были во всех пяти убежищах в этой пустыне. Но я понимал и то, что это случится очень нескоро. Однако, для начала надо было хотя бы что-то. И я занял под медицинский кабинет помещение на девятом ярусе, потому что близко к нему находился строительный склад, а ниже, на одиннадцатом ярусе -
склад медицинского оборудования и лекарств. Я посчитал, что это неплохое соседство, если медицинскому центру вообще суждено тут появиться.
При всём том, что в нашей троице каждый занимался своим делом, нам приходилось заниматься ещё и проблемами жителей убежища. Мы были обязаны помогать им – ведь это мы привели их сюда, пообещав, что здесь они будут счастливее, чем в катакомбах. Хоть мы и не стремились стать властью, мы стали ею невольно…
В повседневных хлопотах незаметно пролетело лето. Наступила осень…
Мара радовалась своему первому урожаю, Лёха – своим победам в освоении военной техники, и только мне казалось, что я топчусь на месте.
И тут вдруг случилось то, чего мы не ждали – в двери нашего убежища постучались…


Рецензии