Серая и Медведь. Глава 3

И ВНОВЬ ПЕРЕМЕНИЛА РУСЛО НЕБЕСНАЯ РЕКА…

Наша жизнь – росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и всё же…
(Кобаяси Исса)

- Ой, мама, какой странный сон я видел сегодня!

Серый от кончика носа до кончика хвоста, котенок с удивлением разглядывал свои лапки.

- Что ты видел, сынок?

Серая кошка перестала умываться и внимательно посмотрела на сына.

- Мне снилось, что я плыву, и что у меня вместо задних лапок большой плоский хвост! Прямо как в той легенде! А еще я видел ту самую Эю, про которую легенда. Она смеялась и дразнила меня, а потом превратилась в тебя, мама…

Кошка смешливо фыркнула.

- Это в тебе говорит далекая память предков, малыш…

- А что такое память предков, мам? Когда я думаю, мне ничего такого в голову не приходит. Вот сейчас я очень сильно думаю, но не помню, чтобы я когда-то видел то, что мне приснилось сегодня…

Серая кошка нежно лизнула котенка в нос.

- Память предков, сынок, это не мысли, которые бегают, как крошечные мышки, в твоей маленькой головке, и не воспоминания об увиденном тобой наяву. Ты совсем недавно родился, и ничего, кроме этой клетки и комнаты, в которой эта клетка стоит, видеть не мог. Глазами не мог. У тебя не может быть других воспоминаний. Но существует такое место в нашей голове, куда складываются воспоминания всех предков, живших до нашего рождения. Всех представителей нашего вида. Начиная с самого первого. Это место сокровенного знания закрыто плотной завесой. Чтобы ты мог жить и расти, тебе не нужно постоянно следовать подсказкам из прошлого, иначе ты сам никогда ничему не научишься и не сможешь пополнить память предков своим, новым, опытом. Но во сне, когда мы находимся в состоянии полузабытья, завеса на памяти предков становится тонкой и полупрозрачной, отдельные видения могут просочиться в твою головку и остаться там, чтобы пополнить твое сознание. Ты, вдруг, начинаешь вспоминать то, чего помнить не должен.

- А разве плохо помнить все? С самого рождения! Тогда и учиться ничему не нужно! Все уже и так будешь уметь!

Котенок опрокинулся на спинку и, задрав лапки, стал охотиться на свой хвостик.

- Это-то и опасно! – муркнула кошка. – Как же будет набираться опыт поколений, если новый опыт никто не станет получать? В этом-то и смысл завесы! Каждый из новоживущих пополняет родовую память своим личным опытом, который потом может использовать кто-то из его потомков. Но, на самом деле, есть еще одна причина. Ты не должен слышать голосов тех, кто жил до тебя. Иначе можно потеряться в чужих воспоминаниях и никогда больше не найти себя истинного. От этого можно даже отправиться к предкам на Радугу раньше времени, потому что голова твоя не выдержит такого груза и просто лопнет.

Котенок задумался, глядя на свою лапку.

- Но ведь я сегодня видел во сне, как плаваю, и моя голова не лопнула… Правда, сейчас в ней что-то очень чешется, вон там, за ушком, но она целая! Посмотри сама!

- Конечно, она целая, милый, - снова зафыркала кошка. – Ты увидел лишь крохотную часть из возможного прошлого. Такую маленькую, как одна твоя шерстинка! А представляешь, если в твою голову поместить сразу всю шерсть, которая на тебе растет?

- И даже на хвостике?!

Котенок испуганно округлил глазки.

- И даже на хвостике. И еще много-много другой шерсти.

- Ну, тогда точно не влезет, - огорченно вздохнул котенок. – А потом, наверное, это и не очень приятно, когда у тебя в голове столько шерсти… Она будет мешать думать и станет ужасно чесаться… А как я почешу то, что находится внутри головы?..

Малыш задрал заднюю лапку и стал удовольствием чесать себе за ушком.

- Это очень приятно. Почесаться, когда чешется… Мам, мама, расскажи, что было дальше в твоей легенде…

- Ладно, сынок, слушай и постарайся запомнить. Может быт,  когда-нибудь, ты расскажешь эту легенду еще кому-то…


…Волны в подземном гроте еще долго омывали израненные тела влюбленных и все шептали и шептали  о решении Морского Владыки и Трех Кошек Радуги сохранить великую любовь двух ластоногих, еще не виданную среди им подобных…

Убаюканные напевом моря, души Эи и Ия тихо и без страданий покинули свои истерзанные оболочки и отдались на милость Высшим.

Как все происходило на самом деле, никто рассказать не может, потому что таинства, творимые Высшими, не поддаются описанию ни на одном языке мира. Когда души Эи и Ия вновь пробудились, они уже оказались в новых телах.

Первым очнулся Ий. Он глубоко вдохнул и не почувствовал боли. Удивившись, Ий открыл глаза и увидел прямо над собой чистое голубое небо и Огненного Кота, привольно гуляющего по нему. Горячие усы Кота приятно гладили шкуру самца и заставляли жмуриться. Ий поднял голову и огляделся. Вокруг был песок, почти такой же, как на его родных лежбищах. Совсем рядом тихо плескалось море, что-то шепча на своем наречии.

Ий встал на ласты. Их оказалось четыре. Ощущение было странным. Стоять на четырех ластах оказалось удивительно удобным. Ласты были длинными, тонкими и оканчивались мягкими кожаными отдельными подушечками. Удивленный Ий сделал шаг, потом другой… Подпрыгнул… Какое странное ощущение испытывал он во всем теле! Необычайной легкости и скрытой мощи в каждой мышце! Куда исчезла некоторая неуклюжесть и неповоротливость на суше? И где Эя? Самец помнил, что в гроте она была совсем рядом…

Ий огляделся. Неподалеку от него неподвижно лежал некрупный зверек, покрытый серым пушистым мехом. Ий втянул ноздрями воздух. Зверек пах странно и непривычно. Оглядываясь, Ий опасливо подкрался к незнакомцу…
Внешний вид зверька поразил Ия. Небольшое удлиненное тело с одной стороны заканчивалось остромордой головой с торчащими ушками, а с другой – длинным хвостом. У животного было четыре тонких ласта, заканчивающихся кожаными подушечками. Прямо как у него самого! Между подушечками были видны белые, очень острые и тонкие когти.

Ий растопырил свой ласт и обнаружил, что у него тоже растут такие когти между подушечками!

- Какие странные ласты, - подумал Ий. – Ими совсем неудобно будет грести!.. Так вот, как я выгляжу! – осенила его мысль. – Как этот незнакомый зверек передо мной!

Испугавшись, Ий кинулся к морю, как к привычному убежищу, но, зайдя по грудь в воду, остановился. Дальше идти почему-то не хотелось… Вода оказалась очень холодной и неприятно студила брюхо…

- Что со мной?! – в отчаянии прокричал Ий. - Верните мой прежний облик!
Крик его разнесся по всему побережью. И волны ответили.

-Тишшшшшше, тишшшшшше, обитатель сушшшшши… Кого ты ссссобираешшшшшься напугать? Власссстелина Моря? Или нассссссс, его верных ссссссслуг? Мы ссссссделали всссе, что было приказано… Вынесссссли васссс на сссушшшу. Владыка Моря подарил вам новые тела… Или ты хочешшшшшь вернутьссссся в ссссвое? Мертвое? Оно ещщщще лежит в подземном гроте, и раки уже начали объедать его… Хочешшшшшшь? Мы можем вернуть тебя туда…

- Нет! – Ий испугался, представив, как над его телом пируют раки. – Если оно мертво, то меня устроит и то, что выбрал для меня Морской Владыка! Пусть такое нелепое, как это, но лучше быть маленьким и живым на суше, чем большим и мертвым в море… А моя любимая? Моя Эя! Она осталась в гроте на съедение ракам?! Если это так, то верните меня туда! Пусть нас обоих похоронят жители морских глубин, разодрав на части. Я не брошу ее! И не хочу без нее жить ни в каком теле!

- Какой ссссссмешшшшшшной… - шелестели волны, омывая бока Ия. – Ссссмешшшшшной и бесссссстолковый… Твоя великая любовффффффь лежит на берегу… Живая и невредимая… Вффффон она… Прошшшшшепчи ей о своей любфффффи, и она проссссснется, глупец… Сссссколько мороки вечно с этими влюбленными…

Волны еще продолжали что-то раздраженно бормотать, но Ий уже не слышал их. В несколько длинных прыжков он преодолел расстояние от моря до мохнатого зверька, лежащего неподалеку. Лапы пружинили и подкидывали тело на небывалую высоту. Такую легкость Ий раньше чувствовал только плавая в море.

- Эя, Эя, - кричал Ий, - Эя, это ты? Очнись, любимая!

Он наклонился над зверьком и, сам не ожидая от себя такого, несколько раз лизнул его шершавым языком в нос.

- Пфы! – чихнул зверек и сел, оттопырив назад длинный, как у Ия, хвост.
Ий вгляделся в морду зверька. Непривычная красота тонких черт остренькой мордочки завораживала… Небольшая треугольная головка, острые полупрозрачные ушки, миндалевидные зеленые глаза такой красоты, что у самца вдруг перехватило дыхание. Серый влажный носик, тонкие, трепещущие на ветру, вибриссы по бокам мордочки...

Зверек потер передним ластом нос и зевнул, широко распахнув яркую пасть с красным язычком и острыми белыми клычками.

Ий затрепетал от восторга.

- Как ты прекрасна, любимая моя! – муркнул он. – Прекрасна от носа до кончика хвоста! Я вижу, что душа Эи по-прежнему сияет в глазах твоих!
- Мы уже на Радуге, любимый?..

Эя покрутила головой на длинной изящной шее.

- Если смерть выглядит так, то я счастлива!

- Мы живы, Эя! – подскочил Ий и завертелся от восторга на месте, пытаясь поймать свой длинный хвост. – Смотри, мы дышим, видим, нюхаем, можем прикоснуться друг к другу, а значит - живем! Морской Владыка подарил нам новые тела! Конечно, они не так хороши, как бывшие, но, думаю, мы с тобой к ним привыкнем со временем…

- Не так красивы?.. – Эя оглядела свое новое тело. – А я вот сразу узнала тебя в новом теле, моя любовь. Не так красивы… Мне кажется, ты ошибаешься! Я вижу перед собой прекрасное гордое создание – тебя! И, если я выгляжу примерно так же, то это просто чудесный образ! Нам подарили новую жизнь! Нужно отблагодарить Хозяина Морей за его милость к нам!

Эя и Ий подошли к воде.

- Что-то мне совсем не хочется туда заходить… - муркнула Эя. – Там мокро и веет холодом, а у меня совсем нет желания мочить свои новые красивые ласты…

- Она очнулассссссь?.. - зашептали волны. – Привфффффет тебе, сссссамка! Тебя уже не тянет в привычную сссссстихию? Фффшшшшш, как сссссссмешшшшшно… Сссссслушшшшшайте и запоминайте, ссссссухопутные… Вы теперь называетесь «КОТЫ». На сссссушшшшше уже живут звери, похожие на вффффассссс. Когда-нибудь вы всссстретитесь с ними… Сссссоздавайте сссссвой ссссобственный клан. Размножайтесь и плодитесссссь, засссселяя своими потомками Землю. Такая милость подарена вам за великую любовфффффь, верность и ссссамопожертвование… Будьте благодарны Владыке и Трем Кошшшшшкам…

- А как же наши бывшие кланы? – мяукнула Эя. – Неужели я больше никогда не увижу своего дорогого отца? И не смогу прижаться к матери?

- Вы больше не их роду-племени… Зачем вам встречатьссся? Вашшшшши враги будут наказаны за то, как с вами поссссступили… Ваши родные постепенно забудут васссс, чтобы их жизнь не слишком омрачалассссь… Предатель и убийца Аи пойдёт на корм акулам во время ссссследующей охоты. Мы позаботимссссся об этом…

- Пожалуйста, не нужно никого наказывать из-за нас! Мы живы, мы вместе, и мы счастливы этим… - тихо муркнула Эя, прижавшись мохнатым боком к Ию. – Пусть они живут спокойно и просто забудут нас, чтобы не страдать от воспоминаний и вины.

- Хорошшшшшшо… - прошептали волны. – Ессссли ты прощщщаешшшшь их, то так и будет…

- У меня есть вопрос! – мяукнул Ий. – Почему мы стали именно котами? Почему Владыка Морей не выбрал для нас тела каких-нибудь морских обитателей?

- Неиссссповедима воля Владыки… - прошелестели волны. – Но вот тебе подсказка, шерстисссстый. Ты знаешшшшшь, как люди называют вашшш водоплавающий вид? Морские котики! Хххххххфффффффшшшшшш… Это такая шшшшшшутка Владыки…

- Вы что, смеетесь надо мной? – выгнул спину Ий и стал скрести когтями песок.

- Шшшшшшшшш… Конечно сссссмеемссссся… Куда ты, глупец, сссссуешшшься со своим убогим разумом в великие дела Владыки Морей? Но про морских котиков – правфффффда. Вфффффстретишшшь людей, узнаешь сссам…

- Мы благодарим Владыку от всего сердца! – громко мяукнула Эя. – Никогда на свете не будет более дорогого подарка, чем новая жизнь. Мы в долгу перед Владыкой и обещаем пронести свою любовь через все отпущенные нам годы, создав новый клан и передавая то, что свершилось, через поколения, чтобы славные деяния Владыки Морей не забывались, и наши потомки неустанно благодарили его за свое земное существование! Если я не выполню своей клятвы, то пусть Владыка отберет у меня мои ласты, чтобы я не смогла больше передвигаться и умерла от голода!

Волны загрохотали от хохота, взметнувшись высоким гребнем.

- Ласссссты… Ххххфффффффшшшшш! Она думает, что это лассссты! Это лапы, глупышшшшшшка! У сухопутных растут лапы… Вам ещщщще много предсссстоит узнать о ссссвоих сссспособностяххххх… Вссссему сссвое время… Мы передадим вашшшшу благодарность Владыке… Небольшой сссссовет… Трех Кошек Радуги не забудьте отблагодарить… Именно они посссссоветовали дать вам такой образсссс… Помните, вы теперь под их покровительством… Именно они сейчас плетут ваши коссссы жизней и перегрызут их, когда придет вашшшш ссссрок уйти… Ххххфффффффшшшшшшш…

- Ну, что ж… - вздохнул Ий, - значит, придется привыкать к новым богам… Прощай, Великий и Ужасный Многоног, хранитель темных глубин! Здравствуйте, Три Кошки Радуги! Главное – мы снова живы и мы вместе!..

…Ий и Эя, тесно прижавшись мохнатыми боками друг к другу, пошли по песчаному пляжу искать убежище, в котором они смогли бы жить и растить потомство. Они нашли свой новый дом в густых лесах, обосновавшись неподалеку от побережья, чтобы можно было ловить рыбу для пропитания. Оказалось, что новым телам годится и другая добыча – различные мелкие грызуны и птицы, которые в большом количестве населяли эти леса. Ий и Эя быстро научились пользоваться своими новыми, как оказалось, чрезвычайно удобными конечностями под названием «лапы». Наличие острых когтей давало много возможностей в охоте, лазании по деревьям и защите от других хищников. Гибкие легкие тела были ловки и послушны, уши чутки к самым тихим звукам. Серые носы чуяли на расстоянии добычу, затаившуюся в песке, густой траве, под листвой или даже снегом. Клан Серых, основанный Эей и Ием, быстро множился, потому что не утихала любовь между этими двумя. Они прожили не такую долгую жизнь, как могли бы прожить, будучи морскими котиками, но достаточно длинную, чтобы успеть родить и вырастить множество детей, внуков и правнуков, потому что срок вынашивания потомства у котов гораздо короче, чем у похожих на них ластоногих. Когда потомки Ия и Эи впервые встретили на побережье людей, те были удивлены красотой и грацией невиданных доселе серых котов и поражены необычайной ловкостью этих животных в охоте. Людям пригодились бы такие помощники в хозяйстве, а коты были не прочь получить теплое и безопасное убежище от хищников и сильных холодов. Серых стали приглашать в жилища для ловли мышей и крыс, которые сильно портили припасы и переносили смертельные для людей болезни. Постепенно наш клан плотно сжился с людьми и так полюбился, что редкие серые коты стали считаться ценным подарком. Говорят, что наши представители ловили мышей даже во дворцах великих правителей людей! Так наш род расселился по всем землям…


- Какая интересная легенда! – серый котенок потянулся и встал на лапки. – Значит, я потомок морских котиков? И, значит, тоже умею плавать?

- Все коты умеют плавать, малыш, но очень не любят этого делать. От воды намокает шерсть и прилипает к телу. Становится зябко и неприятно. Потом ее приходится очень долго сушить и вычесывать языком. Когда холодно, от этого можно заболеть. Так что плавание теперь не наше любимое занятие.

- А что наше любимое занятие? – спросил котенок, хитро склонив головку набок.

- Мы, коты, любим поспать в тепле и сытно поесть, - муркнула серая кошка. – А поскольку мы спим большую часть времени, важно, чтобы у нас всегда была сухая подстилка под брюхом, и нас не поливало дождём и не засыпало снегом. Конечно, у нас есть мохнатая шкура, как и у наших возможных предков. Ведь они могли спать прямо на снегу! Но наша шкура слишком тонка, да и слой подкожного жира невелик… Мы бы не выжили в таком холоде, в котором продолжают жить они. Еще мы любим играть и охотиться, лазить по деревьям и прыгать. А еще мы очень любим своих котят. Таких, как ты, мой малыш…

Кошка наклонилась и нежно лизнула котенка в  серый носик.

- Значит, твое любимое занятие – это любить меня?

Серый котенок счастливо прикрыл глазки и замурчал, усыпляя себя самого песенкой вечной и самой чистой любви ребенка к своей матери.

Перед его внутренним взором начали пробегать тени прошлого, проносились незнакомые образы, память предков всплывала отдельными событиями, заставляя котенка вздрагивать от неожиданности и перебирать лапками, в желании то ли догнать то, что он видит, то ли убежать от пугающих картин.

- Когда я проснусь, ты расскажешь мне, что было дальше, ма?.. – сонно промурчал котенок, погружаясь все глубже в видения.

- Конечно, сынок, я расскажу тебе все, что знаю.

Кошка улеглась рядом, прижавшись к его спинке теплым боком… Кто же, как не мать, должна охранять сон своего чада?..


…Сладкая дрема быстро поглотила маленькое сознание котенка, как шерсть впитывает каплю влаги, и понесла на крыльях видений по бесконечным спиралям вечности, незримо вращающимся вокруг оси мироздания…


Заплатила дань
Земному и затихла,
Как море в летний день.
(Такараи Кикаку)

(продолжение следует)


Рецензии