Десять ловушек абьюзера
***
Ловушка первая: это ты виноват(а), что я так себя веду, потому что с тобой иначе нельзя. Человек ведёт себя грубо и неадекватно, но винит в этом не собственную невоздержанность и дурное воспитание, а вас же в этом и обвиняет. Анубис начал орать на меня и матюкать буквально с первого же дня. Когда же я указывала ему на недопустимость подобного поведения, он утверждал, что не вёл бы себя так, если бы я не допускала глупых косяков и не задавала бы тупые вопросы. Мне же повезло главным образом по той причине, что до этого я четырнадцать лет работала в организации, где кричать и оскорблять подчинённых вообще не было принято. Хотя и косяки с моей стороны были, и вопросы я задавала самые разные. Но мои прежние руководители ни до чего подобного не опускались. Значит, ничего невозможного в корректном отношении к подчинённым точно нет, было бы желание. Сет, кстати, поддакивал Анубису, говоря, что мне нужен такой муж, который бы меня бил. Потому что по-другому я типа не понимаю. А ведь условия-то нешуточные, зима, из-за мелких косяков могут наступить весьма плачевные последствия типа заморозки всего вагона.
А условия, в которых нам приходилось ездить, и впрямь были суровыми. Несколько раз нам приходилось бегать с грелками и размораживать раковину и туалет, в вагоне постоянно что-то ломалось. К тому же мы всей бригадой подхватили простуду и переболели (и отлежаться было нереально, приходилось работать). К тому же народу в ресторане была тьма тьмущая, все куда-то спешили. И работать в таких условиях, да ещё с такими токсичными коллегами, мне очень быстро расхотелось. Написала заявление об увольнении, директору, чтобы лишний раз не провоцировать скандал, сказала: согласна, с работой я справляюсь так себе, извините, что не оправдала ваших ожиданий, и если я уволюсь, так будет лучше для всех, а то не хотелось бы вам вагон разморозить или перед ревизорами подставить.
Анубиса такая новость отнюдь не обрадовала, и он принялся уговаривать меня поехать с ним ещё на один рейс, обещая, что следующий будет легче, потому что в новогодние праздники будет мало народу, и что работник я совсем не такой уж и плохой, налицо положительная динамика. И тут я, признаться, подумав, что, возможно, я его и вправду излишне демонизирую, попала в ловушку номер два…
***
Ловушка вторая: не уходи, ты хороший(ая), ты нам нужен(на). Когда абьюзер понимает, что вот-вот потеряет свою жертву, и издеваться ему будет не над кем, вы вдруг становитесь для него светом в окошке. И ошибки ваши уже, оказывается, совсем не критичны. В общем, я согласилась поехать с Анубисом во Владивосток ещё раз и уволиться только в конце рейса (потому что реально устала от работы на железной дороге). Перед этим взяла с него обещание вести себя более сдержанно. Директор пообещал. Какое-то время он действительно на меня не кричал, но…
***
Ловушка третья: ты меня бросаешь, ты меня предаёшь! ты ненадёжный(ая)! Как только мы во второй раз отъехали от Москвы, я стала слышать от Анубиса подобные фразы каждый день. То, что я устала, переболела и вообще не чувствую в себе сил дальше работать на железной дороге, напрочь игнорировалось. «Ты сможешь, ты сильная!» - «подбадривал» меня Анубис. И не забывал обещать, что следующий рейс непременно будет легче. Хотя весь день мне приходилось пахать, как лошадь, время по мере приближения к Владивостоку двигалось на час вперёд, и ночью (в Москве тогда как раз был ранний вечер) я в своём служебном купе решила в Телеграме спросить своих друзей: считаете ли вы меня человеком ненадёжным, готовым предать всех за копейку? а то директор мне так и говорит. Те в один голос назвали директора абьюзером и манипулятором. Такая обработка, к слову сказать, дала обратный эффект: вместо того, чтобы испытать муки совести, я окончательно перестала уважать руководителя, который пытается удержать меня всеми правдами и неправдами. Вроде бы взрослый мужчина, по возрасту мне в отцы годится, а ведёт себя как восьмиклассник, с которым любимая девочка больше не хочет сидеть за одной партой. И в один прекрасный день я ему сказала: мол, Ваше право думать обо мне всё, что хотите! Почему я должна оправдываться и доказывать что-то человеку, который не уважает меня и ни во что не ставит мои интересы и даже моё здоровье?
***
Ловушка четвёртая: посмотри на других и бери с них пример. «Вот проводницы наши, совсем молодые девчонки, пашут больше нашего, но не ноют и увольняться не спешат». Разумеется, я преклоняюсь перед этими проводницами, дай Боже им сил и здоровья! Если для кого-то работа на железной дороге – это смысл всей жизни, конечно, можно выдержать многое. Но я убеждена, что у каждого свой путь, и никто не обязан любить поезда больше всего на свете. Эту свою мысль я, собственно, и озвучила директору. Больше он с другими меня не сравнивал, однако придумал кое-что новенькое…
***
Ловушка пятая: ты ни на что не способен(на), и тебя ждёт ужасное будущее! По мнению Анубиса, раз я так боюсь трудностей, что готова так скоро сдаться, я никогда не выйду замуж, потому что нормальному мужику не нужна ленивая жена. Ну, ладно, сам он бы на мне ни за что не женился, это я уже поняла. Тем более, он уже давно и прочно женат, и жена у него, по его же описанию, ну просто ангел небесный. Мои поздравления, как говорится, на него я не и не претендую. Мне бы мужа такого, чтобы был мне по-настоящему близок по духу, а не повёрнутого, который делает выводы о трудолюбии потенциальной жены по таким сомнительным критериям. Ну, а если по-настоящему свой человек мне так и не встретится, значит, не судьба – кто попало мне тоже не нужен. И вообще, если ваш начальник – не Господь Бог, и даже не Мишель Нострадамус, и не всевидящая Ванга, скорей всего, ваше будущее от него сокрыто, равно как и от всех смертных. Тем более Анубису звёзды так и не подсказали, что ревизоры застукают его самого за курением в неположенном месте…
***
Ловушка шестая: стыдно жаловаться, как маленький! Этим Анубис стал меня укорять, когда услышал, как я рассказываю маме про его поведение. Вот сам он никогда не рассказывает маме о своих проблемах, потому что бережёт её, и потому, что он взрослый мужчина. Я же хочу сказать всем тем, кто попал в лапы абьюзеру: жалуйтесь всем, кто будет на вашей стороне. И маме, и папе, и друзьям, и подружкам. В замкнутом пространстве поезда, когда вы находитесь с абьюзером (и с его помощником) денно и нощно, сломать вас морально гораздо легче, чем если бы дело было на твёрдой земле. Если даже большинство не сможет вам реально ничем помочь, они могут хотя бы дать ощущение, что вы не один(на), и напомнить вам, что вы отнюдь не такой(ая) плохой(ая), каким вас величает абьюзер. Например, друг может напомнить, как вы, такой(ая) ненадёжный(ая), по словам абьюзера, не бросили его в трудной ситуации, а подружка напомнит о том, как вы, типа безрукий(ая) неумеха, на праздник приготовили такой шикарный плов, что все чуть не съели его вместе с тарелками. Да, близкого человека, маму, например, придётся огорчить. Но я думаю, это лучше, нежели делать вид, что всё в порядке, а потом неожиданно огорчить его тяжёлой депрессией и попыткой суицида.
***
Ловушка седьмая: покидая меня, ты столько теряешь! Когда Анубис понял, что у меня «нет ни чести, ни совести, и я неспособна на истинную преданность своим», в ход пошли пряники. А вернее, обещание таковых. «Смотри, какую красивую рыбину я купил! Там внутри икра. Поедешь со мной в следующий рейс – я её тебе подарю». На следующий день он завёл разговоры о том, какие классные и замечательные люди буквально выстроились в очередь, все хотели с ним поехать, и стоит ему только поманить их пальцем, и они за ним пойдут куда угодно – хоть на край света! Ну, я, естественно, порадовалась, что кому-то из них повезёт, и рыбку с икрой в подарок получит. На что директор сразу: они сюда идут работать, а не за рыбой! (А вот купилась бы я на рыбку, согласилась бы с ним ещё поехать, он ведь и мне бы сказал то же самое. Выходит, обманывал с самого начала). В другой раз поделился своими планами попробовать летом поехать в Китай: мол, границы скоро откроют, поезда пустят, а в Китае можно купить такие шикарные вещи из шёлка и недорого! Ну, я с ним согласилась: конечно, если вам предложат, думаю, стоит попробовать, желаю удачи! Хотя, если честно, сомневаюсь я, что про Китай он сказал правду.
***
Ловушка восьмая: это ты спровоцировал(а) неприятность! Неприятность могла случиться по разным причинам. В кухне замёрзла раковина? Это потому, что ты недостаточно хорошо выжал(а) тряпку. У директора заболел живот? Это потому, что ты намедни посмотрел(а) в область его солнечного сплетения слишком сердито и тем самым сглазил(а). Поезд задерживается в Иркутске на шесть часов? Это потому, что ты сказал(а) в священный день Зимнего солнцестояния о том, какой Иркутск красивый город, и как ты хотел(а) бы приехать туда хотя бы на денёк! Впрочем, в сглазе меня Анубис не обвинял – всё было гораздо прозаичнее. Как я уже писала выше, ревизоры застали его за курением в неположенном месте, стали спрашивать меня. Но поскольку я сама не видела, как он там курит, свидетелем по этому делу быть отказалась. Потом всю дорогу я слушала от директора упрёки в том, что будто это я сдала его ревизорам, из-за чего на него составили акт. Дескать, вместо того, чтобы поклясться на крови, что наш директор вообще не курит, я в разговоре с ними допустила мысль, что, может, он где-то там и курил, но я не видела.
***
Ловушка девятая: этого не было! ты всё придумываешь! В психологии это называется газлайтингом, и сию «тяжёлую артиллерию» Анубис стал применять по мере приближения к Москве. Про данное обещание не орать на меня он уже давно позабыл, и теперь каждое утро, чуть что – сразу крик и трёхэтажный мат. Один раз он и вовсе запустил в меня моток пищевой плёнки и попал в спину. Потом утверждал, что он в меня им не целился и не попал – ведь если бы попал, у меня на спине был бы синяк. В другой раз он спрятал мой телефон на кухне и утверждал, будто я сама его туда положила. Хотя я бы никогда ни при каких обстоятельствах не положила бы телефон именно в это место. Когда же я ему о том сказала, Анубис быстро изменил свои показания: да, мол, это сделал я, но лишь для того, чтобы посетители ресторана его не украли. После этого я стала носить телефон с собой в кармане фартука. Хорошо, что он с самого начала был запаролен! Это помешало директору обрести доступ к моим данным и сотворить что-то нехорошее от моего имени.
***
Ловушка десятая: откровенное враньё. «Твоя мама разрешила мне, если будешь плохо себя вести, хорошенько тебя поругать!». «В конторе тебя в эту дату никто не уволит по собственному желанию, ибо заявление не подписано руководством, уволить тебя могут только по статье с последующим занесением в чёрный список, и тогда ты сможешь устроиться на работу разве только дворником. Вот Нефтиду так уволили, теперь она мне звонит, умоляет взять её обратно». «Кстати, зря ты так спешишь порвать с конторой из-за того, что видела на вагоне у Исиды – проверяющие извинились и выплатили компенсацию». И это только несколько случаев, когда его ложь была разоблачена. В чём он ещё мне лгал, до сих пор неизвестно. Факт насчёт собственной матери я проверила почти сразу, ибо с самого начала сильно усомнилась, что она разрешила бы ему на меня орать и матюкать. Как выяснилось, она и вправду ничего подобного не говорила. Исиде, директору, с которым я ездила несколько раз, я позвонила позже. Выяснилось, что на деле никто из проверяющих даже не подумал извиниться перед ней за то скотство, что совершили на её вагоне. А Нефтиду, бывшего повара у Анубиса, я увидела в конторе уже в день своего собственного увольнения, и весь её вид говорил о том, что она как раз собирается в рейс с другой бригадой, а бывший начальник занесён в её телефон под именем «Бешенная собака» (обычно тех, к кому всей душой желают вернуться, называют как-то поласковее).
Итак, что я могу посоветовать тем, кто попал к такому начальнику и вынужден какое-то время находиться с ним в замкнутом пространстве:
Первое – помните, что вы достойны хорошего, уважительного отношения, и даже если вы в чём-то несовершенны и в чём-то ошибаетесь, вы имеете право на то, чтобы вам указывали на это в корректной форме. Если человек ведёт себя как хам и быдло – значит, он и есть хам и быдло, и каким бы безупречным ни были вы сами, он всегда найдёт, за что вас обхамить.
Второе – когда абьюзер вдруг меняет к вам отношение и обещает вести себя по-другому, будьте бдительны. Вероятнее всего, он вас обманывает.
Третье – уход от абьюзера – не предательство, а необходимая защита своего здоровья, в первую очередь психического. Это не вы поступаете с ним непорядочно, а он предал вас в тот момент, когда решил воспользоваться вами в своих целях и проявил наплевательство, отказавшись уважать ваш выбор. Тот, кто требует пожертвовать собой, явно недостоин таких жертв. И вообще на нашем пути не так уж и часто попадаются те, ради которых и жизнь положить не жалко. Но если такой великий человек вам когда-нибудь и попадётся, уж поверьте, он точно не станет требовать от вас жертв.
Четвёртое – вы не обязаны ни на кого походить и никому подражать. Тем более если это связано с насилием над собой. Если вы, к примеру, восхищаетесь героическими моряками, вы имеете право пойти в морское училище и самому отправиться море. Право, но не обязанность.
Пятое – тот, кто по-настоящему желает вам добра и заботится о вас, даст вам крылья и поможет вам поверить в себя, а не будет постоянно намекать на то, что вы ничтожество и ничего в жизни не добьётесь. Тот же, кто «подрезает вам крылья», имеет одну цель – использовать вас, сломить морально. Помните, что вы намного лучше, чем говорит о вас абьюзер.
Шестое – когда речь идёт о насилии, физическом или моральном, просить помощи и поддержки у окружающих совсем не стыдно.
Седьмое – покидая абьюзера, вы обретаете гораздо больше, чем все обещанные «пряники» – а именно, свободу и психическое здоровье. Тем более что «пряники» вы, скорей всего, так и не увидите.
Восьмое – девяносто процентов ошибок, за которые вас укоряет абьюзер, скорее всего, отнюдь не ваши ошибки.
Девятое – верьте больше своим «бесстыжим» глазам, нежели словам абьюзера.
Десятое – по возможности, проверяйте факты, которые излагает абьюзер.
И самое главное – находите хотя бы несколько минут на общение с людьми, которые к вам действительно хорошо относятся. Пусть это даже будут короткие СМСки или пара фраз. Ощущение, что вы не одни, усложнит абьюзеру задачу сломить вас морально.
К слову сказать, в моём случае все ухищрения и манипуляции со стороны Анубиса оказались напрасными вдвойне. Во-первых, как я уже сказала, в результате я перестала уважать его как человека. А во-вторых, из-за актов, которые составили на него ревизоры, всю нашу бригаду сняли с рейса, и Анубису пришлось срочно увольняться, чтобы не вылететь по статье и не попасть в чёрный список. Поистине Бог шельму метит!
Свидетельство о публикации №226012001875