Не надо быть богом

     В повести Стругацких «Трудно быть богом»* представлены две планеты — два противоположных, симметричных мира. Это всесторонне развитая, руководствующаяся идеалами гуманизма и познания Земля и некая планета с атрибутами сумасбродной королевской власти, запредельной подозрительности, слежки, шпионства, раболепия и корыстолюбия. Команда землян, вооруженная базисной теорией, присутствует в этом мире в качестве наблюдателей. Они хотят гуманно, постепенно повлиять на этих «людей», чтобы они изменились к лучшему. Главное, чтобы стали ТАКИМИ ЖЕ, как земляне. Но гуманно ли это?
     Исходим из того, что это две разные планеты (хотя исторически схожие). Между ними возможны совершенно различные вероятные взаимодействия. А мы попробуем применить к этому сюжету квантовое предположение о множестве миров, симметрично и нелокально связанных, запутанных противоположно. В такой гипервселенной каждому миру неизбежно соответствует антимир. Цель — увидеть, к чему это может привести. Причем каждый может понимать это по-своему. Наш вариант — один из... 
     Под цифрами 1, 2 и т. д. Приведены цитаты из повести. 1.1, 2.1 и т. д. — это «симметричные», противоположные по смыслу высказывания. 1.2, 2.2 и т. д. - вероятный результат.

     1. Незыблемая, утвержденная на планете «истина»: «Язык простолюдина должен знать свое место. Бог дал простолюдину язык вовсе не для разглагольствований, а для лизания сапог своего господина, каковой господин положен простолюдину от века...» [с. 25].

     1.1. Нельзя покоряться никаким истинам! Пусть простолюдины «доразглагольствуются» до того, что выкинут на помойку сапоги вместе с господами. Тогда им воздастся по заслугам, воцарится справедливость.
 
     1.2. Простолюдины, не зная никакого другого примера, станут теми же господами. Только вот вряд ли зажравшимися. Работать на них будет некому. И наступят темные, мрачные времена...

     2. Дон Рэба, министр короля: «От грамоты, от грамоты все идет, братья! Не в деньгах, мол, счастье, мужик, мол, тоже человек, дальше больше — оскорбительные стишки, а там и бунт… Всех их на кол, братья! Я бы делал что? Я бы прямо спрашивал: грамотный? На кол тебя!.. Таблицы знаешь? На кол, слишком много знаешь!» [с. 28].

     2.1. Настоятельно необходимо колом приколоть безграмотность, сребролюбие и прочие мерзости, мешающие развиваться любознательности, безграничному познанию, искусству. А что делать с Рэбой? Дона Рэбу и всех ему подобных как раз на кол и посадить!

    2.2. Такая агрессивная «грамотность» исключает тот факт, что дон Рэба и ему подобные все-таки тоже люди. Если так решать проблему их существования в сегодняшнем состоянии губительных намерений, то это приведет прогрессивную цивилизацию познания к уничтожению всех инакомыслящих. Грош цена такой когнитивности! Такое познание, вероятно, закончится кризисом самосхлопывания.

     3. «...Убитые отчаянием, но твердые, как сталь, в своем единственном убеждении, бегут, идут, бредут, обходя заставы, сотни несчастных, объявленных вне закона за то, что они умеют и хотят лечить и учить свой изнуренный болезнями и погрязший в невежестве народ, … за то, что они проникают в тайны природы… Беззащитные, добрые, непрактичные, далеко обогнавшие свой век...» [c. 29].

     3.1. Вот потому они и непрактичные, что не понимают простой истины: болезненный и невежественный народ, хоть ты разбейся перед ним, таким и останется. Он привык раболепствовать и радоваться объедкам с барского стола. И глупо обгонять свой век. Нужно жить в реальности — такой, какая она есть здесь и сейчас.

     3.2. Принимать реальность во всем ее репертуаре — значит, остановиться в развитии, смириться с ее каверзами. Это может устраивать только временщиков, паразитирующих на кажущемся приспособлении к ситуации. Путь эволюции в том и состоит, чтобы идти к познанию и гуманности в любом из их вариантов. Иначе — инволюция, которая сметет временщиков да и разумных существ с большим потенциалом, которые упустили свой час, свое время, возможности.

     4. Румата (наблюдатель с Земли) — Кондору, сподвижнику, старшему коллеге по эксперименту: «Возник какой-то новый, систематически действующий фактор. ...Дон Рыба сознательно натравливает на ученых всю серость в королевстве. Все, что хоть немного поднимается над средним серым уровнем, оказывается под угрозой… Если ты… образован, сомневаешься, говоришь непривычное — просто не пьешь вина наконец! — ты под угрозой» [с. 38].

     4.1. Подобные высказывания — симптом того, Румата уже не готов играть роль равностного наблюдателя. Он проникся сочувствием ко всем гонимым. Будучи посланцем высокоразвитой Земли и поистине человечным, желает помогать прогрессивным представителям наблюдаемой планеты. И надо не просто помогать, а решительно перестать играть роль стороннего наблюдателя. Необходимо использовать технологическую мощь землян и коренным образом изменить ситуацию на планете.

     4.2. Принципиальный вопрос в том, начать ли создавать из этой планеты дубль Земли. В одну и ту же реку нельзя войти дважды. Эта планета — совсем другая история. Ученых и лекарей здесь единицы, а серых и простолюдинов, скорее всего, миллионы. Начни искусственно, насильно творить добро, и ты познаешь зло.

     5. Кондор об условиях эксперимента: «Нас здесь двести пятьдесят на всей планете. Все держат себя в руках, … прилетели сюда всего-навсего как наблюдатели. Было запрещено вообще что бы то ни было предпринимать» [с. 39].

    5.1. Наоборот, надо предпринимать, нести сомнение в головы черни. Она восстанет. Ее силой воспользуются против короля унижаемые им бароны. Будучи по сути у него рабами, сами станут хозяевами. Новая власть жестко усмирит простолюдинов, порядок восстановится.

     5.2. В итоге воцарится еще большая диктатура, рабство, невежество народа, болезни. И тогда неизбежны коллапс социума, хозяйства или, вполне возможно, — революционная ситуация.

     6. Румата: «Стисни зубы и помни, что ты замаскированный бог, что они не ведают, что творят, и почти никто из них не виноват, и поэтому ты должен быть терпеливым и терпимым. <...> …В нашей любви к Человеку мы докатывались до антропоцентризма, а здесь вдруг ловим себя на мысли, что любили не Человека, а только… землянина, равного нам. Мы… ловим себя на мысли: «Да… люди ли это? Неужели они способны стать людьми, хотя бы со временем?»» [с. 46 — 47].

    6.1. Просто необходимо скинуть маску добреньких богов! Боги властны наказывать и вселять в головы этих простолюдинов мысль о своей бесконечной вине, о своем нескончаемом грехе. Раз они не способны стать по силе мысли и духа равными землянам, над этим стадом должен быть установлен жесткий порядок. Их надо не то что обучать, а запрограммировать на существование безобидных, но работящих овощей.

     6.2. Каким же будет итог? Миссионеры с Земли станут не прививать тягу к бескорыстным, несущим добро и прогресс знаниям, а, вероятно, создавать дегенератов. Само это деяние распространится и на пришельцев - «обучающих». Вполне возможна тотальная деградация, коллапс волновой функции в масштабе целой бывшей цивилизации.

     7. Румата о своем старшем коллеге: «А Александр Васильевич… чистой воды догматик. Раз базисная теория не предусматривает серых, … значит, серые мне мерещатся. Раз мерещатся, значит, у меня сдали нервы и меня надо отправить на отдых» [с. 47]. (Базисная теория - это, видимо, гуманная программа способствования разумному развитию аборигенов данной планеты, находящихся в неведении, но имеющих потенциал для своего преображения. Румата считает их серыми, так как, по мнению базовых теоретиков, введен в заблуждение своими эмоциями от контактов с ними. Эти контакты — тем не менее — реальная экзистенция.)

     7.1. А если серые не мерещатся? Если это тьма желающих кровожадно и беспощадно уничтожать ростки знания и милосердия? А базисная теория не что иное, как прокрустово ложе, обрубающее все, что ей противоречит? Что делать тогда? В одиночку совершать подвиг самопожертвования! Действовать по совести. Вселенная учтет такое деяние.

     7.2. Вероятно, разумное начало Вселенной — это и есть базовый уровень ее и микро-, и макромира. И она учтет то, что пассивные наблюдатели — кондоры - и активные деятели - руматы — представляют собой лишь иллюзию наблюдения. Сколько наблюдателей, столько и миров, ими создаваемых. А истина — она где-то… Она ближе к экзистенции в реальном, твоем мире. А в нем-то столько дел и проблем! И он всегда будет нелинейным, весьма сложным для осознания и понимания. Таков итог...   

     * Стругацкие А.Н. и Б.Н. Трудно быть богом [фантастическая повесть]. – М.: Издательство АСТ, 2021. — 224 с.


Рецензии