Радиоактивная девчонка

                Сейчас, с опытом прожитых лет и свершившихся событий, мы понимаем, что происходило после аварии на Чернобыльской атомной электростанции, а тогда, в 1986 – 87 годах и немного позднее, страна жила публикациями всевозможных придуманных ужастиков в «жёлтой прессе». Про родившегося телёнка с двумя головами, детей (из местности с повышенной радиацией), появившихся на свет недееспособными, с несколькими руками, атрофированными конечностями и прочими жуткими недостатками. Ходили слухи о массовой гибели животных, растений, рыб в близь лежащих заражённых территориях, про сёла, из которых людей надо срочно вывозить, и другие различные байки, одна безумнее другой.

                Самая главная страшилка была, что ВСЕ, из районов выпадения радиоактивных осадков, СМЕРТНИКИ и жить им осталось считанные годы, а потом начнут помирать в мучительных страданиях!  Везде только и было на слуху: радиоактивные зоны, загрязнённые зоны, … зоны, … зоны – вся Европейская часть страна превратилась в них! Оттуда - ничего не покупайте и не ешьте, туда - ни ногой!

                А что говорить киевлянам, когда после аварии на центральных улицах ежедневно работали поливальные машины, из брандспойтов смывали пыль со стен зданий, отдельно складировали опавшие осенью листья деревьев...  Беременным и малышам советовали немедленно выехать в чистую местность, женщинам – не планировать детей, постоянно проверяться на предмет опухолей, особенно в щитовидных и молочных железах, половых органах …

                На базаре главной рекламой товара  была фраза :«Цэ нэ с Подолу,  цэ с Десняньского району! Пидходьтэ! Броварська картопля ...». Ходили с дозиметрами проверяющие, но все торгаши таксу знали и если товар только немного радиоактивен - можно было откупиться. Поэтому горожане что-либо на рынках боялись покупать. Но, «голод не тётка», есть хочется – всё равно неизвестно, что купишь даже в магазине ...

                Ещё рекомендовали, якобы проверенные в Японии после ядерной бомбардировки разные способы самолечения и профилактики от радиации, включая - выпивать стакан красного вина каждый день! Не было только сказано (ха-ха) - пить в какое время дня, до еды, после, или вместо… Вот это мы все приняли сразу и с превеликим удовольствием!  Как же не выполнить такие пожелания! Если женщинам и рюмашки хватало, то мужики стаканОм только «разогревались» и... понеслось дальше!!! Пьянки, многим не до секса, детей заводить всё равно нельзя и прочее.

                Вот тогда и появился лозунг, особенно популярный у столичных молоденьких дамочек: «Отгуляем за три года - тридцать лет половой жизни!» Разгул был беспредельный!

                ОПАСНОСТЬ НЕВИДИМА И УЖАСНА

                ... Тамарка классно отгуляла в райцентре Коростень свои двадцать лет ! В шумном кругу таких же как она хитрых, ловких, молоденьких продавщиц с одного курса. Как их учила любимая преподаватель в училище: «Торговля – это путь с двумя выходами: или тебя обманут покупатели, или ты – их!» Конечно, победить в этой гонке по жизни должны были только они! Самые красивые, самые достойные к любви, самые ..., короче, самые - во всём! Не зря хлопцы так и вьются вокруг них!

               А через неделю, 26 апреля 1986 года была суббота и Тома собралась навестить родителей в дальнюю деревню. Почему не поехала ранее? Не было настроения, да и знала, что «запрягут» с порога помочь старикам с разными весенними посадками на приусадебном большом огороде... Младшенькая доченька была в меру избалованная, трудолюбивая, с детства быстрая на руки, души не чаяла, особенно, в матуси (батько часто баловался самогонкой), но так не хотелось лезть в жирный чернозём, потом долго вымывать ноготочки, делать маникюр, приводить себя в достойный вид ...

                Хорошо в городе! За плечами торговое училище, весь выпуск распределился по многочисленным магазинам: кто в продовольственные, кто в промтоварные ..., а вокруг перестройка, дефициты! Как новый товар пришёл – первым делом ставишь в известность подружек, принимаешь от них заказы, откладываешь в подсобку, а остальное - на прилавок и народ разметает всё очень быстро! Берут паками, упаковками, на будущее, на всякий случай, на реализацию уже на рынок - спекулировать с большим наваром... Ажиотаж на любую продукцию неимоверный, потому, что всем, здравым на голову, понятно: предприятия стонут от нехватки сырья, оборотных средств, срыва поставок (некоторые на грани банкротства), значит поступлений новых изделий не предвидится и будем выживать кто как сумеет!

                27-го вечером, уставшая, вымотанная сельскохозяйственными заботами, в автобусе узнала и услышала первые байки про Чернобыль, до которого по прямой всего-то сто километров на север... Не хотелось в плохое верить, особенно когда вокруг всё расцветает, стоит тёплая солнечная погодка, весна буйствует в природе и в молодом теле. Не видно вокруг никакой угрозы!

             А направления ветра со станции начало меняться на встречный, НЕЗРИМЫЙ, НЕОСЯЗАЕМЫЙ, ТАИНСТВЕННЫЙ И СМЕРТЕЛЬНЫЙ ВРАГ наползал, захватывая, загрязняя выпадающими осадками, новые территории ...

             ... Первые месяцы пролетели под большим напряжением: с Киева, с областного центра Житомира новости везли одна страшнее другой, но со временем, ближе к осени, как-то все угомонились. Начальство и их семьи опять вернулись по домам, СМИ всех успокаивали – мол, Коростень не попал в зону «самых грязных осадков», ну разве, что какие-то там «незначительные пятна радиоактивности!». Где они «легли» – знали тогда немногие. Опасаясь, и не зря, массовой паники, сведения сделали «секретными»

                ***

             ... В ряде санаториев Крыма всё лето творились невероятные события. Специальными эшелонами завозились дети с родителями из чернобыльской тридцатикилометровой зоны. В приморских городках и посёлках на ушко передавались страшные подробности: у многих прибывших обувь и низ брюк фонит – дозиметры неимоверно зашкаливают от радиации! Эти предметы сразу отправляют на сжигание, а пепел и прочее вывозят на специальные захоронения.

                Ближе к осени приезжих, уже больных, стало ещё больше: почти у всех респираторные, лёгочные и другие хронические, ныне проснувшиеся, запущенные заболевания, воспаления и узелки в щитовидной железе, быстрая утомляемость, общая усталость, как бы ускоренное старение  всего организма .. Врачам запретили даже произносить слова об облучении, радиоактивном заражении, как первопричиной всего – ставили диагноз по факту болячки, а далее все проблемы уже самого человека! Государство в стороне...               

                ... В последующие три – четыре года, приезд таких пациентов на отдых и поправку здоровья, стало привычным событием и не вызывало больше особого интереса и ажиотажа в южных областях. А вот число перебирающихся из заражённых краёв, заметно выросло: ехали по линии министерств переводами с предприятий на смежные производства (таких, козырных, было немного) с предоставлением квартир. Новоявленные кооператоры и бизнесмены, успевшие немного разбогатеть, выбирались сами, покупали квартиры, участки земли... Израиль вывозил из «грязных зон» евреев за свой счёт, оплачивая перевозку контейнеров и предоставляя временное жильё на новом месте!

                Многоходовка и телефонное право

                Телефонное право никто никогда не отменял и в те далёкие годы многим оно спасло здоровье на долгие годы вперёд!

                ... В выходной, предварительно созвонившись,  Алексей, средней руки предприниматель из приморского городка, заехал к старому другу Анатолию в областной центр, поздравить с утверждением в новой должности главой районной администрации. Конечно, не с пустыми руками, а с пудовым осетром ночного улова, которого, по просьбе хозяйки - Алины (все знакомы были со студенческих времён и давно общались семьями), тут же аппетитно, под  комментарии собравшихся «зрителей», привычно разделал прямо во дворе коттеджа по порциям для жарки, ухи, на балык и прочее. 

                Когда пили чай с вишнёвой наливочкой из классного сервиза, похвалил Алину за красивую посуду, а та, предложила мужу познакомить гостя с их новым приятелем, у которого «этого добра в запасе много». Алкоголь своё возбуждающее действие уже начал (а может, хозяин хотел показать, что он уже настоящий новый «глава») и Анатолий, не откладывая дело на потом, сразу взялся за телефон...

                Через часик они уже сидели за другим, сервированным шикарным фарфором, богатым столом, пригубляли великолепный коньяк и мило беседовали с директором большой швейной фабрики в его новой квартире. Вскоре всё стало Алексею понятно... Владимир (договорились по имени и на ты после первого тоста) всего год назад был заместителем директора знаменитого на Украине Коростеньского фарфорового завода. Затем, по его настойчивой просьбе, друзья из Киевского министерства лёгкой промышленности перевели мужчину в Симферополь на новую должность. Естественно, с предоставлением трёхкомнатной квартиры для семьи из четырёх человек (числилась ещё тёща, но она, «пока - хи-хи», не перебралась).
 
              После небольшого застолья и разговора, хозяин, по просьбе Анатолия, предложил, из имеющейся «заначки только для хороших друзей», чайный сервиз на шесть персон. Цена была написана на упаковке и оказалась настолько «смешной» по сравнению с рыночными (в магазине подобного и не увидишь), что Алексей, имея двух дочерей и уже сейчас задумывающийся об их приданном, понял, что этот шанс нового знакомства, упустить нельзя!!!

                ... Через пару месяцев продолжения общения, после некоторых набегов уже с женой на швейную фабрику, специализирующуюся на нижнем женском белье, где она приобрела много чего дефицитного, Алексей предложил съездит своей машине на фарфоровый завод за партией продукции для семьи и заодно для Владимира, ведь по его словам «заначка сильно поубавилась».

                ... В Коростени встречали гостя из Крыма на уровне генерального директора! Чай в кабинете, затем экскурсия по музею знаменитого завода с дореволюционной историей уже с главным художником. Позднее, ознакомление с производственными цехами проводила начальник отдела технического контроля (ОТК), приятная деловая женщина Нина Александровна - немного старше Алексея. В обед она познакомила гостя со своей племянницей Тамарой – молоденькой девушкой, которой на вид было не более 18 лет, из-за небольшого росточка и худощавой, гибкой фигурки.

                Вечерняя беседа с директором на его скромной даче не стоила внимания и описания, если бы не камин... Это большое произведение декоративного искусства занимало почти всю стену и выполнено в единичном, авторском варианте. Сложенный из крупных обожженных изразцов, он изобиловал высокохудожественными всевозможными лепными, разукрашенными скульптурками, цветами, прекрасным ажуром, вылепленными мастерами с любовью к руководству! «Трохи моемо, тики для сэбэ», – як кажуть на Украини...

                ... Уезжал Лёша груженный великолепными сервизами (всё только за наличный расчёт) для семьи и отдельно несколько упаковок по заказу Владимира, который, как он понял, до сих пор пользуется на заводе непререкаемым авторитетом, большим уважением и ... отдельно любовью со стороны начальника ОТК.

              ... Летом Тамара с подружкой, по просьбе Нины, отдохнули в Крыму, в пансионате у моря. Алексей постарался, чтобы девчонкам (всем по 23 года) «усё сподобылось», – як воны казалы на малороссийском суржике (наречии). А в конце августа, уже на бортовом КАМазе, с приличной суммой денег (сыграли вскладчину с приятелем – директором соседнего предприятия), машина грузилась на заводе тысячами предметов прекрасной посуды: красивые тарелки, блюдца, чашки и чашечки, кувшины, вазы и ... да, чего душе угодно!

            Около семидесяти великолепных столовых, чайных, кофейных, особо изысканных, подарочных свадебных сервизов на 12 и 6 персон, которых в «магазинах, в период всеобщего дефицита» и сумасшедшего роста цен на рынках (а здесь по стабильной государственной, бросовой - по понятиям уже начинающегося капитализма!) - днём с огнём не сыщешь, были отобраны мужчиной лично для друзей, начальства, мастеров и инженеров предприятий. Надо ли говорить, что все остались довольны полностью.

                Радиоактивная девочка

           ... Когда летом Тамара гостила у Алексея в квартире, они долго о чём-то «шептались» с женой, а позднее, где-то через месяц, та сказала, что съездит в Коростень за товаром, который новая знакомая отложила для неё и детей. Вернулась очень довольная, с кучей покупок на всю семью, и сказала, что надо что-то сделать для девчонки, которая пропадёт в той, загрязнённой от радиации, зоне. Увидела массовый выезд местных и житомирских евреев, и прочувствовала всё воотчую!

                Решили помочь, исходя не только из чисто человеческих чувств сострадания и взаимопомощи, но и рассчитывая на то, что поднаторевшая на торговле, приятная, общительная, молоденькая женщина быстро обживётся на новом месте и, возможно, пригодится в атмосфере неизвестности, куда вступила Украина, порывая вековые связи с Россией...

                ... По переезду, Тамарка пожила некоторое время в доме у матери Галины, пока Алексей не пристроил её в общежитии у знакомого директора строительной организации. Торговое образование, многолетний стаж работы, легкость в знакомстве с людьми, коммуникабельность и прочие, чисто девичьи данные и качества, неоднократно проверенные в общении с разными мужчинами, позволили той быстро войти в нужную среду приморского городка, со временем, обзавестись необходимыми знакомствами и накопить немного денег. Через пять лет, которые пролетели так стремительно в бандитские 90-е годы, сменив несколько мест работы, проявив по полной - свой торгашеский характер и опыт, женщина уже трудилась самостоятельно в продовольственном бутике, специализирующемся на продаже курятины и сопутствующих товаров.

                По совету Галины, которая, постоянно поддерживала связь с «подшефной чернобыльской девчонкой», чувствуя старшую ответственность, и сдерживая обещания, данные матуси (та приезжала в гости к дочери), Тома, после прописке в общаге, встала на квартирный учёт, как «переселенец из зоны радиации». Строительство домов для этой части населения была в приоритете, звучало постоянно в прессе, по телевидению, использовалось в предвыборных обещаниях депутатов всех уровней и вот ... СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ ПОМОГ! Однокомнатная квартира на седьмом этаже стала её собственной!

                Позднее, родители помогли с деньгами и уже свой магазинчик на рынке приносил женщине стабильный доход и авторитет среди таких же окружающих торгашей... Всё бы хорошо! Живи, радуйся! Ан, нет... Чернобыль свои жертвы далеко не отпускал... Четыре годика, прожитые в Коростени после аварии, оставили страшный след на всю жизнь!

               ... Все эти десятилетия, прожитые в Крыму, они, порой, встречались, изредка ездили друг к другу в гости, но Алексей получал «на ушко» всю секретную информацию о Тамарке от супруги, которая была вхожа в личную жизнь «подопечной», советовала, консультировала, помогала чем могла. Иногда, просто, давала возможность высказаться, выплакаться по-бабски,  облегчить душу, сердце от накопившейся там боли и страданий, лила слёзы вместе с ней.

                ***

                ... Непростая женская доля! Жила с одним мужчиной – произошёл выкидыш, но диагноз, что из-за радиации, никто не поставил. Долго жила с другим – не смогла забеременеть и разбежались. Следующий - оказался пьяницей и она его выгнала. К сорока годам куча разных болячек, на фоне которых воспаление щитовидной железы было просто детской шалостью,  привели к третьей группе инвалидности. Дальше – больше! ... Удалили одну филлопиеву трубу, позднее – вторую. Не помогло, опухоли и воспаления преследовали – лишилась матки полностью.

                С мужиками перехлёстывалась периодически, без системно. После пятидесяти лет выросла какая-то шишка на левой груди – вырезали сегмент, хотя Алексей, уже встречавшийся с это «заразой» по рассказам друзей из Киева (через жену, конечно), советовал вырезать сразу всю грудь ... Так и случилось, не помогли последующие облучения и химиотерапия, но время было потеряно, что-то произошло в межрёберном пространстве – биопсию врачи отказались делать, сказав, что «всё там выскребли». Дали инвалидность второй группы с необходимостью ежегодного подтверждения...

                Из больницы после операции, Алексей с Галиной забирали её вдвоём и теперь перед мужчиной уже ничего не скрывали. Боли в левой части тела отдавались в руку, не давали возможности работать ею полноценно... Промучившись несколько лет, разрываясь на многодневные процедуры в республиканском онкологическом центре и на свой магазин ... пришлось с ним расстаться.

              ... За последние десятилетия умерла матушка Тамары, позднее – отец, остались в Коростени братья и племянники. Они - почти каждое лето приезжали в гости покупаться в море, проведать «любимую тётушку». Но та, чувствуя (не понятно чем), рассказывала, что звонят и интересуются, в основном, здоровьем, подразумевая, «сколько ты там ещё протянешь на этом свете», чтобы продать квартиру и растранжирить всё, ею добытое таким неимоверным трудом и ценой!!! Приглашали пожить у них, естественно, приехав со всеми деньгами...

                А зачем возвращаться? За сорок лет после Чернобыльской катастрофы в Коростени практически никого из давних подружек по торговле не осталось: все стали семейными, занятыми своими проблемами, часть разъехалась по стране, отдельные - давно трудятся заграницей, почти половина уже умерли (в основном, от онкологии). Да и не в натуре Томы было возвращаться в старые края, когда в Крыму уже многолетние проверенные друзья, кумовья, связи ...

                Алексей всегда, при встречах, восторгался оптимизмом сильной женщины, её верой в успех, стойкостью духа, выносливостью, способностью выдерживать злобные испытания судьбы и не терять НАДЕЖДУ, которая, как известно, умирает последней! Естественно, от той стройной, худощавой,  русоволосой, всегда улыбающейся, позитивной девчонки сейчас мало что осталось...

                Возраст, десятки химиопроцедур, многие облучения, сотни выпитых упаковок различных лекарств со страшными побочными реакциями - сделали своё гнусное дело, наложили отпечаток на всём! Но, почти вся седая, пухленькая бабуся не опустилась, ходила накрашенная, с постоянным макияжем, приятно одетая (пусть даже только для себя!), держалась в «рамках», не взирая на постоянные боли.

                ***

                ... Взаимовыручка - характерная черта людей, перенёсших многочисленные испытания, а СЛУЧАЙ – ещё никто не отменял! Где-то на химопроцедурах познакомилась с женщиной из села, расположенного недалеко от города, со временем приезжала в дом не раз в гости, сошлись характерами. А когда та решила на некоторое время пожить у взрослых детей заграницей, согласилась навещать усадьбу, следить, чтобы ничего не пропало. В жизни так бывает: мы предполагаем, а нами судьба располагает...  Как там у Джонатана Свифта в афоризме: «В мире нет ничего более постоянного, чем временное».

             Подруга задержалась с возвращением по разным причинам (в том числе и СВО) уже на четыре года, Тамара (с её согласия – она была очень довольна), сперва только по теплу жила в доме, а позднее, решила там и зимовать – всё равно газовое отопление надо включать. Открылась новая страница в жизни! А чтобы не было скучно, завела, по силам, домашнее хозяйство: огород, куры, утки, собака... Всё как в юные годы в таком далёком, в тоже время близком и родном, милом деревенском детстве! Поговорить всегда можно с пожилыми соседями, в сельском магазинчике (с её то опытом работы и общения!), по социальным сетям с приятельницами и друзьями, да и с телевизором, иногда, можно поспорить и поругаться!!!

             Главное, что ТЫ ЖИВЁШЬ!!!   

               


Рецензии