Мои велосипеды VIII. Прогулки на Туристе

Предыдущая глава: http://proza.ru/2026/01/11/2365

Туристы уехали, а мы с «Туристом» остались, нам и тут было куда ездить. Хотя грузинские водители, не привыкшие к велосипедистам, их просто не видели, то есть вообще не замечали. А бывало и того хуже.
Помню, как ехал в Ортачала в сторону Рустави и на подъёме, после тюрьмы (кажется, её сейчас оттуда убрали), перед роддомом, которого сейчас тоже уже нет, я начал обгонять трактор Кировец К-700. Велосипед – это не автомобиль, где надо только поднажать педаль газа перед подъёмом. На велосипеде максимально используешь инерцию и набранную перед этим скорость. Еду вдоль тротуара, трактор метрах в двух левее. И вдруг тракторист замечает (а руль на «Кировце» справа), что его обгоняет какой-то велик! Это как же? Пропустить вперёд эту букашку? И этот урод, сорри за мой французский, не задумываясь ни на мгновенье, начинает меня прижимать. Я еду вплотную к бордюру, но когда двухметровое колесо оказывается сантиметрах в 25-и от меня, выбрасываюсь на руки на тротуар. Руки в перчатках, это не больно. Тут же вскакиваю и вижу, что этот дурак, обернувшись хохочет – рот до ушей! Он даже не понял, что сделал, для него это была всего лишь весёлая шутка. Похоже, это был тракторист совхоза «Гигант»…
 
А вообще по этой дороге я ездил не раз. По ней ездил и в Рустави к тёте Нине, сестре отца, в гости, и на Кумиси. Да и просто прокатиться.
Рустави – промышленный город, сателлит Тбилиси, километрах в тридцати восточнее. Поничала – посёлок в середине пути.
Однажды, уже на выезде из посёлка Поничала, еду на спуск и пробивается камера. Непонятное ощущение удара. Ремонтировать камеру нечем. Спросил ребят во дворе рядом – дали изоленту. На камере оказалось четыре дырки! Причем, как простреленные сбоку навылет на расстоянии пяти сантиметров друг от друга. Что это было? Много об этом думал – даже предположений нет.
Больше всего похоже именно на парный выстрел из АКМа, но выстрелов я не слышал.
Обмотал я камеру двумя кольцами изоленты, накачал и хромая поехал назад. «Хромая» – это не ради оригинального образа, просто камера под кольцами не раздулась до нормального размера и колесо не было круглым.
 
Ведзиси, Делиси, Лиси – названия посёлков в конкретном географическом районе Тбилиси, и если первые давно слились с городом, то третий, давший название озеру Лиси, находится на плато, на которое ведёт можно подняться по извилистому шоссе. Озеро – Лиси, а никакое не «лисье», как считают некоторые тбилисцы, по аналогии с Черепашьим озером. Лисы тут вообще ни при чём.
Конечно, я ездил и туда. По дороге к посёлку мимо озера есть странное место, где ты видишь дорогу, идущую под гору, но приходится активно крутить педали, и наоборот, в обратном направлении видишь подъём, а велосипед катится сам!
Когда я туда попал и обнаружил этот феномен, в памяти всплыло, что об этом месте мне кто-то уже рассказывал много лет назад, но я тогда не поверил. Если ты за рулём автомобиля, это почти не ощущается.
 
Однажды летом решил съездить на велосипеде к семье, отдыхавшей в посёлке у Сионского водохранилища. Туда имелись две дороги. Одна – километров восемьдесят от дома до дома, а вторая несколько короче, но с достаточно серьёзными подъёмами по серпантину, и по нагрузке, пожалуй, тяжелее длинной дороги, но утверждать я не стану, по ней на велосипеде я не ездил.
Решил поехать и поехал. Серпантин оказался ещё тем испытанием. Помнится, я даже с километр прокатился за «Беларусью», ухватившись за зубец ковша. Уже началась дорога на спуск, как пошёл дождь. Да не просто дождь, а ливень, мгновенно промочивший меня насквозь, благо было тепло и сам дождь не ледяной. Ехать было невозможно – дождь заливал глаза. Хорошо, тут подвернулся попутный грузовик, последние пару километров я проехал в кузове, а когда сгрузился, дождь прекратился.
Назад на велосипеде ехать не пришлось. Уехали мы все на газике – жена решила вернуться в город. У нас с собой было много чего, вплоть до холодильника, но место для моего «Туриста» нашлось.
 
Я уже писал о своей работе в СКБ НП АН ГССР. Так вот именно там, в соседнем отделе, я встретил паренька по имени Жан (как оказалось, когда я нашёл его в FB – он упростил своё старое красивое армянское имя Варужан до всем привычно звучащего окончания), который, как оказалось, не прочь составить мне компанию в моих воскресных поездках. А сошлись мы изначально на том, что играли в их отделе в «реверси» на компьютере. Не на таком, к каким мы давно уже привыкли, а компютере-ре-ре-ре! Он представлял из себя три больших чёрных шкафа. Насколько помню, монитора не было, как он выдавал очередной ход – тоже уже не помню, но программа там стояла слабенькая и очень скоро не могла серьёзно конкурировать. В магазине мне попалась доска с набором фишек для реверси, и мы уже играли в реверси с моим сотрудником Робертом. Землетрясение в Спитаке застало нас за игрой.  Наш «модуль» довольно ощутимо зашатало, но он устоял.
 
Поездили мы с Жаном немного. Наверное, сделали поездок пять. В одной из них мы, доехав почти до Рустави, свернули на объездную дорогу вокруг Тбилиси, доехали до Кахетинского шоссе и по нему уже вернулись в город.
В другой раз поехали осматривать только что отстроенный район Диди Дигоми. Необычно было то, что район стоял отстроенный, новенький с иголочки, но жильцов ещё не было. Мы его объехали весь. С самого верха вниз шла новенькая, с только что уложенным асфальтом, ровная чёрная дорога, мы по ней рванули со всей прыти, на максимальной скорости! Я поднял велик на заднее колесо и летел, как какой-то раздухарившийся малолетний пацан. Испуганный Жан вопил сзади, поскольку моё переднее колесо, находящееся в воздухе, было повёрнуто поперёк движения, и если что…
:-)
 
Точно не помню, но кажется, я его ещё вытаскивал на «большой круг» через Мцхета. В одну поездку нас оказалось трое – третьим был какой-то его товарищ, имени которого я не запомнил. Ехал он на новеньком коричневом «Туристе». Или «Спутнике»? Не помню, да это и не так важно. Речь о другом.
Все велосипеды ХВЗ были собраны по единому принципу. Рама из тонкостенных труб собиралась на нескольких узлах. В педальной каретке, подседельном узле и ещё двух в рулевой колонке. Было впечатление, что эти узлы как бы литые, а трубы в них запрессованы. Как они были сделаны на самом деле, я не знаю, но когда я ехал за этим парнишкой, заметил, что подседельная труба выскочила из педальной каретки и только краем не неё опирается.
Велосипед ему не обменяли, хотя в данном случае были обязаны – стопроцентный заводской брак, но увидели мальчишку… Потом кто-то эту трубу ему просто приварил.
 
Как-то в одно солнечное зимнее воскресение вздумалось мне подняться через Сололаки, мимо Ботанического сада мимо посёлка Окрокана в Коджори. Сейчас этот весь маршрут лежит в пределах Тбилисского района.
Подъём в Коджори весьма интенсивный. Перепад высот такой, что с дороги видна верхушка телебашни на горе Мтацминда, где-то внизу.
Не знаю, как сейчас, но тогда дорога на Коджори состояла из ям разного калибра, перемежавшихся асфальтовыми плешинами. При подъёме, когда кажется сердце из груди выскочит, виляние между ям даже вносит какое-то разнообразие, но спускаться…
Проехал Коджори насквозь до поворота на Цхнети. Кстати, где-то там находился дублирующий штаб ЗАКВО.
По дороге через Цхнети, по «правительственной дороге» спускаться было одно удовольствие! Можно не крутить педали – успевай только вовремя снижать скорость перед поворотами.
Поездка, порядка сорока километров, получилась впечатляющей.
 
Воодушевлённый этой прогулкой, решил в следующую субботу съездить в Марнеули и обратно.
Марнеули – небольшой районный центр, находящийся в 42-х километрах от Тбилиси. Сначала надо ехать по дороге на Рустави, а перед Поничала дорога развдаивается и уходит на юг. Я и раньше ездил по этой дороге. По ней можно доехать и до садовых участков на Кумиси, но через совхоз «Гигант», мимо Зооветеринарного института было ближе и проще – там нет таких крутых подъёмов, как после этой поничальской развилки. А ездил я, чтоб посмотреть, что такое «Комсомольский городок им. Бориса Дзнеладзе». Тогда проехался по улочкам между зданиями, похожими на корпуса санатория, да и всё там напоминало курортную зону, и этим ограничился. Интересно, кто владеет сейчас этим лакомым местом? Вопрос риторический.
Долго ли коротко ли, доехал я до городка. Проехал мимо монумента работы Мераба Бердзенишвили,  поставленного к тридцатилетию победы над фашистской Германией.
Помню забавный случай. В журнале «Декоративное искусство СССР» была статья об этой скульптурной композиции, представляющей из себя женщину со стоящими перед ней двумя сыновьями, держащими вдвоём меч, как бы передавая его отцу, так вот было написано, что этот монумент стоит в грузинском городе МОНРЕУЛЕ! А на сайте Российской Академии Художеств в биографии Мерабшивили этот городок уже назван МАРКИУЛИ!
:-)
 
Сделал круг почёта на главной площади и поехал назад. Уже через пару километров понял, что с этой поездкой я погорячился. Нет, причина была не в расстоянии – я толком и устать не успел, просто забыл, что зима, день короткий, а я выехал достаточно поздно.
Стемнело очень быстро. А ночь на дороге – это не ночь в городе. Дорога без освещения, приходилось ехать в полной темноте. Единственное, что как-то выделялось на фоне полной черноты – это осевая линия. Тогда стандарты разметки ещё не требовали такой же линии вдоль обочин. Ехать вдоль невидимой обочины было рискованно – можно было где-нибудь вылететь, зато можно ничем не рискуя гнать по осевой. Движение там тогда было редкое – одна машина с интервалом в пять-десять минут. Когда вдалеке появлялся свет фар, дорога становилась достаточно видимой, чтоб можно было безопасно и свободно разминуться. Это касалось и попутных, и встречных машин. Одно скажу, ехать так не страшно, но очень скучно. Освещение появилось ближе к поничальской развилке.
В принципе, на этом моя история поездок в Грузии и закончилась. Конечно же, катался понемногу, но уже не так далеко и интересно.

20 января 2026 г.
Салоники.

Продолжение следует.


Рецензии
У меня тоже был ХВЗ, но я трубки поменял на шины и обода от дорожного велика.

Григорий Аванесов   22.01.2026 19:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.