Араик Маргарян и виды хоккея в Армении

Армения стала в СССР одним из лидеров по количеству команд по хоккею на траве
С уходом армянского баскетбола из числа лидеров советского спорта, хоккей на траве перебрался на второе место в республике после футбола по игровым командным видам спорта. При том, что Армянская ССР пыталась развивать хоккей (!) В 1962 году сыграла в зимней Спартакиаде народов СССР, проиграв, среди прочих, сборной РСФСР со счетом — 0:46 (в составе играли два хоккеиста СК им. Урицкого Владимир Горшков и Владимир Ткачев), Латвии — 0:35, Эстонии — 1:31, Украине — 0:26, Грузии — 2:11, Киргизии — 0:5. Между тем, любители хоккея знают Григория Мкртычана, уроженца Краснодара, которому в 2025 году исполнилось бы 100 лет. Первый чемпион мира, первый олимпийский чемпион. Еще один хоккеист-армянин, который родился в Москве в 1954 году, когда Мкртычан впервые стал чемпионом мира это Сергей Меликов, чье отчество Ервандович выдает в нем армянина, воспитанника ЦСКА. В водном поло знамениты Борис Маркаров и Владимир Рашмаджан, ватерполист МГУ, затем судья и спортивный журналист. В регби вспомним легендарного Александра Григорьянца, который, после блистательной спортивной карьеры, стал известным ученым, членом совета главных конструкторов систем противоракетной обороны, его брата Валентина Григорьянца, ставшего, после спорта известным судьей. Они, а также Эдгард Татурян, это легенды московской команды МВТУ. Но все они московские армяне в хоккее, водном поло, регби...
А хоккей на траве развивался исключительно за счет собственных резервов. Но на место сильнейшей команды республики выдвинулся «Раздан» из Раздана, команда Араика Маргаряна и Владимира Варданяна.
Удивительное дело, только в хоккее провинция могла опережать столицу. Новокузнецк опережал Кемерово, Тольятти — Куйбышев, Череповец — Вологду, казахстанский Усть-Каменогорск — столичную Алма-Ату, эстонская Нарва — Таллин. И в хоккее на траве, Раздан, с его количеством жителей, еле переваливавших за 80 тысяч человек, был выше миллионника Еревана. И был сильнейшим вплоть до развала СССР, конкурируя с ереванским «Буревестником» (тренер Грач Саркисян), бывшим ГИФК, СКИФ, «Буревестник», под развал Союза переименованным в «Вагаршапат». Тут надо отдать должное первому секретарю ЦК КП Армении Карену Демирчяну, который 14 лет возглавлял Компартию Армении, и за то, что «благословил» хоккей на траве, и за то, что не стал «душить» команду молодого тренера. Более того, советовал: «Хотите в Котайкской области найти правду — пригласите этого правдоруба Араика. Только этот «радикал» из Раздана может мне сказать всю правду...» Как бы в доказательство его слов, Маргарян вспоминал, что с помощником Демирчяна — юристом Айком Погосяном дискутировал столь яростно, что дело чуть до драк не доходило. 
— Дай Бог, чтобы этот Погосян был сейчас жив – если я поеду в Армению, то спрошу его: и чего вы добились? Что получилось? — вопрошал Маргарян. — А получилось то, что когда я каждый год  ездил (сейчас уже два с половиной года там не был) на родину, то самое страшное, что я там вижу – это тусклые глаза у подрастающего поколения. С этими тусклыми глазами они как зомби. Мне так противно, что так получилось, но кто в этом виноват? А вот поедешь в Ереван – там все нормально. Меня это до сих пор бесит. Нельзя судить обо всей Армении по тому, как живут в Ереване. Ереван – это не вся Армения, как и Москва – это не Россия».

Женитьба
За два года до начала работы с командой мастеров «Раздана», Араик женился, и год спустя супруга Сусанна подарила ему сына Артура. Причем, «подгадали» так, что сын тоже родился в мае, таким образом, в семье появился еще один Телец по знаку Зодиака. Правда, сам Маргарян в гороскопы не верит, он верит в Деву Марию.
— Я поклоняюсь не Христу. Не знаю почему, в самых трудных ситуациях еще со школьной скамьи я молюсь Деве Марии, — признавался Маргарян. — Когда моя мама сильно заболела в 1980-м, ей поставили диагноз – цирроз печени, то я обратился к Деве Марии: «Прошу хотя бы пять лет жизни для мамы!» На следующий день в онкодиспансере, маму снова смотрели, брали анализы, и сказали: «Нет у вас никакого цирроза, обычная болезнь Боткина…» А дальше, в 1985-м году, через пять лет, как я и просил, у мамы случается инсульт… Мы с братьями сидели у ее кровати, а я себя упрекал: «Почему я не 10 лет жизни попросил?» Но тогда еще пять решил попросить, и после этого она еще до 1990-го года дожила! Я считаю, что важно не то, какую книгу ты читаешь: Библию или Коран, а то, веришь ли ты в Бога и считаешься ли ты со своей душой. Я верю, и если у меня конфликт между душой и разумом, душа всегда выигрывает, хотя иногда это и не практично».
Если говорить о создании семьи, то познакомились будущие супруги Маргарян тоже не без участия спорта. Сусанна училась в шестом классе армянской национальной школы, и занималась волейболом, когда Араик обратил на нее внимание, будучи уже восьмиклассником, плюс они были соседями. Араик стремился, в свою очередь, завоевать внимание девочки, а поскольку одним из его козырей был футбол, то он хотел сыграть еще лучше в моменты, когда она из окна наблюдала за мальчишечьими баталиями. А когда были совместные игры, например, в «штандр-стоп» (именно так называлась эта разновидность дворовой игры в Казани), то Сусанна всегда играла в команде будущего супруга. 
Правда, не все было так гладко, поскольку мама Марьям поначалу была почему-то против будущей невестки, хотя папа одобрил выбор сына. А сам Араик был настолько тверд в своих намерениях, что даже уходил из дому, не появляясь неделями, и только старший брат знал, где его можно найти. Между тем, даже близкие родственники начали переживать за будущую семью, дядя Араика приходил в дом, чтобы похлопотать за девушку.
— Дядя ее уговаривал, и вдруг мама в гневе ответила, что «Если она придет в наш дом, я сожгу всю мебель, этот дом и —умру». А я ей в ответ: «Мама, а если все сожжешь и не умрешь?», — со смехом вспоминал Маргарян. — Хотя сейчас-то, конечно, понимаю, что этими словами задел маму. В итоге мы со старшим братом пошли к Сусанне домой, я взял ее за руку и привел в свой дом, накрыли стол... И никто ничего не сказал, не рыпался, как говорится….Свадьбы у нас не было, как таковой, но в итоге 45 лет прожили, супруга ушла в ноябре прошлого (2021) года. Могу сказать, что у ни у кого из детей не было такой хорошей мамы, а у внуков — такой замечательной бабушки. Любовь... Это такой уровень взаимопонимания между мужчиной и женщиной, когда они на одной волне, ей его не хватает, ему — ее, они единое целое.

Рождение сыновей
Возвращаясь в нашу молодость, помню, что, когда Сусанна была в положении, я «дал» ей задание: рожай мальчика. На что моя мама опять возражала: нет, пусть хотя бы второй ребенок, но будет женского пола. Потому, что по мере взросления, мальчик не будет думать о том, что у него кто-то есть, а девочка будет помнить, что у нее есть мама-папа, братья, во всяком случае, мама так утверждала. На что я возражал, у меня должны быть сыновья, и они будут футболистами, продолжателями нашего рода. В итоге у меня в 1977 году родился Артур, через четыре года Арташ, тезка моего отца. Причем, уже перед его рождением я уточнил задание супруге, что должен родиться сын, вот с таким-то весом. Так и произошло (смеется). Но вот они сами не совсем выполнили мои предписания, только Артур был задействован в футболе и хоккее на траве, а Арташ начал заниматься единоборствами, его детским кумиром стал каратист Брюс Ли, вся комната была обклеена его фотографиями, во всем стремился походить на него, вырабатывал такой же взгляд, тренировался, помню, по утрам садился на шпагат, между двумя деревьями, которые росли у нас во дворе, и так в шпагате делал дзуки (удары в карате). У Арташа и характер был задиристый, в принципе, до сих пор таким остается. Правда, с братом у него всегда были практически идеальные отношения. Недавно Арташ вернулся из поездки с подарками и своим детям, и брату Артуру. И вот супруга Артура — Татев, со временем и стала для нас с супругой той самой дочерью, которая не родилась. Почему больше не было детей? Потому, что, начиная с середины 80-х у нас уже начались серьезные финансовые трудности, это время, которое принято называть «перестроечным». 
Армия
Но это мы забежали вперед, лет на десять, а пока напомним о гражданском долге, который спортсмен Маргарян отдал немного не так, как было принято у профессиональных спортсменов Советского Союза.
— Так как я отучился в спортивном институте, то служил в армии только один год, — вспоминал Араик Маргарян. — Воинская часть 52-032 дислоцировалась в Загорске, Московская область. Когда нас везли туда полтора часа в закрытом ГАЗ-66, мы вообще не знали куда везут, и только по лаю собак я понимал, что вокруг есть какая-то жизнь. Правда, оказалось, что привезли нас в лес. Это была ракетная часть, и, я считаю, что там мне улыбнулась удача, потому что из этой части, если попадешь в дивизион, то можно попасть на командный пункт. А я там очень хорошо сыграл в футбол, и майор Пьянов, который отвечал за физподготовку, предложил мне остаться в дивизионе, и попасть на командный пункт. Было очень интересно на дежурствах, внимательно наблюдая за монитором, что помогало концентрировать внимание.
Однажды нас командировали на учения в Калининград, и там генерал приказал командиру нашей части, полковнику Погорельцеву: «У вас все «ранены», давайте задействовать новобранцев. Меня посадили за монитор, и затем, за хорошее несение службы, премировали отпуском. Уже после окончания службы, предлагали остаться на сверхсрочной, в звании лейтенанта, но я хотел продолжить спортивную карьеру, демобилизовавшись ефрейтором.
Из неприятностей армейской службы было то, что подхватил малярию. Отлежал месяц на карантине, вроде все стало нормально, но после демобилизации начали возникать приступы. Как это проявлялось? Температура поднималась выше 40 градусов, дрожь, лихорадка, мама накрывала меня двумя толстыми овчинными шкурами, заменявшими одеяла, но и это не могло согреть. Так я мучился часа по три, потел, после чего наступало и облегчение, и слабость. К врачам не ходил, сама мама не могла определить мой диагноз. Так дня два промучаешься, а потом все нормально, как будто ничего и не было. И вот в 1978-м году в день моего рождения восьмого мая, случился последний приступ. Когда я позднее прочел медицинскую энциклопедию, чтобы найти свои симптомы, то обнаружил, что у меня была субтропическая малярия».
Звучит страшно, но в нашем повествовании будут истории и пострашней. Через год, после того как Маргарян победил малярию, состоялась Спартакиада народов СССР, на которой дебютировал хоккей на траве. Увы, через две недели, после Спартакиады, произошла трагедия с ташкентским «Пахтакором», в которой погиб Михаил Ан, чье неосторожное движение и стоило карьеры молодому футболисту Маргаряну. Причем, в тот злополучный полет в составе «Пахтакора» отправился и уроженец Казани Александр Корченов, зато избежал трагедии татарин Марат Кабаев (отец гимнастки Алины Кабаевой), которого хотели пригласить в сильнейшую команду Узбекистана, но он предпочел отыграть тот сезон за «Автомобилист» из Термеза.
Еще через год, в 1980-м, в Москве прошла 22-ая Олимпиада, где дебютировала сборная СССР по хоккею на траве. 
(Продолжение следует)


Рецензии