***
Ответственность за дальнейшее развитие мордовского народа и его этнической культуры взяли на себя соответствующие государственные учреждения и должностные лица. Выпуск научной, популярной и учебно-методической литературы, определение вещательной политики ГТРК «Мордовия», деятельность творческих коллективов - все это происходило в рамках национальной политики, проводимой руководством республики, при посредничестве исполкома Совета возрождения.
Особенно четко новая тенденция в деятельности движения за национальное возрождение проявилась в ходе подготовки и проведения Саранской городской конференции «Проблемы возрождения мокшан и эрзян» в октябре 1993 года.
В конференции приняли участие работники учреждений образования и культуры. Делегаты представляли Министерство культуры, Мордовский национальный драматический театр, музыкальное училище, городские музеи, музыкальные школы, творческие союзы, Фонд культуры, библиотеки, филармонию и т. д.
Мероприятия, запланированные конференцией, предусматривали развитие учреждений культуры, функционирующих на мордовских языках, занимающихся изучением литературы, истории, языка мокши и эрзи, увеличение времени теле-, радиовещания на мокшанском и эрзянском языках; издание серии книг по истории, этнографии и культуры мордвы и т. д.
Городской комитет эрзян и мокшан, сформированный в процессе конференции, включал представителей заинтересованных учреждений, деятельность которых была непосредственно связана с национальной тематикой.
В январе 1994 г. МССР была переименована в Республику Мордовия. Верховный Совет был заменен Государственным собранием. В январе 1995 г, в ходе первой сессии депутаты выбрали председателем Государственного собрания Н.И. Меркушкина. В сентябре 1995 г. Конституционным собранием он был избран на должность Главы Республики Мордовия.
Формирование новой политической структуры власти, соответствующей существующим экономическим и социально-политическим реалиям, способствовало стабилизации обстановки в республике и прекращению конфронтации с Российским правительством. Стабилизация политической жизни закрепила тенденцию к огосударствлению деятельности национальных организаций.
23 - 24 марта 1995 г. состоялся II Всероссийский съезд мордовского (мокшанского, эрзянского) народа. На съезде присутствовал 271 делегат, из них 56 - представители диаспоры, 119 делегатов прислали районы республики. 96 - Саранск, Эрзю представляли 57,8% делегатов, 13% - мокшу, 27% делегатов зарегистрировались как мокша.
Сельскими жителями явились 44% делегатов, горожанами - 56%. По - прежнему высоким был образовательный уровень собравшихся - 88,7% делегатов имели высшее образование, 8.7% - среднее специальное. По сравнению с I съездом количество делегатов уменьшилось практически в два с половиной раза.
Съезд определил свой статус как «высшее представительное собрание мордовского этноса, проживающего как на территории Мордовии, так и других регионах Российской Федерации», который «созывается с целью обсуждения широкого круга проблем национального возрождения».
Делегаты существенно смягчили формулировки принятых съездом документов и уменьшили свои претензии на законодательное регулирование условий жизни республики: «Съезд исходит из того, что его решения должны учитываться органами законодательной и исполнительной власти Республики Мордовия при определении критериев и принципов решения общих для мокшан и эрзян проблем: развития этнического самосознания, национальной культуры, создания единых норм литературного языка и образовательных программ».
Приветствуя делегатов, Глава республики Мордовия Н.И. Меркушкин подтвердил намерение официальных структур сотрудничать с руководящими органами съезда, сообщил о подготовке соглашения РМ с республиками и регионами компактного проживания мокшан и эрзян, заявил о намерении руководства республики поддерживать издательскую деятельность, а также увеличить вещание на мордовских языках. В то же время предложения радикального усиления этнического фактора в жизни республики властями были отвергнуты.
По завершении съезда наблюдается постепенное оживление национального движения и дальнейшее укрепление его контактов с властями. Благодаря сотрудничеству Совета возрождения с министерствами образования и культуры значительно увеличилась сеть школ с обучением на мокшанском и эрзянском языках, стали регулярно проводиться народные праздники в районах республики на основе мордовских традиций.
Были созданы центры национальной культуры, возрождающие не только фольклор, но и декоративно-прикладное творчество. Заметно активизировалось национальное книгоиздание. В середине 1990-х гг. сложились женские национально культурные общества «Юрхтава» и «Норовава».
III Всероссийский съезд мордовского (мокшанского, эрзянского) народа, состоявшийся 7 - 10 октября 1999 г., подвел определенные итоги десятилетней деятельности движения за национальное возрождение.
В своем докладе председатель Совета возрождения М.В. Мосин, отметив несомненное оживление процессов национального возрождения, подчеркнул, что важнейшие проблемы, поднимаемые предшествующими съездами, не нашли своего отражения в правительственной политике.
Не были приняты законы «О культуре» и «О статусе национального села». Серьезной критике подвергся Закон «О государственных языках», принятый в апреле 1998 г. По мнению докладчика, закон констатировал только возможность использования мордовских языков в жизненно важных для них сферах, но не предусмотрел механизма, который бы обеспечил непременное функционирование этих языков во всех сферах жизни общества - в повседневной жизни, социально-политической жизни, в сфере образования, в науке, культуре, средствах массовой информации, межэтническом общении и международном использовании».
«Программа национального развития и межнационального сотрудничества», разработанная и принятая по предложению Правительства республики в 1997 г., получила, по словам М.В. Мосина, негативную оценку членов Совета возрождения вследствие ее «непринципиального» характера.
Основные требования съезда были отражены в его резолюции «О политико - правовом положении мокшанского и эрзянского населения в Российской Федерации».
Съезд выступил с новыми предложениями по изменению структуры государственных органов. Было предложено создать при Госсобрании РМ самостоятельный комитет по национальным отношениям и делам молодежи, отделив его от существующего Комитета по культуре, образованию, науке, межнациональным отношениям и делам молодежи.
Было также предложено активизировать законотворчество по национальной проблематике и принять законы «О культуре», «О статусе национального села», «О собственности», «О гражданстве», «О демографии и миграции».
В то же время резолюции съезда по вопросам образования, сохранения и развития национального языка, по национальной печати и др. отмечали большую работу, проводимую местными органами власти. Предложения III съезда были направлены в соответствующие органы власти: в Государственное собрание РМ, в Правительство, в министерства и ведомства, главам районов и городов, в вузы.
После III Всероссийского съезда мордовского народа национальные организации в республике вышли на новый этап развития. В октябре 1999 г. Совет возрождения получил статус межрегионального общественного движения, что означало подключение мордовской диаспоры к процессу этнического возрождения.
Деятельность Совета возрождения в настоящее время строится при теснейшем взаимодействии с властями и под патронажем Государственного комитета по национальной политике. В идеологии национального движения отчетливо сместились акценты и произошла общая корректировка программных положений.
Среди важнейших направлений деятельности Совета возрождения - разработки подзаконных актов, регулирующих расширение функций мокшанского и эрзянского языков, создание комплексной программы по проблемам молодежи с учетом этнической специфики населения.
Программа движения по-прежнему основана на следующих приоритетах: расширение сфер функционирования мокшанского и эрзянского языков, внедрение их в систему образования и образовательные стандарты, обязательное изучение мордовских языков в школах и вузах, а также использование в системе государственного управления.
Политическая доктрина национального движения подверглась существенным изменениям. Налицо отказ активистов движения от попыток закрепить квотированное представительство мордовского народа в высших органах власти, предоставление политических прав мокшанам и эрзянам, проживающим за пределами республики, создания двухпалатного парламента.
В связи с учетом руководством республики национального фактора в кадровой политике утратили актуальность требования языкового и этнического ценза при замещении должностей. Общественные организации и, прежде всего Совет возрождения во взаимоотношениях с властями играют роль инициативной группы. В свою очередь, республиканские органы власти в лице своих министерств и ведомств обеспечивают организационно и технически работу по развитию языков и культуры мокшан и эрзян.
Мордовское национальное движение не являлось единым по своим взглядам на процессе возрождения и подходам к решению этнической проблематики. Разногласия внутри национального движения в значительной степени были обусловлены различиями в в социальном положении сторонников возрождения.
По мере стабилизации отношений с руководством республики, а также снижения общественного интереса к национальной проблематике представители научной и творческой интеллигенции отказались от наиболее радикальных лозунгов и все менее проявляли склонность идти на конфликт со властями.
В то же время другая часть сторонников национальной идеи активизировала свою деятельность, развивая собственный взгляд на пути этнического возрождения мокшан и эрзян. Естественным разрешением обострившихся внутренних противоречий стало, как уже было сказано выше, организационное оформление раскола и создание общества «Эрзянь мастор».
Попытки размежевания стали появляться в движении за национальное возрождение еще в 1991 г. Размежевание пошло по субэтнической линии, т.е. между мокшанами и эрзянами. Предметом разногласий стал вопрос о путях и средствах национального возрождения, различных, как заявили сторонники разделения - эрзяне, для эрзи и мокши.
Первыми проявлениями будущего раскола стала борьба за отказ от общего этнонима мордва и обоснование «различности», самостоятельности народов эрзя и мокша, существующих по иноязычным, «чужим» и даже «ругательным» именем мордва. Вопрос об отказе этнонима мордва официально был поднят уже на учредительном съезде «Масторавы», делегаты которого записали в резолюции требование переименовать Мордовскую АССР в Мокшанскую и Эрзянскую АССР.
Нарастающие в движении разногласия вызвали серьезные опасения руководства «Масторавы» за судьбу организации. Обострение противоречий к моменту открытия I съезда мордовского народа заставило правление общества и в первую очередь его президента Д.Т. Надькина определить позицию «Масторавы» по этому вопросу и осудить «попытки перетягивания одеяла на себя» со стороны сторонников «племенного эгоизма».
«Скорее всего, - заявил в докладе Надькин, - эрзяне и мокшане - два народа, впрочем, очень близких и осознающих свою близость». Признавая это, президент «Масторавы» призвал сохранять существующее положение.
В отличие от учредительного съезда «Масоравы», делегаты I съезда вернулись к наименованию «мордовский», а также отказались от требования переименования республики. О том, что такова была точка зрения большинства делегатов, свидетельствуют и результаты социологического опроса, проведенного среди делегатов съезда сотрудниками НИИ регионологии при МГУ им. Н.П. Огарева.
На вопрос, каким бы вы хотели видеть название МССР, ответы распределились следующим образом: Мордовская ССР - 23,3% опрошенных делегатов, Мордовия - 22,6%, Мордовская Республика, Республика Мордовия - 27,4%, Мокша - Эрзянская республика 8,9%, Эрзя - Мокшанская - 7,4%, Эрзянская и Мокшанская Республика 2,6%, Автономная Республика Мордовия - 2,1%, Эрзянь Масторава - 1,6%.
Как видно, более 2/3 опрошенных делегатов съезда предпочли название республики, в котором мокша и эрзя были объединены этнонимом мордва.
Свидетельство о публикации №226012101806