Дед Алексей
Рассказ
Свершились две революции. Отгремели две жестокие войны. Постепенно, болезненно, маленькими шагами в приграничных деревнях Псковской губернии налаживалась мирная жизнь. Устоявшиеся обычаи, привычки крепко держали крестьян. По церковным праздникам семьями приходили в храм, помолиться богу.
В церкви закончилась служба. Прихожане троекратно молись у входа в храм, и расходились по деревням и хуторам. В тот день служба проходила дольше, чем в обычные дни и дед Алексей устал, решил отдохнуть, присев на скамью. Следом за ним вышла бабушка Матрена, проживающей в деревне за болотом. Обменялись приветствиями, видами на урожай.
- Что в вашей деревне говорят о войне? Наши мужики встревожены, опять запад грозится идти войною на нашу землю. – Молвила Матрена.
- Вчера видел я сон, встревоживший меня.- Произнес дед.
- Что же приснилось?
- Приснилась дорога. На ней стальные машины снуют туда, сюда. Затем какие-то большие машины стреляют. Потом другие стальные кони приехали и разбили чужие машины. В небе летали железные птицы, несли смерть и разрушение.
Бабушка пригорюнилась.
- Беда. Беда. Вновь горе.
Детвора, что баловалась после службы на площадке, услышав о железных птицах, притихла, сбилась в кучку.
-А небо то все в паутине, зачем она нужна непонятно. Подходит к дереву- столбу мужик, берет сучок и разговаривает. Плохо слышно, но понимаю, что ему отвечают. На полях железные кони землю обрабатывают, другие урожай собирают. Чудно все.
- Тяжелую задал ты задачку.
- Врешь, ты все. Как это по сучку говорить? – крикнул бойкий мальчик.
Ребята засмеялись.
- Лгун, врун. – Неслось со всех сторон.
Дед Алексей глубоко вздохнул, внимательно посмотрел на детвору и сказал: « Вы шалите, не слушаете родителей, деда, бабу, а господь бог всё видит и слышит. Каким образом действие осуществляется? Не знаете».
Среди детворы находилась моя теща Александра Павловна. Ей в ту пору было около десяти лет. Закончила она первый класс начальной школы. Клавдия Степановна учительница Саши приходила к Павлу Федотовичу и объясняла ему, что ребенок способный, необходимо продолжить обучение. « Обидишь ребенка»: - вздохнув, произнесла учительница. Отец не пустил Александру в школу. Объяснил свое решение таким образом: «Приезжаю я в город Остров, смотрю вывески, а прочитать не могу. Чайная, или уборная. Дочка может читать, писать. Хватить ей». Она стала помогать родителям, пасла гусей, полола грядки от сорняков, присматривала за младшей сестрой.
Дед Алексей Иванович в округе слыл крепким, справным, справедливым хозяином. На вид ему было более шестидесяти лет, член церковный десятки. В праздничные дни вовремя богослужения пел густым басом на клиросе. В сельской общине он активный член потребительской кооперации. До революции имел покупную землю, планировал поселиться на хуторе.
На его смуглом, округлом лице росла густая черная с проседью борода. В черных волосах не просматривалась седины. Походка и манера общения говорили, что Иванович знает себе цену.
Чтению и счету Алексея обучил отставной солдат. В свободные минуты, по выходным дням, он читал толстенную книгу «Библию», а также жизнь святых людей. Свободные средства Иванович держал в островском земельном банке. Деньги копил на покупку земли. В двадцатые годы в школе «ликбез» осилил письменную грамоту. Иногда Алексей Иванович заходил в избу читальню, где просматривал газеты и другую печатную продукцию.
Возможно, этот случай, и подслушанный разговор забылись бы, стерлись с памяти, но по жизни все подтвердилось. Летом 1941 года по псковщине прокатилась немецкая армада. По дорогам двигались, ревели, поднимали облака пыли немецкие мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, танкетки и танки, Многие солдаты вермахта крутили педали велосипедов и приезжали на постой в деревни. С утра до вечера слышалась стрельба и шум проезжающих машин. В небе Александра впервые увидела самолеты - стальные птицы. Они летели в большом количестве с запада на восток. Некоторые бомбардировщики сбрасывали темные точки, бомбы, слышались зловещие раскаты. Тогда Саша вспомнила рассказ деда Лешки.
Вновь, спустя три года, машины опять заполонили дороги. Немецкие войска с боями отступали. В небе преобладали самолеты со звездами на крыльях. Немецкие аэропланы, преодолев огонь зенитной артиллерии, прорывались к водной переправе через реку Великая. В это время над переправой стояла плотной стеной дымовая завеса. Вражеские самолеты, не видя цели, сбрасывали бомбы в пустую, наугад. Затем по дорогам двигались на запад на советских и американских грузовиках наши войска. Гусеничные танки и самоходные орудия громили врага.
Наступил мир, по дорогам продолжали ездить автомобили, и с каждым годом их становилось больше. Поля обрабатывали колесные и гусеничные трактора. Самоходные комбайны собирали урожай зерновых, и других культур.
На селе, в здания сельсовета, правления колхоза поставили телефоны, организовали телефонную связь. Телефонные провода закрепили на деревянных столбах, затем к каждому дому деревни провели провода, по которым передавался радио сигнал. По радио транслировали передачи из столицы нашей родины Москвы. Спустя пару лет, в крестьянском доме деревни загорелась электрическая лампочка, для этого потребовались электрические провода. Все провода, издали, напоминали сплошную паутину. Таким образом, подтвердилось предпоследнее предсказание деда Алексея.
Александре Павловне исполнилось 83 года, когда дочь подарила маме мобильный телефон. Теперь, используя его, она могла разговаривать по телефону с дочками и внучками. Вспомнила она о беседе по «сучку».
Летом к бабушке Александре Павловне приехали в гости дочери с зятьями и внуками. За обедом, немного выпили, и бабушка рассказала о сне, предсказание деда Алексея.
Январь 2026г.
Алексей Иванов – Уситовскитй 2
Свидетельство о публикации №226012101882
С теплом души!
Иван Иванов-Псковский 2 21.01.2026 19:41 Заявить о нарушении