Ступени рода
А так хочется сохранить то, что ушло... Иногда даже транспарантом вывесить на груди своей: вот, смотрите, как было...
Поколения семьи словно ступени многоветвистой лестницы: идешь по ним вверх, к будущему, редко оглядываешься и уже не помнишь того, что там было в основе твоей ступени и ступени родителей.
А были истории, значимые события, целые жизни!
Мой прадед рано погиб. Нет, не на войне, еще до нее, по глупости, из-за вина. (Ах, как не изменилось в этом отношении ничего: сколько трагедий происходит сейчас по той же причине!) Он был талантливый инженер, архитектор. Трудно понять и вообразить, как простой деревенский парень смог выбиться в люди, стать значимым звеном общественной жизни, однако так было. И, пожалуй, он единственный из известных мне родственников, кто смог сделать подобный рывок в развитии и карьере.
Почти не осталось людей, которые рассказали бы о нем больше и подробнее: память затирается годами, а потом и уходит навечно с теми, кто еще помнил и знал... Прабабушка была неграмотная, – так всегда о ней говорила ее дочь, моя бабушка, имея в виду, что та не умела читать и писать, нигде не училась. А прадед, муж моей неграмотной прабабки, был инженером, архитектором! Его пригласили работать в Рязань, дали ведомственную квартиру... Когда мой мозг пытается переложить те события на современные реалии, в нем начинается сбой: я не понимаю, как и где простой парень мог проявить себя так, чтобы его заметили сверху и чтобы им впоследствии гордились его дети!
Это та скромная часть его жизни, которую я знаю от мамы, а та слышала от своей, а что там раньше? В его истории, в историях его родителей? Кто они были?.. Не узнать. Никогда. Наступает когда-то момент, застилающий навсегда частную историю, и если потомки не передают ее дальше, на следующий этап лестницы, то через несколько поколений она стирается, уходит из виду, словно ступень, оставшаяся далеко позади...
Мой прадед участвовал в проектировании и строительстве первого высотного жилого дома в Рязани. Сдали его в 1929 году. Здание то и по сей день стоит в центре города, и в нем живут люди, находятся магазины. Я часто хожу мимо того векового дома. На фасаде табличка с годом постройки и главным архитектором А.Д.Сошкиным, про других участников грандиозного по тому времени строительства – ничего. Но в памяти семьи еще жива эта скромная информация из жизни прадедушки, который навсегда оставил часть себя в развитии этого города.
Меня переполняет радость из-за того, что спустя столько поколений моя семья продолжает жить в этом городе, я горжусь тем, что есть в Рязани то, что через столетие роднит меня с ней. И, пока я помню, пока мой сын помнит, пока следующие поколения будут помнить и видеть через года ту далекую, оставшуюся за веками ступень нашего рода, хотя бы тем скромным сохранившимся в истории фактом будет жить Киселев Александр Кузьмич.
Свидетельство о публикации №226012101948